Содержание
-
Выявление и развитие творческих способностей у учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Подготовила: учитель Катмакова В.А. Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 39»
-
Что значит способности?
Способности – это универсальный термин, которым называют ряд индивидуальных особенностей ребёнка, способствующих достижению им успехов в той или иной сфере его деятельности — любых видах творчества, учёбы, музыки, спорта и т.д. Ещё совсем недавно среди педагогов преобладало мнение, что большая часть способностей детей являются врождёнными, и обусловлены именно генетикой. Наследственность, безусловно, играет определённую роль в наличии у детей выдающихся способностей, но многочисленные исследования, проведённые в последние десятилетия, доказали, что большее значение имеет правильное и своевременное выявление индивидуально-психологических особенностей детей, а также создание благоприятного фона для их полноценного и всестороннего развития.
-
Кто, когда и каким образом может выявитьспособности ребёнка?
Основная работа по выявлению способностей обучающихся в учебных заведениях лежит, прежде всего, на тех, кто чаще всего с ними взаимодействует – то есть на педагогах. Однако традиции и методы нашего воспитания таковы, что не предусматривают специальных мероприятий по выявлению индивидуальных склонностей и интересов обучающихся. Организация школьного процесса сводится в основном к достижению успехов в обучении, причём обучении, заключённом в рамки школьной программы. Вопросы самопознания, специальные методы работы с индивидуальностью детей в государственных школах сведены к минимуму. Семья. В детском доме дети проживают круглосуточно. Обязанности родителей ложатся на плечи воспитателей. Ведь только они, в ходе повседневного общения, могут анализировать его интересы, проводить занятия и игры, помогающие определить наличие у него тех или иных наклонностей.
-
Методы и способы выявления наклонностей детей .
Наблюдение и анализ – позволяет понять, чем больше всего интересуется ребёнок, какие творческие занятия доставляют ему удовольствия, а к чему он остаётся равнодушен. Здесь нужно быть внимательным к познавательной деятельности детей: как правило, они задают больше всего вопросов о том, что интересует их больше всего. Игра. Этот способ определения индивидуальных склонностей больше используется в игровой деятельности. Наблюдения за играющими детьми способны выявить много интересного. Насколько, например, развиты коммуникативные навыки ребёнка, доставляет ли ему общение со сверстниками удовольствие, какую роль отводит он себе в детском коллективе, есть ли у него задатки лидера? Основные разновидности способностей; Интеллектуальные способности. Творческие способности. Сенсорные способности. Перечисленные виды способностей относятся к общим способностям, то есть показывают успехи ребёнка, которые могут проявляться в универсальных сферах его деятельности (обучение в школе, и спортивных секциях, работа по дому).
-
Что же такое творческие способности?
Творческие способности – это не просто способности к различным видам художественной деятельности (умение красиво рисовать, петь, танцевать и т. п.), а индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Профессор Ольга Александровна Карабанова подчеркивает, что дети с интеллектуальными нарушениями так же, как и здоровые дети, обладают талантами, способностями, только для развития способностей детей требуется специальная помощь и поддержка.
-
Как развить творческие способности у детей с интеллектуальными нарушениями?
Основной и сложной задачей воспитания и обучения таких детей является их социальное развитие: способность жить максимально полноправной личностью, обрести уверенность в себе, найти силы для достижения желаемой цели и преодоления встретившихся затруднений. Современная школа реализует учение Льва Семёновича Выготского о компенсаторных возможностях ребенка с дефектами в развитии, суть которого заключается в создании условий, раскрывающих внутренние возможности и резервы учащихся с интеллектуальными нарушениями для дальнейшей социализации и адаптации в обществе. В целях совершенствования процесса социализации детей в детском доме-интернате используется социально-педагогический потенциал дополнительного образования, который восполняет звенья основного образования. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности ребенка и становится основным фактором развития творческих способностей. Развитие творческих способностей детей с интеллектуальными нарушениями очень сложная работа.
-
У учащихся с интеллектуальными нарушениями отмечается неадекватность самооценки, нарушения мотивационно-эмоциональной сферы, для этой категории детей характерно отсутствие достаточного межличностного общения, в том числе невербального, отмечается ограниченность знаний и представлений о социальной действительности. Дети с интеллектуальными нарушениями имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка. Таким образом, основной задачей учебно-воспитательного процесса в школе является формирование личности ребёнка, создание коррекционно-развивающего пространства как оптимального условия для формирования и развития личности ребёнка с интеллектуальными нарушениями. В нашей школе учебно-воспитательный процесс организован таким образом, в 1 смену дети обучаются на уроках, а во второй половине дня проводятся коррекционно-развивающие занятия и воспитательные мероприятия. Развитие творческих способностей детей способствует психологическому оздоровлению, развитию коммуникативных способностей, социальной адаптации воспитанников.
-
С целью развития творческих способностей детей с интеллектуальными нарушениями педагоги разрабатывают программы кружковой деятельности и коррекционно-развивающих занятий, обязательно учитывая индивидуальные и психофизические возможности каждого ребенка и медицинские показания. Педагог продумывает приемлемые формы и методы работы при дополнительном образовании детей , так как методический арсенал при работе с данной категорией детей качественно отличается от работы с детьми с нормальным интеллектом. Самой распространённой формой внеурочной деятельности является кружковая работа. Дети с увлечением занимаются в кружках, секции, культурно-массовых мероприятиях. Подбор видов деятельности, содержание занятий выстраиваются так, чтобы формировать и развивать творческий потенциал детей. Вся творческая деятельность обучающегося является важным элементом его развития. В процессе творческой деятельности у ребенка с интеллектуальными нарушениями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Если ребенок робок и боязлив, не уверен в своих силах, для него очень полезна творческая деятельность, позволяющая ребенку выйти из состояния зажатости.
-
Для развития творческих способностей детей с интеллектуальными нарушениями необходима технология педагогической поддержки. Поддержать - значит оказать помощь, где обучающийся мог бы проявить самостоятельность, инициативу, творчество, свои уникальные качества. Задача педагога находить способы поддержки ребенка с интеллектуальными нарушениями, опираясь на его потенциальные возможности. Поддержка – это такое взаимодействие с ребенком, которое помогает ему поверить в свои силы, увидеть те реальные возможности и способности, которые он может использовать. И она способствует включению механизмов творческого воспитания, потому что труд имеет место не по необходимости или по принуждению, а по велению души. Дети, научившиеся определенному виду искусства, начинают радоваться успехам, желают продолжения и укрепления своих успехов, принимают участие в различных выставках, конкурсах, детских праздниках. Демонстрация своих работ перед своими сверстниками не только повышает исполнительский уровень детей с интеллектуальными нарушениями, но и воспитывает у них чувство гордости за себя. Обучающиеся имеют возможность заниматься: творческой и столярной мастерской (выжигание и выпиливание по дереву ) - осваивать азы компьютерной грамотности в кружке «Элементы компьюторной грамотности» постигать кулинарное искусство в кружке «Учимся готовить» «Умелые ручки» по социально-трудовому направлению; -укреплять свое здоровье в тренажерном и спортивном зале в секции «Воля к победе»
-
Выявление и развитие творческих способностей у учащихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)
Музыкальное воспитание имеет огромное значение для детей с интеллектуальными нарушениями. Это воспитание представляет собой вариант работы с детьми, для которых затруднено вербальное выражение мыслей. Пение является одним из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Мне предстояло проведение праздника к окончанию учебного года- «Последний звонок». В ходе подготовки заметила у Толмачевой Жени интерес к пению и слушанию музыки. Подобрала детскую песенку «Ябеда-корябеда». Прослушали несколько раз. Изучали текст новой песенки совместно. Во время разучивания песни, разделила ее на несколько частей и переходила от разучивания одной части к другой, когда предыдущую она уже освоила. Пели песню под плюсовку, а затем стали учить под минусовку. Решила попробовать, и показать ее исполнение на празднике. Выступали на праздниках, областном фестивале детского художественного творчества «Храните детские сердца» 2016 и 2017 году. Все праздники проходят с ее участием.
-
Наши успехи
-
Вывод
Дети с интеллектуальными нарушениями – это особая категория детей, особая школа. Работая с ними, замечаешь одну закономерность – чем меньше у человека физических возможностей, тем больше душевного тепла. Они также способны, как и обычные дети, и нуждаются лишь в том, чтобы им дали возможность проявить свой талант и оказали поддержку. Я передаю своим подопечным знания и умения, а от них получаю способность радоваться простым вещам. Пережив незабываемый, счастливый опыт творчества, такой ребенок не останется прежним. Часто вспоминаю слова Ян АмосаКоменского: «Наша профессия самая лучшая, как никакая другая под солнцем» и добавляю «Все дети талантливы от природы — надо только увидеть и помочь им раскрыться».
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.