Содержание
-
Использование ТРИЗ – технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС.
Подготовила: старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 48» Бурдюгова Людмила Олеговна
-
Компетентность-
это усвоенный ребенком в процессе обучения способ действия (я знаю, умею и применяю на практике).
-
Основатель - Генрих Саулович Альтшуллер (15.10.1926-24.09.1998) псевдоним- Генрих Альтов
Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
-
Метод контрольных вопросов
Цель: формировать представления о признаках предметов, явлений. Развивать воображение, познавательную активность Сущность метода в том, что воспитатель заранее готовит вопросы, наводящие ребенка на ответ. В процессе метода используется «память» всех анализаторов ( тактильный, зрительный….)
-
Метод проб и ошибок
Цель: Развитие воображения, умения смоделировать и оценить ситуацию. Сущность метода: Последовательное выдвижение вариантов решения. Если выдвинутое решение не устраивает, то его отбрасывают и выдвигают другое. Воспитатель задает главный вопрос метода: «А что было бы, если бы….?». Обсуждение с детьми «+» и «-» моментов данного решения. Принятие идеи, или выдвижение следующей.
-
Метод каталога
Метод каталога позволяет в развивать навыки анализа и синтеза, развивать творческую фантазию. Метод каталога был разработан в 20-х годах XX века профессором Берлинского университета Э. Кунце. Этот метод успешно адаптирован к работе с дошкольниками. Сущность метода: Усовершенствование предметов, через присвоение качеств других предметов .
-
Метод ресурсов
Цель: Развитие фантазии, умения моделировать. Сущность метода: Замена вредного действия энергии «полей» на объект (предмет). Виды «полей»Механическое; Химическое; Аккустическое; Электрическое; Тепловое; Магнитное.
-
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (автором этого метода является Алекс Осборн)-(мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
-
Метод синектики
Цель: Развитие творческого мышления, памяти Сущность метода: Усовершенствованный и упорядоченный «мозговой штурм» Методика проведения: Воспитатель направляет ответы детей, побуждая к поочередному прохождению аналогий.
-
МЕТОД ПРОТИВОРЕЧИЙ
Цель: - активизация интереса, -систематизация знаний, - формирование понятий относительности Сущность метода противоречий: Восприятие одного и того же предмета (действия, явления…) в качестве противоположных оценок (хорошо- плохо; опасно – неопасно..)
-
Системный оператор
- помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
-
где С – система, т.е.объект, который находится в центре рассмотрения; Н/С – надсистема, ближайшее окружение объекта, система, частью которой является объект; П/С – подсистема, структурная единица системы, части, из которых состоит сам объект.
-
объектом, т.е. системой, является пылесос
-
дерево
-
Моделирование маленькими человечками
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
-
Метод фокальных объектов
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки . . . Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию. Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева .
-
Метод морфологического анализа
работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта. Цель этого метода - выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены. Чтобы создать новый образ какого-либо объекта, нужно выделить как можно большее количество критериев и характеристик этого объекта по каждому из критериев. Как показывает практика, лучше всего начинать работу по методу морфологического анализа со сказочных образов. Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.
-
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям:
-
Типовые приёмы фантазирования
Увеличение-уменьшение Дробление-объединение Оживление-окаменение Приём «Наоборот»
-
Метод золотой рыбки
Суть метода заключается в разделении ситуации на реальную и фантастическую составляющие с дальнейшим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
-
10 заповедей творческой личности, введёнными профессором Вайцвангом, основателем и президентом общества «За мир через культуру».
Будьте хозяином своей судьбы. Достигайте успеха в том, что Вы любите. Вносите свой конструктивный вклад в общее дело. Стройте свои отношения с людьми на доверии. Развивайте свои творческие способности. Культивируйте в себе смелость. Заботьтесь о своем здоровье Не теряйте веру в себя. Старайтесь мыслить позитивно. Сочетайте материальное благополучие с духовным удовлетворением.
-
Спасибо за внимание !
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.