Презентация на тему "ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ"

Презентация: ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Включить эффекты
1 из 72
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме "ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ", состоящую из 72 слайдов. Размер файла 0.8 Мб. Каталог презентаций, школьных уроков, студентов, а также для детей и их родителей.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    72
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
    Слайд 1

    ВОСПИТАНИЕ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

  • Слайд 2

    воспитание -

    деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства (Закон «Об образовании в РФ»)

  • Слайд 3

    Воспитание

    в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность с целью передачи накопленного общественного опыта от старшего поколения младшему.

  • Слайд 4

    Самовоспитание-

    формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью. относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определённым уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию, Оно должно базироваться на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на критическом анализе своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности оно становится всё более значимой силой саморазвития личности. Оно находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности.

  • Слайд 5

    Характеристика процесса воспитания

    Целенаправленность Многофакторность Длительность Непрерывность Систематичность Комплексность Вариативность Двусторонний характер

  • Слайд 6

    Виды воспитания

    умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание.

  • Слайд 7

    В зависимости от направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях

    гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, фи­зическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание.

  • Слайд 8

    По институциональному признаку выделяют:

    семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях

  • Слайд 9

    структура воспитательного процесса

    целостное формирование личности с учетом цели всесто­роннего, гармонического развития личности; формирование нравственных качеств личности на осно­ве общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства; воспитание жизненной позиции, соответствующей демо­кратическим преобразованиям общества, правам и обязаннос­тям личности; развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных тре­бований; организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание; организацию личностной и социально ценной, многооб­разной деятельности, стимулирующей формирование обуслов­ленных целью воспитания качеств личности; развитие важнейшей социальной функции личности — общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

  • Слайд 10

    Этапы воспитательного процесса

    Осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведе­ния — важный этап процесса воспитания. Без этого формиро­вание заданного типа поведения личности не может быть ус­пешным. Знания должны перейти в убеждения — глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения — это твердые, основанные на определенных принципах и мировоз­зрении взгляды, которые служат руководством в жизни. Формирование чувств — еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человечес­ких эмоций, как утверждали еще древние философы, нет и не может быть человеческого искания истины. Главный этап воспитательного процесса — де­ятельность. Обособленно этот этап выделяется только в тео­ретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с формированием взглядов, убеждений, чувств.

  • Слайд 11

    этапы воспитательного процесса (последовательность педагогических действий)

    1) ознакомление с общими нормами и требованиями; 2) формирование отношений; 3) формирование взглядов и убеждений; 4) формирование общей направленности личности.

  • Слайд 12

    Компоненты воспитательной деятельности

    а) проектирование процесса б) организация материальной (трудовой, природоох­ранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности; в) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников; г) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

  • Слайд 13

    Закономерности и метапринципы воспитания

  • Слайд 14

    1.ориентация на развитие личности.

    При этом чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания — принцип непрерывного общего и профессионального развития личности.

  • Слайд 15

    2. природосообразностъ воспитания.

    Современная трактовка принципа природосообразности исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных про­цессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индиви­дуальной помощи ему. У человека необходимо культивировать стремление к здоровому образу жизни и умение выживать в экстремальных условиях. Особое значение имеют развитие планетар­ного мышления и воспитание природоохранного поведения. Развитие человека и его потребностей необходимо выводить за пределы Я и ближайшего социума, помогая осознать глобальные проблемы человечества, ощутить чувство своей сопричастности природе и обществу, ответственности за их состояние и развитие.

  • Слайд 16

    3. Принцип культуросообразности

    Этот принцип разрабатывали С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа культуросообразности предлагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуаль­ной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, мето­ды воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

  • Слайд 17

    4. дЕятельностный подход

    Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятель­ность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой ипрофессиональной культурой. Деятельность личности как раз и яв­ляется тем механизмом, который позволяет преобразовать сово­купность внешних влияний в собственно развивающие измене­ния, в новообразования личности как продукты развития.

  • Слайд 18

    5. Личностный подход

    Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда уча­щийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личност­ного подходов. Личностный подход как метапринцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению не­зависимо от его индивидуальных особенностей. Личностный под­ход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждо­му человеку как к самостоятельной ценности.

  • Слайд 19

    6. принцип персонализации педагогического взаимодействия,

    требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс лично­стного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков). Деперсонализированное педагогиче­ское взаимодействие жестко детерминируется ролевыми предпи­саниями, что противоречит другому гуманистическому метапринципу — полисубъектного (диалогического) подхода. Данный прин­цип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимо­действия возможно гармоничное развитие личности.

  • Слайд 20

    7. Индивидуально-творческий подход

    предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагности­ки) и развития ее творческих возможностей. Такой под­ход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гума­нитарной культурой.

  • Слайд 21

    8. Принцип профессионально-этической взаимоответственности

    обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего обще­ства неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, со­блюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует та­кого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоя­тельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут тво­рить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, со­знательно и планомерно совершенствовать себя.

  • Слайд 22

    Принципы организации воспитательной работы

  • Слайд 23

    принцип обучения и воспитания детей в коллективе

    предполагает оптимальное сочета­ние коллективных, групповых и индивидуальных форм организа­ции педагогического процесса.

  • Слайд 24

    принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой.

    Реализация этого принципа требует систематического ознакомления школь­ников с текущими событиями; широкого привлечения на занятия местного краеведческого материала. Педагоги — организа­торы педагогического процесса должны стремиться к тому, чтобы сам этот процесс стал для воспитанников притягательной сферой их жизнедеятельности.

  • Слайд 25

    принцип эстетизации детской жизни

    Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен­ных эстетических идеалов.

  • Слайд 26

    Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности вос­питанников.

    В организации деятельности воспитанников педагог играет ведущую роль. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей.

  • Слайд 27

    уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательно­стью к нему.

    вытекает из сущности гуманистического воспита­ния. Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А.С. Макаренко: как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему.

  • Слайд 28

    Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности.

    Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс ста­новления и возвышения личности. Если ученик овладевает новы­ми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удов­летворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стрем­ление к дальнейшему росту. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и по­следовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к челове­ку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.

  • Слайд 29

    Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности.

    Условиями осуществления этого принципа являются следующие: обеспечение системы в предъявлении требований; последо­вательное усложнение требований; закрепление и совершенство­вание ранее предъявлявшихся требований; настойчивость в предъявлении требования.

  • Слайд 30

    Принцип создания ситуаций ожидания завтрашней радости.

    Задача педагога — помочь каждому школьнику наметить личные близкие, сред­ние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

  • Слайд 31

    принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

    Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического действия (воз­действия) очевидны, в то время как параллельное действие на­глядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для при­косновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

  • Слайд 32

    Личность в гуманистическом воспитании

    Личность- устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующих человека как члена общества

  • Слайд 33

    Потребности

    Для различения признаваемых (субъективно-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Благодаря своей регулятивной функции, потребности представляют собой наиболее значимый критерий развития личности, особенно ее нравственного потенциала.

  • Слайд 34

    Мотивы

    Переход от потребности к формулированию цели не совершается сама собой. Потребность и цель соединяют мотивы. Самые сокровенный моменты личностного Я скрыты в мотивах поступков и поведения людей. Природа мотивов, их сущность, особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны – «самости».

  • Слайд 35

    Цели

    Идеальным моментом всех действий личности является цель, которая, с одной стороны, детерминирована потребностью, а с другой – средствами, служащими для ее реализации. Средства как бы вызывают цель и результат, поэтому их часто и определяют друг через друга.

  • Слайд 36

    Ценностные ориентации

    Моменты мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности являются ценностными ориентациями. Они затрагивают всю личность, структуру самосознания, личностные потребности. Ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые являются высшим проявлением целевой детерминации. Нравственные идеалы являются высшими критериями мотивационно-ценностного отношения личности, которое характеризуется осознанием личностью своего долга, ответственности перед обществом, добровольным принятием решения поступиться своими интересами в пользу другого человека, не требуя ничего взамен.

  • Слайд 37

    Метод воспитания

    – путь достижения заданной цели воспитания. Методы – это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Кроме того, под методами воспитания следует понимать способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.

  • Слайд 38

    МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ Методы формирования сознания Методы организации деятельности и формирования опыта поведения Методы стимулирования Убеждение Рассказ Объяснение Разъяснение Лекция Этическая беседа Увещевание Внушение Инструктаж Диспут Доклад Пример Упражнение Упражнение Приучение Педагогическое требование Общественное мнение Поручение Воспитывающие ситуации Мотивация Соревнование Поощрение Наказание Рис. 5. Классификация методов воспитания на основе направленности

  • Слайд 39

    Методы формирования сознания

    Рассказ Объяснение Разъяснение Лекция Этическая беседа Увещевание

  • Слайд 40

    Методы организации деятельности и формирования опыта поведения

    Внушение Инструктаж Диспут Доклад Пример Упражнение Упражнение Приучение Педагогическое требование Общественное мнение Поручение Воспитывающие ситуации Мотивация

  • Слайд 41

    Методы стимулирования

    Соревнование Поощрение Наказание

  • Слайд 42

    Семейное воспитание

    – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в единстве. Однако определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего человека. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания и воспитательной средой.

  • Слайд 43

    Факторы семейного воспитания

    Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью; В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы бать не могут; Семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитания; Семья обеспечивает преемственность традиций; Важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества; Существенное влияние оказывает семья на выбор профессии.

  • Слайд 44

    Виды семейного воспитания

    В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: 1)авторитарный, 2)демократический и 3)попустительский.

  • Слайд 45
  • Слайд 46

    Типы семейного воспитания, провоцирующие нарушения поведения

    Гиперпротекция (авторитарная, доминирующая, требовательная, потворствующая) Гипопротекция (потворствующая, скрытая, жесткая) Эмоциональное отвержение

  • Слайд 47

    Дополнительные факторы семейного воспитания, провоцирующие возникновение нарушений поведения

    1) неустойчивый стиль воспитания (колебания между гипер- и гипопротекцией); 2) предпочтение в ребенке, подростке детских качеств, когда у родителей наблюдается стремление игнорировать взросление детей, стимулировать возрастную фиксацию на таких детских качествах как непосредственность, наивность, игривость, т.е. с ярко выраженным желанием затормозить социализацию ребенка. Такой особенностью отличаются матери, склонные к истерии. Они боятся стареть. Такие матери думают: если мой ребенок будет маленьким, то я буду вечно молодой. Проблема сепарации от ребенка – страх его потерять (отделение ребенка от семьи, от матери);

  • Слайд 48

    3) проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (когда родитель в ребенке как бы видит черты собственного характера, которые чувствует, но не признает в самом себе). Такое поведение родителей вызывает у ребенка невротизм (возрастает уровень тревоги) либо вызывает агрессию; 4) перенос конфликта между супругами в сферу воспитания, когда ребенок становится жертвой конфликтующих родителей, когда каждый или один из них, манипулируя ребенком, пытается доказать свою правоту противоположной стороне; 5) нарушение супружеских отношений между родителями; 6) неразвитость родительских чувств, когда они предпочитают не иметь дела с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к его потребностям. Чаще встречается у мужчин, которые женились по принуждению, а также воспитывающихся в детских домах. А также встречается у женщин, которые родили ребенка от нелюбимого или ненавистного мужчины; 7) воспитательская неуверенность родителей, когда они идут на поводу у ребенка, уступая и потакая ему во всем.

  • Слайд 49

    Авторитарный стиль

    Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — вот главные средства   этого   стиля.   У   детей   он   вызывает   чувство   страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

  • Слайд 50

    Авторитет подавления

    В авторитарном типе отношений родителей к ребенку выделяется две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.

  • Слайд 51

    Авторитет расстояния и чванства

    Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

  • Слайд 52

    Либеральный (попустительский) стиль

    Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения называется «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми.

  • Слайд 53

    Демократический стиль

    Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами. Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.

  • Слайд 54

    Механизм социализации

    Традиционный механизм социализации – это усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.Институциональный механизм социализации – проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями.

  • Слайд 55

    Методы изучения социализации личности

    Неэкспериментальные методы: Анкетирование Беседа (интервью) Анкетирование, как и наблюдение, - один из наиболее распространенных методов изучения социализации. Это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы в какой-то мере компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, этот метод следует сочетать с использованием более содержательных непрямых методов, проводить повторные анкетирования, маскировать от учащихся подлинные цели опросов.

  • Слайд 56

    тестирование на «Типы взаимоотношений в семье».

    По уровню взаимоотношений в семье исследуемая группа разделилась на 4 группы: Диктат + Невмешательство + Сотрудничество 10% Опека + Сотрудничество 10% Опека + Невмешательство + Сотрудничество 40% Невмешательство + Сотрудничество 40%

  • Слайд 57
  • Слайд 58

    4 типа семейного воспитания

    Авторитарный стиль воспитания Авторитетный стиль воспитания Демократический стиль воспитания Либеральный стиль воспитания.

  • Слайд 59

    факторы, имеющие воспитательное значение:

    - Принимать активное участие в жизни семьи; - Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком; - Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты; - Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения; - Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка; - Уважать право ребенка на собственное мнение; - Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом; - С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться легкая коррекция их развития.  

  • Слайд 60

    Я-высказывания

    Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «Я-мысли» (я хочу есть, я люблю это делать и т.д.). Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «Я-высказывания» в разговоре превращаются в «Ты-высказывания», то есть вместо «я чувствую, что со мной поступают несправедливо», мы говорим партнеру «ты — плохой». С помощью «Ты-высказывания» ответственность мы перекладываем на собеседника. Неумение превратить «Ты-высказывание» в «Я-высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении.

  • Слайд 61

    Упражнение «Я-высказывания»

    Ты-высказывания Почему ты ничего не делаешь? Ты выполнил свои домашние задания? Когда ты перестанешь болтать на уроке? Где ты был? Тебе все равно, что я думаю Ты лентяй и эгоист Я- высказывания

  • Слайд 62

    Проведите чёткую границу между понятиями «родитель» и «друг». Вы можете стать другом своему ребенку. Но если вы при этом станете с ним «на одну планку», отбросите своё родительское превосходство – это рано или поздно приведёт к проблеме. Это кажется грубым, но ребёнок должен знать своё место в семье. Он – младший. Он только учится жить в мире проблем и противоречий. Вы же в первую очередь – поддержка, опора в трудную минуту. Подросток должен чувствовать в вас защиту, уважать ваш ум и умение выходить из сложных ситуаций. Поймите: дети могут найти друзей в любом месте. Тогда как хорошие родители встречаются крайне редко.

  • Слайд 63

    Будьте участливы. Это значит быть рядом, даже когда это нелегко и неудобно, когда вы загружены работой, когда усталость одолевает вас. Вы нужны своему ребёнку. Особенно в подростковый период, когда проблемы кажутся неразрешимыми, мир несправедливым, а будущее весьма туманным. Вы всегда должны знать, что происходит в жизни вашего ребенка. Вы должны заслужить его доверие, пожертвовав своим свободным временем. Если ребёнок будет уверен в вашей поддержке, вашем понимании – ему будет легче преодолеть этот тяжкий возраст.

  • Слайд 64

    Воспитывайте в подростке ответственность. Это ваша великая задача, как подготовить подростка к жизни. Объясните, что если он хочет определенного образа жизни - нужно приложить определенные усилия для его достижения. Дело не только в деньгах, а в его ответственности, независимости и возможности «стоять на собственных ногах». У ребёнка должны быть свои обязанности по дому. Ставьте перед ним задачи, но не «спускайте с рук», если они не делают то, что полагается. Это учит подростка, как устроен мир. В конечном итоге он будет благодарен вам за науку.

  • Слайд 65

    Умейте слушать. Это означает, слушать и понимать, не осуждая. Даже если ребёнок спорит или даже грубит - не перебивайте. Постарайтесь уловить суть проблемы. Очень часто это крик о помощи. Помните, что ваш ребёнок вырос. Теперь его проблемы задевают его «по-взрослому».

  • Слайд 66

    Не ленитесь объяснять. Всегда объясняйте причины ваших требований. Так вы поможете ребёнку впоследствии принимать правильные решения самостоятельно. Так скажите, что вы хотите видеть его дома к определенному времени, поскольку после этого на улицах не безопасно. Подросток должен видеть в вашей просьбе заботу, а не сухое требование, бездушный приказ.

  • Слайд 67

    Будьте готовы встать на защиту подростка . При всей кажущейся взрослости, подростки – самые уязвимые существа на свете. Они нуждаются в защите. Кто же ещё встанет на их сторону, если не родители? Дайте ребёнку понять, что вы с ним. Что вступитесь, поможете советом и никогда не осудите. Подростку важно знать, что он не один в этом мире.

  • Слайд 68

    Будьте в курсе. Знать, какую музыку слушает ваш ребёнок, как зовут его друзей (и их родителей), быть в курсе его школьных дел – задача максимум для хороших родителей. Это необходимо, чтобы иметь точки соприкосновения в общении родителей с подростком. Он обязательно оценит ваше внимание. Видя, что вы в курсе всех его дел, подросток просто не сможет вас игнорировать. И вряд ли захочет.

  • Слайд 69

    Будьте гибким. Правила, конечно, должны быть, но не без исключений. Например, когда ребёнок должен убраться в своей комнате, но он занялся чтением интересной книги и просто забыл о своих обязанностях. Будьте гибкими, зрите в корень вопроса. В конце концов, уборка может подождать. Дайте ребёнку понять, что вы не бездушная машина, отдающая приказы, а человек понимающий и умеющий идти на компромисс. Поверьте, уже завтра подросток сам уберёт в своей комнате. С удовольствием.

  • Слайд 70

    Имейте с ребёнком общие интересы. Наличие общих интересов означает, что вы понимаете друг друга лучше. Вы вместе учитесь и делитесь опытом. Поверьте, ваш подросток хочет иметь какую-то связь с вами, кроме споров насчёт помощи по дому.

  • Слайд 71

    Продолжайте говорить, даже если он не будет слушать. Это кажется нелепым, но подростки всегда прислушиваются к родителям. Даже тогда, когда они кричат, они прекрасно слышат и понимают вас. Скажите своему ребёнку, что вы думаете о курении, наркотиках, сексе. Информация обязательно пройдёт через него, даже если это выглядит так, как будто этого не произошло. Не игнорируйте проблемы ребёнка. И он не сможет проигнорировать вас.

  • Слайд 72
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке