Содержание
-
Подготовил: учитель-логопед Дудкина Т.В.
Технология ТРИЗ: Цели и задачи Методы и приемы
-
История создания
Основоположник научной технологии творчества (впоследствии – Теория Решения Изобретательских Задач) – российский ученый-практик, писатель-фантаст, педагог Генрих СауловичАльтшуллер (1946 год, г. Баку). ТРИЗ способствует развитию мышления, его гибкости, системности, логическому построению и оригинальности. Более десяти лет технология ТРИЗ используется в образовании для развития мышления у детей разного возраста.
-
Качества выпускника ДОУ
В результате освоения инновационных программдошкольник овладеет интегративными качествами и компетенциями: Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослыми, так и им самим. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
-
Технология ТРИЗ
Хорошо соотносится с природой ребенка-дошкольника, удовлетворяет его высокий познавательный интерес. Отвечает требованиям государственной политики в области образования. Является хорошим инструментом для развития всех интегративных качеств у ребенка- дошкольника.
-
Сущность ТРИЗ
• ТРИЗ основывается на знании законов развития систем (любой объект находится во взаимодействии с другими объектами и явлениями, и эта система находится в постоянном развитии. • Использование рационально организованной информации (с помощью определенных методов, приемов, в определенной последовательности, в зависимости от цели). • Управление мышлением в процессе решения задачи (педагог направляет мыслительный процесс ребенка с помощью определенных приемов, методов к достижению поставленной цели).
-
Главная задача ТРИЗ – научить ребенка думать нестандартно и находить собственные решения. ТРИЗ в дошкольном детстве – это определенная система воспитания и развития человека, которая подразумевает: активное и одновременное развитие у детей процессов мышления, речи и воображения, памяти, внимания; расширение знаний детей об окружающем мире посредством использования элементов ТРИЗ и методов развития творческого воображения, компьютерных обучающих программ; постепенное использование полученных знаний и умений в разных видах самостоятельной деятельности: художественной, речевой, игровой, исследовательской, коммуникативной и др.
-
Творческое мышление зависит от: уровня развития творческого воображения; сформированности интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей и др.). Средстворазвития творческого (системного) мышления - дидактические игры.
-
Системное мышление по отношению к объекту –
- это умение осуществлять в комплексе следующие мыслительные операции: • выбрать объект и определить его функцию; • определить линию развития как собственно объекта, так и его функции; • выявить составляющие объекта; • определить основания под построение классификационной структуры, в которой находится объект; • осуществить сравнение объекта с другими объектами по разнообразным признакам
-
Методы ТРИЗ
Методы, основанные на системном подходе: •Системный оператор•Метод снежного кома•Метод золотой рыбки.•Ступенчатый эвроритм. Методы психологической активизации мышления. Мозговой штурм. Синектика Метод контрольных вопросов. Морфологический анализ. Методы, основанные на математическом подходе. • Бином фантазии • Фантастическое вычитание. • Фантастическое умножение. • Метод « Наоборот» • Оператор РВС. • Простые приемы фантазирования. Методы, основанные на перемене мест. • Перемена мест. • Метод фокальных объектов. • Метод изменения оценки. • Метод взаимного обмена. • Фантограмма.
-
Этапы ТРИЗ. ,
1 этап - поиск сути и истины. Ребенок учится осознавать, что любой из окружающих предметов может использоваться совершенно по-разному. 2 этап -поиск противоречий в предмете. Анализ «хорошо – плохо». 3этап- разрешение противоречий. Поиск нестандартных путей решения поставленных проблемчерез систему развивающих задач и игр. 4 этап - развитие творческого воображения и мышления. Самостоятельное придумывание не выполнявшиеся ранее упражненийи сказок с противоречиями. Специализированные методикиТРИЗ (рисование, конструирование, лепка и игра).
-
Что необходимо педагогу для организации работы по ТРИЗ?
Первое: Усвоить 10 заповедей творческой личности. 1. Будьте хозяином своей судьбы. 2. Достигайте успеха в том, что Вы любите. 3. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело. 4. Стройте свои отношения с людьми на доверии. 5. Развивайте свои творческие способности. 6. Культивируйте в себе смелость. 7. Заботьтесь о своем здоровье 8. Не теряйте веру в себя. 9. Старайтесь мыслить позитивно. 10. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением
-
Второе.: Каждый день работы с детьми – поиск. Педагог не должен раскрывать детям истину, он должен находить ее вместе с детьми. Третье : Постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, событии, факте..«Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте. Четвертое: Учить детей выявлять противоречия и решать их, используя различные приемы. Пятое: Игры - каждый день! Научитесь сами придумывать игры и упражнения. Составляйте сами картотеки, каталоги игр! Шестое: Беседуйте с детьми об истории изобретения вещей. Пусть дети увидят, что изобретать - значит решать противоречия. Седьмое: Чудеса прогулок. Прогулка- то место и то время, которое необходимо использовать для развития воображения детей. Восьмое: Вечер – время таинств, время сказок, время любимых занятий.
-
Качества творческой личности.
• Достойная цель (новизна, общественная полезность, конкретность, перспективность, индивидуальность, масштабность, непосильность) • Планы достижения цели (умение планировать) • Высокая работоспособность • Результативность • Способность отстаивать идеи (способность держать удар) • Хорошая техника решения творческих задач.
-
Основные задачи программы «Росток»
1. Воспитывать качества творческой личности. 2. Развивать у детей способность грамотно действовать во всех сферах человеческой действительности. 3. Воспитывать элементарную лексическую грамотность, умение понять инструкцию, проблему и решить ее с максимальной степенью идеальности, соблюдая при этом правила безопасности и нормы общественного поведения. 4. Развивать чувство уверенности, базирующееся на сознании самоценности с пониманием достоинств и недостатков в себе самом и окружающих. 5.Формировать навыки творческой работы, включающие следующие компоненты: развитое воображение в двух основных его формах: порождение идеи и возникновение плана ее реализации; оригинальность мышления – самостоятельность, необычность, остроумность решения; беглость мышления – богатство и разнообразие ассоциаций, количество образовавшихся связей в пределах ограниченного времени; широта категоризации – отдаленность ассоциаций, неожиданность использования предметов, обобщение явлений, не имеющих очевидных связей; гибкость – способность приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации.
-
Игры по технологии ТРИЗ.
1. Игры на формирование умения выявлять функции объекта 2. Игры на определение линии развития объекта 3. Игры на выявление над-системных связей 4. Игры на определение под-системных связей объекта 5. Игры на объединение над- и под- системы объекта 6. Игры на умение выявлять ресурсы объекта 7. Игры на сравнение систем 8. Игры на классификацию объекта 9. Универсальные системные игры.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.