Содержание
-
Реализация концепции модернизации образования в школьной географии
pptcloud.ru
-
Роль географии как учебного предмета в новых условиях развития общества изменяется.
- Вклад географии в развитие личности уникален! География - это способ рассмотрения мира.
- Географическая культура - часть общей культуры человека.
- География - один из старейших и традиционных предметов российской школы, ее стали преподавать на рубеже 17-18 веков.
-
Новая концепция предмета «география» была разработана и опубликована в ГШ, 2000 г., N 2
-
Основные идеи концепции
школьная география должна соответствовать современному этапу развития общества;- новому социальному заказу школе;- современным достижениям географической науки, дидактике и методике преподавания географии;
-
Период модернизации длится уже более десяти лет и характеризуется принятием Стандарта образования, введением ЕГЭ, изменением целей, структуры и содержания, средств и методов обучения
Главная задача образования - обеспечениекачествана основе сохранения его фундаментальности и соответствия потребностям личности, общества и государства.
-
Современная школьная география - особая дидактическая конструкция научного знания
- Каковы же успехи и потери нашего предмета в период модернизации?
- Место в учебном плане - потери в часах.
- Структура предмета (варианты)
- В 5 кл. -»Как люди изучали Землю и создавали карту»
- Землеведение, страноведение, отечествоведение; география мира
-
Цели школьной географии
Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Стратегическая цель - формирование в сознании учащихся системы взглядов, принципов, норм поведения в отношении к географической среде, готовность к активной деятельности в быстро меняющемся мире.
-
Цели имеют три уровня
- Отражающие вклад предмета в формирование научной картины мира
- Отражающие приобретение школьниками знаний и умений
- Отражающие возможности географии в воспитании и развитии учащихся
-
Структура и содержание предмета
- В основной школе сохранены основы научных знаний при усилении страноведческо-информационного аспекта.
- В профильной школе - внимание к фундаментальным географическим знаниям и методам географии.
-
Школьная география - единый предмет
Происходит переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу.
Это означает, что покомпонентный подход заменен комплексным, страноведческим подходом.
-
Обновление содержания -это
Усиление гуманизации географии;
- экологизации и экономизации предмета;
- особое внимание к практической направленности;
В требованиях к результатам обучения особое внимание обращено на умения приобретать и использовать знания.
-
Школьная география и географическая наука
Обновление содержания на основе комплексного подхода согласуется с развитием современной географии, которая стремится к интеграции своих двух ветвей и ставит в центр своих исследований фундаментальные законы пространственной организации ГО, взаимодействие природы и общества.
-
Изменения в средствах и методах
- Многие средства обучения переведены на электронные носители, они расширяют возможности в организации познавательной деятельности уч-ся.
- Методы обучения перешли в категорию педагогических технологий, что требует соотнесения целей урока с оценкой результатов обучения.
- Введение ЕГЭ по географии.
-
Негативные стороны модернизации образования
- Вариативность образования привела к созданию нескольких программ и множества учебников.
- Усиление комплексного страноведения может привести к снижению научного уровня предмета, основы науки заменяются описательным подходом.
- Возможность показать на экране большую часть содержания предмета ограничивает практическую деятельность уч-ся в окружающей среде.
-
- Переход на новые технологии происходит медленно, мало применяются практические методы обучения, главное в которых - деятельность школьников.
- Много проблем связано с выбором учебника географии. По отдельным курсам издано более 10 (начальный курс)
-
Учебник географии 7 кл. Материки, океаны, народы и страны (Страноведение)
под общей редакцией чл.корр. РАО, д.г.н. В.П.Дронова
-
РекомендованоМинистерствомобразования и науки РФ2007
Авторы – к.п.н. И.В. Душина,к.г.н. Т.Л. Смоктунович. Рецензент – д.г.н., проф. А.А. Лукашов
-
Основные идеи учебника
В учебнике реализуется новая концепция содержания географического образования - переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, т.е. переход от покомпонентного изучения территории к комплексному.
-
Формирование географической картины мира
- Понимание целостности окружающего мира;
- Умение мыслить комплексно;
- Формирование картографической грамотности.
- В учебнике реализуются элементы этой культуры:
- Сохранена научная основа содержания.
- Усилена связь с предшествующим курсом начальной географии.
-
Проведено перераспределение учебного материала между общеземлеведческим и страноведческим содержанием курса.
Усилена страноведческая составляющая, что привело к изменению структуры.
Реализован историко-географический подход (рассматривается изменение рельефа, климата и других компонентов природы во времени).
-
Культурообразующая, гуманистическая функция реализована посредством внимания к человеку, влиянию на него природы и влиянию человека на природную среду (введено понятие «географическая среда»)
-
Школьники должны научиться использовать различные источники географической информации, в том числе Интернет.
Учащиеся знакомятся с объектами природного и культурного наследия человечества (список объектов ЮНЕСКО) .
-
Все компоненты обязательного минимума содержания Стандарта нашли отражение в учебнике:
- Источники географической информации,
- Природа Земли и человек,
- Материки, океаны, народы и страны
- Природопользование и геоэкология.
-
Учебник знакомит школьников со всем многообразием жизни на Земле!!!
-
Посредством вопросов и заданий учебник способствует формированию практических умений и ключевых компетенций.
-
Структура учебника
- Введение - 1 ч.
- Раздел I.Современный облик планеты Земля - 6 ч.
- Геологическая история Земли
- Освоение Земли человеком
-
Раздел II. Главные особенности природы Земли-16 ч.
- Рельеф.
- Климаты Земли.
- Вода на Земле.
- Природные зоны.
- Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны.
-
Раздел III. Континенты и страны - 36 ч.
- Африка (2-4 ч.)
- Австралия и Океания (3ч.)
- Южная Америка (2-3 ч.)
- Антарктида (1 ч.)
- Северная Америка(1-3 ч.)
- Евразия (1-16)
-
Раздел IV. Природа Земли и человек - 3 ч.
Приложения (планы, список терминов и понятий. Список книг для чтения).
Итого: 62 ч. Резерв времени- 8 или 6 ч.
-
Общеземлеведческая составляющая учебника
- Знания о ГО, компонентах природы материков
- Понятия ( примерно 14-15), связи, закономерности.
- Зональность рассматривается при изучении климата, питания и режима рек материков, природных зон.
-
Помещены схемы природных комплексов Сахары, Амазонии, Большого Барьерного рифа, Антарктиды, прерий Северной Америки.
-
- Природа материков как самых крупных ПК рассматривается на протяжении нескольких этапов.
- Природа крупных регионов материков и стран
- Особенности природы материков
- Природа южных и северных материков
- Особенности природы Земли в целом
-
Страноведческая составляющая учебника
В теме «Освоение Земли человеком»
В параграфах II раздела
В разделе III из 36 ч. на страноведческие знания приходится 28 ч.
I II III
-
Страны изучаются в составе регионов или отдельно рассматривается одна страна.
Всего школьникам предлагается познакомиться с 50-ю странами, в назывном порядке упоминается их чуть больше (например, в составе региона Центральной Азии кратко описано 5 стран).
-
Структурные компоненты
Основной текст:
- Понятия, связи, закономерности.
- Например в параграфе 4:
- природно-территориальный комплекс
- аквальный комплекс
- природная зона
- широтная зональность
- высотная поясность
-
Пояснительный текст
Описания географических объектов, процессов.
-
Дополнительный текст
Этот текст помещен на цветных подложках и содержит интересные факты этнокультуроного, геоэкологического содержания.
-
Внетекстовые компоненты
- Аппарат организации усвоения -это система вопросов и заданий:
- Перед текстом на актуализацию знаний (около 220)
- После текста параграфов (примерно – 330)
- Специальных обобщающих заданий (около 70)
- Задания в тексте.
- Итого более 700
-
Иллюстрации учебника(всего более 450)
Карты и картосхемы на форзацах и в тексте дополняют, поясняют текст, содержат новые знания, отсутствующие в тексте. Карт в учебнике более 30
-
Фото природных комплексов (137), антропогенных ПК (208), портретов-9, изображений людей- 22
-
Схем (72)
-
Аппарат ориентировки
- Это шрифты, сигналы,символы
- Текст параграфа разделен на части, каждая часть выделена шрифтом.
- Вопросы в тексте выделены курсивом.
- Каждый параграф завершается краткими выводами.
- В конце каждого раздела помещены рекомендации к применению Интернет- ресурсов.
-
Практическая направленность..
- Практические работы - составная часть содержания школьной географии.
- При их выполнении применяются методы географии:картографический, сравнительный, описательный и др.
- Установите соответствие диаграммы осадковклиматическому поясу
-
Практическая деятельность обеспечена:
а) заданиями учебника; б)учебными тетрадями; в) практикумами; г) заданиями к контурным картам
Учитель имеет право выбирать количество и характер практических работ школьников для достижения практических результатов. (ГШ,5- 2005 г.,с.67).
-
В программе стало больше работ страноведческого характера, культурологического содержания (миграции людей, адаптация, виды хозяйственной деятельности, анализ планов больших городов и др.)
-
Как изучать страны
- Формирование образа страны
- Наложение карт (физической,климатической и других с политической)
- Комплексный подход при характеристике страны
- Особое внимание к рассмотрению населения. Население это главное звено в системе взаимодействия между природой и хозяйством.
-
Как изучать страны?
Страноведение интегрирует знания из многих наук, использует комплексный подход, изучает территорию как целое.
Важнейшая функция географии -выработка представлений о единстве человечества, разнообразии стран и населяющих их народах (В.М.Котляков)
-
Критерии отбора стран
- Величина территории и населения
- Особенности ГП
- Характер общественного строя
- Историко-географические особенности
- Особенности природы и ресурсов
- Население и хозяйственная деятельность
- Новые события в природе и хозяйстве
- Вклад в мировую цивилизацию.
-
Формирование образа страны
- Образ - устойчивое пространственное представление, символ, компактные модели определенного географического пространства. (Я.Г. Машбиц, Н.С. Мироненко, Д.Н. Замятин)
- Географический образ -совокупность ярких символов, ключевых представлений реального пространства.
-
Образ отражает уникальное, особенное, индивидуальное. Он не может быть абстрактным, оторванным от территории
Формирование образа страны повышает интерес к предмету, отражает личные интересы школьника.
Образ - это рисунки, стихи, рассказы, «письма» из страны и др.
-
Приемы изучения стран
- При рассмотрении общих особенностей природы Земли и материков упоминать названия страны, их ГП
- При изучении компонентов природы материков проводить наложение политической карты на тематические.
- Составлять комплексные описания и характеристики стран с привлечением различных источников информации.
-
Изучайте мир в его многообразии!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.