Содержание
-
Заместитель директора по НМР МКОУ Бутурлиновская СОШ №1 Искра О.Ю. Активные формы работы с педагогами
-
Великое благо тому, кто научился учиться. Менандр
-
Цель тренинга:
Развитие эмпатии педагогов, способности к активному взаимодействию всех участников процесса, культуры общения.
-
Задачи тренинга:
Формировать у педагогов потребность осознавать свои сильные и слабые стороны; Развивать потребность к познанию своих способностей и личных качеств; Стимулировать интерес к творчеству, инициативу, развитие аналитических способностей членов педагогического коллектива . Всякое знание остается мертвым, если … не развивается инициатива и самодеятельность. Н.А.Умов
-
План работы
Вступление руководителя тренинга. Краткий анализ проблем. Формы работы. Теоретическая часть 1. Выступление творческих групп, обмен мнениями по проблеме ( процесс обучения – содержание – формы и средства обучения). 2. Эффективное обучение. Условия выбора методов и форм. 3. Методы обучения. Особенности , правила организации. Формирование рабочих групп Работа с элементами тренинга в группах Итоги тренинга: представление результата групповой работы Рефлексия
-
Категория участников:
Учителя – предметники Руководители МО (консультанты, руководители творческих групп) Мотив участия: Личная заинтересованность; осознанный выбор участия; эмпатия (понимание эмоционального состояния другого человека через сопереживание, проникновение в его субъективный мир).
-
Глоссарий:
Метод обучения – метод (греч.- «путь») – упорядоченная деятельность педагога и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения; совокупность путей способов достижения целей, решения задач образования.
-
Методы обучения
Метод – упорядоченная деятельность педагогов и учащихся, направленная на достижение заданной цели обучения Метод обучения – совокупность путей, способов достижения целей задач образования Активные и интерактивные методы обучения: - игровые, проблемные задания; - метод инсценизации (заранее подготовленный диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий); - метод генерации идей (мозговой штурм); - организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.
-
Активные и интерактивные методы обучения:
- игровые, проблемные задания, - метод инсценизации (диалог, дискуссия, театрализованное воспроизведение событий), - метод генерации идей (мозговая атака), - организованный диалог, полилог, обсуждение, диспут, дебаты и др.
-
Формы интерактивного обучения Творческие задания Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии и т.д.) Работа в малых группах Обучающие игры: ☺ Ролевые ☺ Имитация ☺ Деловые ☺ Образовательные Разрешение проблем: «Дерево решений», «Мозговой штурм», «Анализ казусов» Обсуждение сложных процессов и проблем «Смени позицию», «Один - вдвоём – все вместе», «Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу» Социальные проекты Разминки
-
Типы уроков
- Бинарный урок часто называют интегрированным.. -Бит-урок включает три элемента: беседа, игра, творчество - Урок – аукцион. - «Мозговая атака»имеет сходство с «аукционом». - Урок типа «Что? Где? Когда?» - Урок – деловую игру удобнее проводить при повторении и обобщении темы. - Урок – экскурсия, очное или заочное путешествие. - Уроки типа КВН.. - Урок «за круглым столом». Выбираются основные направления темы, и преподаватель предлагает учащимся вопросы, от решения которых зависит решение всей проблемы. Формы работы – внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определённом порядке и режиме: - фронтальная, - индивидуальная, - коллективная, - групповая.
-
Условия, определяющие выбор метода и формы обучения:
- цели и задачи обучения, - учебные возможности учащихся, - внешние условия, - возможности учителя.
-
Что отличает современный урок от традиционного?
-
Что отличает современный урок от традиционного?
Цифровые образовательные ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы, инструменты учебной деятельности и др.); Современные технические средства обучения (ПК, мультипроектор, веб-камера и т.п.) Электронные средства обучения (электронный микроскоп, ЛЕГО и др.); Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п. Средства обучения
-
Процесс обучения
Что отличает современный урок от традиционного?
-
Результаты обучения
Компетентность Целостная картина мира Субъективность (сверхнормативная активность, проактивность, стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) Развитое абстрактное мышление Владение полной структурой деятельности Формирование социальной взрослости Мотивационная готовность к учебно- профессиональной и к общественно- значимой деятельности. Что отличает современный урок от традиционного?
-
Камин, доверху набитый дровами, не горит, а дымит. Д.И. Менделеев Технология как совокупность приёмов
-
Информация к размышлению: Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическая технология – 1) содержательная техника реализации задач учебного процесса; 2) описание процесса достижения планируемых результатов; 3) продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
-
Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения
-
-
Этапы творческого урока
-
Проблемное обучение -это
тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а через это происходит формирование творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
-
Основные принципы проблемного обучения
1. Целеполагание 2. Выбор индивидуальной образовательной траектории 3. Принцип продуктивности (личное образовательное приращение) 4. Первичность образовательной продукции 5. Ситуативность обучения 6. Принцип образовательной рефлексии
-
Виды проблемного обучения
научное творчество (поиск) художественное творчество (отображение на основе воображения) теоретическое занятие лабораторные занятия внеурочные мероприятия поиск практического применения
-
Обучение на основе «учебных ситуаций»
-
Этапы проблемного обучения
Возникновение проблемной ситуации Гипотеза Проверка правильности решения проблемы Постановка проблемного вопроса Доказательство гипотезы
-
Приёмы включения ребенка в диалог
Ассоциации – средство организации диалога ребенка с миром (ассоциации с заглавием, с ключевым словом, с именем героя или названием произведения) «Вопросное состояние» - умение задавать вопросы (для активизации познавательной деятельности) Вопрос должен: Волновать ум исследователя Быть в круге его интересов Представлять что-то неизвестное Показать необходимость работы с ним Проблемная ситуация создается задаваемыми вопросами!
-
Алгоритм постановки проблемного вопроса
Изучение информации: выделить основные моменты событий, задачи, точки зрения, теории…; Выделение главного: мысли, идеи, особенности, условия; Выявление противоречий, несогласованности, неубедительности аргументов; Определение сути противоречий; Формулировка проблемного вопроса. Проблемный вопрос должен содержать три обязательных элемента: Указание на объект изучения, Указание на направление изучения объекта, Противоречие (скрытое или явное).
-
Основные психологические условия для успешного проблемного обучения
1. Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Бытьдоступнымидля учащихся и соответствоватьих познавательным способностям. 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4.Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их, опираясь на уже имеющиесязнания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы.
-
Специфические функции проблемного обучения
Работа интеллекта учеников Формирование мировоззрения Связь обучения с жизнью Сочетание разных типов и видов самостоятельной работы Принцип индивидуального подхода Динамичность процесса обучения Высокая эмоциональная активность мыслительной деятельности Репродуктивное и продуктивное усвоение знаний
-
Достоинства и недостатки проблемного обучения
развивает, мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.
-
Жить – значит иметь проблемы. Решать их – значит расти интеллектуально.Дж. П. ГИЛДФОРД, психолог
Мозговаяатака
-
Приучи ребёнка к тому, чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы. А. Дистервег
-
Чем полезна мозговая атака?
Мозговая атака помогает нам узнать себя как команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.
-
Стремитесь к большому количеству идей
Идеи – как семена. Не всем им суждено выжить, поэтому необходимо посадить как можно больше семян Стремитесь к разнообразным идеям Оставайтесь свободным Говорите обо всем, не опасаясь высказать самые дикие предположения и выставить себя на посмешище Не судите Помните, что обсуждение останавливает течение мыслей и сбивает вас с ритма. Знайте, что новые идеи подобны разноцветным мыльным пузырям. Они могут лопнуть из-за “колкости” или зевка, исчезнуть от насмешки или хмурого взгляда Записывайте все Оценивайте идеи Выберите из списка три наиболее популярные идеи
-
-
Особенности работы в группе
Работа ученика контролируется учителем. В группе обязательно должен быть сильный и слабый ученики. Группы не должны быть постоянными (в жизни приходится работать не только с теми людьми, с которыми им комфортно).
-
Работа в малых группах Проблемное обучение (2 группы) Мозговая атака Педагогические находки (4 рабочие группы)
-
Инструкция
По группам – за 15 минут, открыть конверт, посмотреть, что внутри, создать эйдос- конспект урока, фрагмента урока или сформулировать советы для создания пакета дидактических материалов «Педагогические находки. Рекомендации к уроку». Должны участвовать все члены группы Приготовить 3-минутную рекламу разработанному ими проекту
-
Правила общения группы:
Говорить кратко Говорить конкретно Слушать внимательно Запрашивать дополнительную информацию Не объяснять своего поведения Избегать оценочных суждений в отношении участников группы
-
С о в е т ы у ч е н и к а м
Смотрите, думайте, делайте выводы. Применяйте знания на практике. Для того чтобы иметь силы учиться интеллектуально, необходимо иметь силы поддерживать себя физически. Не стремитесь одолеть все науки за один присест. будьте терпеливы; правильно рассчитать силы вам помогут педагоги. Учитесь, забывая. Фильтруйте информацию: что нужно, запишите, составьте кластер, таблицу или план необходимого материала; выбросьте всё, что можете достроить сами. Помните: в первые 6 часов после обучения забывается почти 70 % информации. Троекратное повторение в различных вариантах способствует прочному запоминанию материала. Создайте свою систему учения, выберите оптимальный темп, применяйте собственные внутренние стимулы, сформируйте положительную установку на сложную, неинтересную работу – и половина дела сделана. Не забывайте отдыхать.
-
Н. Богданов-Бельский "Устный счет"
-
- Какие чувства вызывает картина? - Кто из вас хотел бы оказаться на месте учителя на этой картине? Почему? -Какая современная технология сродни той, которая изображена на картине? Какую методическую проблему Вы хотели бы обсудить во время следующего семинара?
-
Учитель - тот, кто с добротой выводит блуждающего на его дорогу. Квинт Энний, древнеримский поэт Учение - искусство содействовать открытию. Марк Ван Дорен
-
1. Самое важное для меня сегодня… 2. Мне понравилось, что… 3. Я получил бы большую пользу, если бы… 4. Я сегодня был недоволен тем, что… …
-
Желаем вам больше методических находок! Уважаемые коллеги! Будьте здоровы и успешны !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.