Содержание
-
«Проблемно факторный (ориентированный ) анализ состояния социально – психологического климата в педагогическом коллективе»Подготовил педагог-психолог: Мурушкина Н.Б.МДОУ “Детский сад “Дружба”
-
Эпиграф «Психологический климат – это когда, подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может использовать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом….» социальный психолог Ольшанский Ф.Б.
-
Сегодня как никогда стала очевидной решающая роль личностного фактора в дошкольном учреждении. Человеческий фактор в ДОУ включает в себя психологические и социально-психологические особенности руководителей и педагогов. Это интересы, желания и стремления людей, их ожидания друг от друга, черты характера и способности, накопленный запас знаний, умений, навыков, привычек. Это психические свойства и состояние педагогического коллектива, его настроение, творческий и нравственный микроклимат, сплоченность, трудовая и управленческая активность, психологическая совместимость, авторитетность и др. Практически от того, насколько дружелюбна сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, зависит время успешной жизни коллектива, его достижение поставленных целей. Климат в педагогическом коллективе оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность педагогического процесса.
-
Что такое коллектив?Коллектив - это разновидность социальной общности и совокупность людей , определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других
-
Что такое социально -психологический климат в коллективе?
Социально- психологический психологический климат в коллективе – качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.
-
Роль психологического климата в жизнедеятельности педагогического коллектива
Работа педагога – такой вид трудовой деятельности, который просто невозможен вне общения. Структура педагогического труда насчитывает, по мнению психологов, более двухсот компонентов. Но одной из самых сложных его сторон является общение, либо через живое, непосредственное общение педагогов с коллегами, с детьми осуществляется главное в педагогической работе – воздействие личности на личность. От стиля и форм взаимодействия педагогов зависит их эмоциональный настрой. Очень часто педагог, идя на работу, не может оставить груз домашних проблем, которые пополняются проблемами коллектива. Педагог не всегда может преодолеть свой негативный эмоциональный настрой и «щедро» делятся им с окружающими детьми и взрослыми.
-
Конфликты в педагогическом коллективе
К числу факторов, препятствующих формированию положительного психологического климата, относятся конфликты, или "климатические возмущения", в педагогическом коллективе. Социально-психологический конфликт большинством специалистов рассматривается как резкое обострение противоречий, возникающих в сфере непосредственного общения людей.
-
Три основных группы кофликтов.
В зависимости от названных взаимосвязей выделяются три основные группы конфликтов в педагогическом коллективе. Первая группа — профессиональные конфликты, возникают как реакция на препятствия к достижению целей профессионально-педагогической деятельности, когда нарушаются деловые связи. Такие конфликты являются следствием некомпетентности педагога, непонимания целей деятельности, безынициативности в работе и др. Вторая группа — конфликты ожиданий, возникают в тех случаях, когда поведение педагога не соответствует нормам взаимоотношений, принятым в педагогическом коллективе, когда поведение и деятельность не соответствуют их ожиданиям по отношению друг к другу. Это бестактность по отношению к коллегам и воспитанникам , нарушение норм профессиональной этики, невыполнение требований коллектива и др. Такие конфликты возникают при нарушении взаимосвязей "ролевого" характера. Третья группа — конфликты личностной несовместимости, возникают в результате личностных особенностей участников педагогического процесса, особенностей характера и темперамента. Проявление несдержанности, завышенная самооценка и самомнение, эмоциональная неустойчивость, чрезмерная обидчивость лежат в основе конфликтов данной группы.
-
Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения .
Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения 1. Напряженная социально-психологическая обстановка 2. Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог». 3. Не сплоченность коллектива.
-
Причины этих проблем.
Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности. Предвзятое отношение друг к другу. Большая нагрузка. Неравномерное распределение часов. Перекладывание чужих обязанностей на педагогов. Административные и финансовые злоупотребления. Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом. Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях. Для решения проблемы, необходимы следующие направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе.
-
Направления формирования комфортного психологического климата в педагогическом коллективе
1.Сплоченность коллектива, уважение и признание ценностей и традиций коллектива - Привлечение всех членов коллектива к участию в коллективных мероприятиях, - Инциатива от всех членов коллектива по организации совместных мероприятий; -Активность администрации в организации совместных мероприятий;
-
2.Снижение уровня конфликтности в коллективе
-Проведение дней психологической разгрузки; - Формирование у членов коллектива умения слышать, слушать, и понимать друг друга; - Уважение в каждом педагоге личности: - Соблюдение принципа «один за всех и все за одного» ; - Равномерное распределение профессиональных обязанностей между членами коллектива;
-
3. Соблюдение принципов толерантности
- Активное общение членов коллектива в неформальной обстановке; - Общение членов коллектива на темы не связанные с профессиональной деятельностью; - Развитие у педагогов способности самокритично относится к себе; Развитие у педагогов чувства юмора; - Развитие у педагогов чувства самоуверенности;
-
4.Организация условий труда и отдыха
- Оснащение рабочих мест, для проведения занятий и работы педагогов; Представление педагогам отпуска в удобное для них время ;
-
Дерево достижений коллектив (за основу взято упражнение М.Э. Зимиревой «Дерево достижений»)Это упражнение способствует развитию рефлексивного самосознания, формирует умение сотрудничать. Цель – увидеть достижения отдельных педагогов в единстве всего коллектива.
-
Рекомендации педагогам по созданию благоприятного психологического климата в коллективе
Развивайте в себе такое качество, как терпимость к другим людям, коллегам,воспитанникам. Нетерпимость приводит к накоплению агрессии, которая в любой момент может вылиться на не в чем не повинных людей, в том числе на близких. Избегайте критиковать других, лучше действительно попытайтесь понять поведение другого человека. Учитесь снимать эмоциональное напряжение после рабочего дня; боритесь с эмоциональным выгоранием. Радуйтесь успехам своих коллег, тогда при вашем успехе, за вас будет, кому порадоваться. Избегайте ненужной конкуренции. Ставьте перед собой реальные цели. Находите время для развлечений, хобби. Встречайтесь с коллегами в неформальной обстановке – это способствует сплочению. Ведите здоровый образ жизни: не забывайте о пользе физических нагрузок, прогулках на свежем воздухе и полезной пище.
-
В подведение итогов хотелось бы привести слова А.С. Макаренко, который говорил: «Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.