Содержание
-
Применение методов и приёмов триз в работе с детьми дошкольного возраста
-
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) Что такое ТРИЗ-педагогика?
-
Методика ТРИЗ была придумана и разработана Генрихом СауловичемАльтшуллером Основная задача использования ТРИЗ- технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
-
Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании активно развивает у воспитанников такие качества мышления как -гибкость, -подвижность, -системность, -а также развивает поисковую активность детей и стремление к новым знаниям.
-
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны: но все они – это виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.
-
Метод противоречия (проблемные ситуации) Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами.
-
Метод мозгового штурма Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Этот метод используется для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.
-
Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика. В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. (Аналогия - это сходство предметов и явлений по каким - либо свойствам и признакам). Прием прямой аналогии используется начиная с младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры « Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду).
-
2. В старших группах эти сравнения усложняются. - Прием функциональной аналогии. Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.) 3. Очень интересный - Прием фантастическая аналогия. Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием используют начиная со среднего возраста, как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.
-
Например:Назовите вид аналогии. сердце - насос. (по функции)Солнце - горошина.(по форме) Бритва - коса. (по функции) Ветер - вентилятор. (по функции) Фотография - картина.(по образам)
-
Приём эмпатии
Используют с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Обучение проводится поэтапно. Сначала рассказывается, что чувствуют в роли того или иного объекта, рассказ могут дополнять дети. Потом дети сами рассказывают, что представили или почувствовали в роли объекта, воспитатель дополняет, уточняет и расширяет их представления. Итогом служит самостоятельное рассказывание, без помощи взрослого, о том, что представил или почувствовал ребенок в роли объекта.
-
Метод фокальных объектов (МФО) Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например"Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
-
Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы. Метод фокальных объектов. Используют этот метод в игровой форме: предлагают детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого), воспитатель фиксирует то, что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Затем с детьми обсуждается каждое сочетание. Лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.
-
«Тризовцы» дают «мудрые» советы педагогам как вовлечь ребенка в творческий процесс познания: 1.Создавайте ребенку психологически безопасную базу. 2.Поддерживайте способности ребенка к творчеству. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка. 3.Будьте терпимы к «странным» идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии детей. 4.Помогайте ребенку учиться уважать себя и свои идеи наряду с идеями других детей (людей). 5.Проявляйте симпатию к его первым попыткам выразить свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.
-
Игра ТРИЗ «Теремок» Эта игра тренирует аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения. Играющему выдаются (по одному) рисунки разных объектов. Например, гитара, чайник, дом, сумка, конфета, яблоко, карандаш и т.д. Суть игры очень простая. Есть теремок (его можно построить из кубиков, а можно и не строить, просто представить), есть хозяин теремка (любая карточка с предметом). Остальные герои сказки (карточки по очереди) стучатся в теремок. Хозяин обещает их пустить, но только если они скажут, чем они на хозяина теремка похожи. Ребенок должен сравнить рисунки, выявить какой-то общий признак.
-
Игра «Сочинение историй» Придумать сказку, в которой участвовали бы эти герои. Играющим предлагается безудержно пофантазировать на заданную тему, используя любые приемы фантазирования и любые их сочетания. В отличие от решения какой-нибудь серьезной задачи, можно предлагать любые идеи, даже самые бредовые. В сказке должно быть начало и конец (итог сказки).
-
Игра ТРИЗ «Чудесные вещи». Проведение игры: В этой игре четыре серии карточек: «движение», «материал», «звук», «запах». На «рубашках» соответственно свой цвет, надпись или изображение-символ. А на лицевой стороне карточек — различные предметы, которые показывают, как предмет может двигаться, из чего он может быть сделан, чем будет пахнуть и как звучать. игра напоминает метод фокальных объектов
-
-
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.