Содержание
-
«Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе».
-
Задачи
1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе. 2. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. Именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности. Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину. Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.
-
Проектная деятельность – это творчество. Но учащихся младших классов надо учить творить:
- маленький ребёнок не может создать оригинальный конкретный продукт, не имея необходимых для этого знаний и навыков, следовательно, практические задания в учебном процессе ему надо давать такие, которые опирались бы на уже имеющиеся у него знания, используя их при этом как можно полнее; - самостоятельность ученика проявляется в том, что он сам выбирает вариант задания, сам определяет форму изделия, объём работы. А творчество - в том, что при единой для всех теме ученик создаёт свой вариант работы. Самостоятельные работы учащихся должны строиться по принципу «от простого к сложному».
-
3.Что такое проектная деятельность?
Проектная деятельность – это метод, который - раскрепощает ребёнка, - повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, - способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах. В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.
-
4.Что такое проект?
Любой проект имеет практически одинаковую структуру. Проект – это «пять П»: - проблема; - проектирование (планирование); - поиск информации; - продукт: - презентация.
-
Этапы осуществления проектной деятельности:
1-й этап ( проблема)— погружение в проект. Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, формулирует проблему проекта. Из проблемы проекта, сформулированной в общем виде, выделяется ряд подпроблем. В результате определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта.
-
2-й этап (проектирование, планирование) — организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта.
-
3-й этап — поиск информации. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации. Учащиеся могут найти информацию по проблеме: в справочниках и энциклопедиях; газетах, журналах, дополнительной литературе: в Интернете; из личных бесед со взрослыми; из других источников информации.
-
4-й этап (продукт) — осуществление деятельности. Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как ребят подготовили.
-
5-й этап — презентация. Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Возможное представление результатов проектной деятельности: альбом, газета, гербарий, журнал, книжка-раскладушка, коллаж, коллекция, костюм, макет, модель, наглядные пособия, паспарту, плакат, план, реферат, серия иллюстраций, справочник, фотоальбом, экскурсия. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки проектов учащихся тех изделий, которые они создали. Часто такая выставка сопровождается небольшими выступлениями школьников с рассказом о своём изделии.
-
Виды проектов
Творческие проекты предполагают максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Ролево-игровые проекты – это литературные, ролевые игры и др. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
-
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практико-ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может быть представлена в виде сценария, определения функций каждого ученика и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Монопроектыреализуются, как правило, в рамках одного учебного предмета, т.е. выполняется на материале конкретного предмета. Разумеется, работа над монопроектами не исключает применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы.
-
Межпредметные (интегрированные) – это проекты, интегрирующие смежную тематику нескольких предметов, выполняются в основном во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие две-три предметные области, а могут быть достаточно объемные, продолжительные.
-
Роль родителей в проектно-исследовательской деятельности.
Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности? На этапе выбора темы исследования родители могут помочь выбрать лучшую из тем, помочь обосновать свой выбор. На этапе выдвижения первоначальных идей родители могут помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей, записать их, а потом систематизировать. На этапе сбора материалародители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме.
-
На этапе обобщения материала родители могут помочь ребенку кратко изложить самое главное , помочь рассказать об этом. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.
-
1 КЛАСС
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать, поэтому в первом полугодии мы проводим подготовительный этап, в который включается: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информациипо плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Варианты тем: «Моё имя» , «Моя семья» .
-
Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира». Темы для 1 класса:
Математика. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты». Обучение грамоте. «Живая Азбука». Русский язык. «Скороговорки». Литературное чтение. «Сказочная страничка». Окружающий мир. «Моя малая Родина». «Моя семья». «Мой класс и моя школа». «Мои домашние животные».
-
2 КЛАСС
На втором году обучения дети уже способны собирать информацию не только из устных источников, но и пользоваться дополнительной ненаучной литературой, изготавливать некоторые детали проекта самостоятельно, но всё это ещё происходит под руководством учителя. На этом этапе дети могут выбрать тему самостоятельно (по заранее предложенным проблемам), в рисунках передать эскиз модели, макета, сделать выводы о значимости проекта. Эта работа проводится в первой четверти второго класса. Все проекты, которые выполнялись до этого момента, были краткосрочными. Начиная со второй четверти второго класса, можно приступить к работе над объёмным долгосрочным проектом.
-
3 КЛАСС
В третьем классе работа над проектом более расширяется и начинается с первой четверти. Дети могут работать с научной дополнительной литературой (справочники, энциклопедии, сборники),устную информацию преобразовывать в письменную и делать первоначальный анализ полученной информации.
-
4 КЛАСС
В четвёртом классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. Ребята уже могут сделать анализ, выбрать главное из общего потока информации (в музеях, из средств массовой информации и из других источников) и оформить готовый проект самостоятельно.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.