Содержание
-
Понятие о методах воспитания, их сущности. Прием и средства воспитания. Многообразие методов воспитания и их классификация.
Выполнила: Никульчева А.С. Группа 4А Тула 2013г.
-
Понятия метода и воспитания
МЕТОД (от греч. methodos – способ исследования, теория, учение) – способ достижения какой-л. цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. Общий словарь ВОСПИТАНИЕ - это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанника (-ков) по созданию оптимальных условий, организации освоения социально-культурных ценностей общества, и, как следствие, развитие их индивидуальности, самоактуализации личности. Л.И.Маленкова
-
Понятие о методах воспитания
“Метод воспитания – это «инструмент»прикосновения к личности. “Макаренко А.С. “Дурное воспитание основывается на постоянном применении к воспитуемому частицы «не» с глаголами.” Лизинский В. Метод воспитания – способ определенным образом упорядоченной деятельности (взаимодействия) воспитателя и воспитанника.
-
Методы воспитания в работе классного руководителя
“Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать.” И.Кант “…одна педагогическая практика без теории - то же, что знахарство в медицине.” К.Д.Ушинский Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же может влиять и вне деятельности педагога. Зюбин Л.М.
-
Сущность методов воспитания
Практика воспитания – вооружение школьников лишь знаниями из различных областей культуры, т.е. «образование» - как процесс и результат обучения; процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием «обучение». Сущностной характеристикой воспитания является формирование отношений к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, т.е. воспитание «человека культуры».
-
Отношения ребенка – главный предмет заботы воспитателя
Отношение – это установившаяся и закрепившаяся в психике человека своеобразная связь с объектами окружающего мира. Сложившееся качество личности представляет собой отношение в трех формах: убеждение (рациональное отношение) стереотип поведения (привычка); чувство, переживание, мотив деятельности. «Затвердевшее» отношение является сутью качества личности и потенцией будущего поведения человека, именно на его воспитание должны быть направлены силы воспитателя.
-
Цель воспитания – всегда актуальный вопрос в любом обществе, на любом этапе развития человечества. «Научить ребенка считать очень просто. Наша методическая наука достигла в этом Совершенства…Но главное заключается не в этом. Главное в том,чтобы с этим умением считать ребенок не стал… обсчитывать». С.Т.Шацкий Задача школы - «сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов».
-
Прием и средство воспитания
Каждый метод реализуется различно в зависимости от опыта педагога и его индивидуального стиля профессиональной деятельности. Различия в реализации метода характеризуются приемами воспитания Прием воспитания – часть общего метода воспитания, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Средство воспитания – совокупность приемов. Средство – это уже не прием, но еще не метод.
-
Например: Труд – средство воспитания, НО показ, оценка труда, указание на ошибку в работе – это приемы. Слово (в широком понимании) – средство воспитания, НО реплика, ироническое замечание, сравнение – приемы. Метод воспитания - система приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели воспитания. В отдельных случаях воспитатель приходит к новым нетрадиционным решениям, применив изобретенные им самим или позаимствованные у коллег приемы.
-
Т.е. Приемы воспитания (иногда – воспитательные приемы) в отечественной педагогике рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого(например, создание эмоционального настроя в ходе воспитательной беседы) и обусловливаются целью их применения. Это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач; это частное изменение, дополнение, вносимое в общий метод воспитания, соответствующее конкретным условиям воспитательного процесса. Средства воспитания - это предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач.
-
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это выстроенная по определенному признаку система методов. Методов воспитания чрезвычайно много. Использовать отдельные методы, не сознавая при этом всей системы, применяемой на практике, - трудно. Систематизация методов также нужна для лучшего запоминания. Поляков С.Д. Наиболее распространенными классификациями являются: методы по источникам передачи содержания методы формирования сознания личности методы организации деятельности и формирования опыта поведения методы стимулирования метод контроля
-
Классификация методов по источникам передачи содержания
-
Классификация методов по формированию сознания личности
Первый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) школьником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания. Трудно воспитать, выработать какое-то качество, не добившись Ясного понимания значения этого качества. “Незнания, а убеждения стимулируют поступки детей, поэтому не столько понятия и суждения, сколько нравственная уверенность в общественной необходимости и личной полезности определенного типа поведения должна формироваться на этапе развития сознания.” К.Д.Ушинский
-
Методов формирования сознания личности
Для формирования взглядов и понятий используют: рассказ -эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, им. нравственное содержание объяснение - значения смысла чего- либо. разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на школьников. Важное свойство – ориентированность воздействия на конкретную группу или личность. увещение- увещевание сочетает в себе просьбу с разъяснением и внушением. Увещевание иногда принимает форму возбуждения чувства стыда, покаяния, неудовлетворенности собой, свои поведением и поступком. Эти чувства переживаются детьми, при этом педагог указывает пути к исправлению. внушение - проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. инструктаж – объяснение задания доклад - сообщение (устное или письменное) о чем-л.
-
Этическая беседа (ЭБ) – метод систематического и последовательного обсуждения нравственные, моральные этические проблем, предполагающий участие учителя и учеников. ЭБ – метод привлечения школьников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам; Диспут – это живые, горячие споры на разные темы, волнующие школьников. В основе диспута – спор, борьба мнений. Цель диспута – не вывод, а процесс. Пример –дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
-
В качестве примера могут быть: 1.Учитель 2.Родители 3.Друзья 4.Кумиры 5.Политики 6.Исторические личности 7.Герои фильмов и т.д.
-
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия, убеждения, а конкретные дела, поступки характеризуют воспитанность личности. Упражнение, поручение, воспитывающие ситуации –сердцевина воспитательного процесса. Они основаны на практической деятельности школьников. Механизм: организация полезных дел детей приведет к включению их в многоплановые отношения с другими людьми. Коллективные отношения приводят к поступкам и решениям, выбору определенной линии поведения. Всеобщий метод формирования необходимых качеств личности – упражнение. Результат упражнения – навыки и привычки. Воспитание должно вырабатывать жизненно необходимые, важные, полезные навыки и привычки (через систему упражнений, частотности и регулярности повторений, контроля и коррекции, мотивации и стимулирования выполнения и пр.)
-
Требование – метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность школьника и проявление у него определенных качеств. Приучение – это интенсивно выполняемое упражнение. Его применят тогда, когда надо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Поручения – с их помощью приучают школьников к положительным поступкам. Поручения разные по содержанию формируют разнообразные качества. Воспитывающие ситуации – специально, умышленно созданные условия, в которых складывается воспитательная ситуация, ситуация деятельности и общения с целью формирования необходимых качеств личности.
-
Методы стимулирования
Методы стимулирования - соревнование, поощрение, наказание. Поощрение – выражение положительной оценки действий школьников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Виды поощрения: одобрение, похвала, благодарность, представление почетных прав, награждение грамотами, подарками (по возрастанию материальной ценности). Метод поощрение требует тщательной дозировки и известной осторожности; соблюдение принципов «кому – сколько – за что», «справедливости», «нравственность на первом месте».
-
Соревнование – в основе метода лежит врожденная потребность человека – утверждение себя среди окружающих. Реализуя эту потребность, человек вступает в соревнование с другими людьми. Детям в высшей степени присуще стремление к соперничеству, приоритету, первенству. В ходе соревнования школьники быстро осваивают опыт общественного поведения, развивают физические, нравственные, эстетические качества.
-
Наказание – метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать Нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Наказание рассчитано на постепенное превращение внешних стимулов в стимулы внутренние. Виды наказаний: лишение определенных прав; наложение обязанностей; моральное порицание. Формы наказаний: неодобрение, замечание, порицание, предупреждение, обсуждение на собрании, отстранение от занятий в группе, исключение из школы.
-
Метод контроля
Основными душевными факторами развития человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение, самосовершенствование. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Ильин Е.П. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств. Самосовершенствование - осознанное развитие у себя достойных (нужных по жизни и этичных) навыков и качеств, а на их основе - освоение новых ролей.
-
-
Итог
Методы воспитания очень важны для обучения. Каждый метод обучения нужно использовать осторожно, т.к. их многочисленность или малоиспользуемость приводит к плохим результатам. Каждый метод индивидуально надо использовать к каждому ученику. Каждый метод воспитания надо использовать там, где он наиболее будет подходить к ситуации.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.