Содержание
-
Создание психологически безопасной среды в ДОУ
Подготовила: педагог-психолог МБ ДОУ БГО Детского сада №16 комбинированного вида Башкатова Н.Е.
-
В настоящее время обеспечение психологической безопасности является одним из требований, предъявляемых к организации образовательного процесса, а также одним из показателей качества образования. Рассматривая актуальность данной темы в глобальном масштабе, хотелось бы подчеркнуть ее приоритетность в рамках дошкольной образовательной организации (ДОО). Именно в дошкольном возрасте закладывается основа целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного. Обеспечение такого развития предполагает решение основной задачи ДОО — охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников. Деятельность ДОО по решению этой задачи состоит в обеспечении безопасных и психологически комфортных условий для каждого ребенка. При постановке задач такого рода психологическая служба выступает механизмом обеспечения психологической безопасности воспитанников и фактором позитивных изменений педагогов.
Актуальность
-
Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физическую составляющие. Психологическую безопасность можно определить как:1. Состояние сохранности психики человека.2. Сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества.3. Устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения).4. Возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз.5. Состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.
-
Психологическая безопасность в психологии рассматривается на разных уровнях: - на уровне общества – как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни; - на уровне локальной среды обитания – это семья, ближайшее окружение, референтные группы, учебные группы; - на уровне личности, на котором возникает переживание защищенности либо незащищенности;
-
Нарушение потребности в безопасности приводит к тяжелым отсроченным последствиям (невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя и, главное, потеря перспектив) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.
И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
-
Структурные компоненты, составляющие основу понятия «психологическая безопасность», влияющие на неё. 1. Система организации режима жизнедеятельности воспитанников. 2. Система организации межличностных отношений в ДОО. Система организации межличностных отношений в ДОО: - влияние педагога на развитие личности ребенка (стиль взаимоотношений, личностные характеристики педагога, педагогическое мастерство); - психологический климат в детском коллективе (межличностные взаимоотношения в группе сверстников); - психологический климат в педагогическом коллективе (мотивация на работу, стиль руководства, традиции, атмосфера).
-
Критерии психологической безопасности образовательного пространства:- комфортность; - эмоциональная насыщенность; - обеспечение благоприятного режима, ритма и темпа жизнедеятельности; -расширение познавательных возможностей; -стимулирование различных видов активности; -побуждение к самостоятельности и творчеству; -здоровьесбережение. Перечисленные характеристики рассматриваются в качестве набора требований к организации современной образовательной среды и составляют группу общих принципов ее проектирования и моделирования.
-
Основными понятиями области изучения психологической безопасности в образовательной среде являются «опасность», «риск», «угроза». Факторами риска в образовательной среде могут быть: - недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально–технической базы; - низкая активность учащихся и педагогов;- несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта;- уровень воспитания и культуры, личностно–психологические характеристики участников учебно–воспитательного процесса; -несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Психологические угрозы, в отличие от экологических, террористических, технократических обладают следующими особенностями. Они менее «видимые», а потому и более трудно контролируемые со стороны тех, кто отвечает за безопасность ребенка и озабочен проблемами его психологического здоровья. Они чрезвычайно субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику: у детей различная степень эмоциональной чувствительности и ранимости, поэтому то, что кажется совершенно нормальным или безопасным для одного – для другого может иметь разрушительное влияние.
-
Опасная особенность этих психологических угроз в том, что они действуют постоянно и «безнаказанно» в течение длительного времени, а их источник – не некие непредсказуемые, трудно устранимые обстоятельства или происки врагов, а - взаимодействия педагога с детьми. Как и в семье – самые близкие люди порой становятся друг для друга, поневоле или сознательно, источником страданий и слез, болезней и разочарований в жизни, так и в образовательном учреждении – самый озабоченный развитием и обучением ребенка человек, педагог, становится иногда причиной детского энуреза, невроза, ненависти в учению, неверию в себя.
-
Что может разрушительно действовать на психику малыша в детском саду или на поведение подростка в школе? Обратившись к великой книге великого педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», мы легко составим их список (сохранив терминологию автора): – скука; – предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; – изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; – педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; – многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий; – формализм программных знаний; – нервозность обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между детьми; – недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.
-
У большинства людей существует потребность оценивать себя посредством сравнения себя с другими людьми. То, насколько успешным, здоровым или богатым считает себя индивид, зависит от того, выигрывает он или проигрывает в сравнении со своими сверстниками или членами других референтных групп. Человек не только получает информацию от референтных групп, но и использует их в качестве системы координат, позволяющей ему оценивать свое поведение, мнения, способности и достижения.
Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды . Следствие: - эмоциональный дискомфорт; - нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; - нежелание обращаться за помощью; - игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; - невнимательность к просьбам и предложениям.
-
Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения. Следствие: - профессиональная деформация; - угроза психическому здоровью. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) – понятие, введѐнное в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Это состояние нередко наблюдается у людей, работающих в системе «человек-человек», таких как педагоги, психологи, менеджеры, медицинские и социальные работники, сотрудники правоохранительных органов, профессиональные военные и др.
-
Этапы проекта1. Диагностический этапНа данном этапе анализируются:- отношения воспитанников в коллективе ДОО, их эмоциональное состояние, психологический климат в детском коллективе; - психологические характеристики воспитателей с точки зрения личностно - ориентированной педагогики, а также стиль взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса; - степень комфортности предметно-развивающей среды для детей и взрослых;- степень эмоционального выгорания коллектива.2. Организационно-практический этапС коллективом педагогов проводится консультация ««Критерии и показатели психологической безопасности в группах. Работа педагога по созданию психологически безопасного пространства в группе» с предоставлением результатов мониторинга и предложений по организации комфортной среды в группах. Подбираются и проводятся методики диагностики в детском коллективе, оценка степени эмоционального выгорания педагогического коллектива, разрабатываются и проводятся игровые тренинги, индивидуальные консультации по запросу педагогов. Воспитателями групп проводится работа по созданию психологически комфортной среды (уголки уединения, психологической разрядки, релаксационные видео и музыкальная терапия, коврик дружбы, стаканчики для крика, островки радости, уголки «Мои чувства», «Что такое хорошо и что такое плохо», коробочки добрых дел и другое).3. Конкурсный Проводится смотр конкурс и представление педагогами психологически комфортной среды в своей группе.
-
Критерии экспертизы психологической безопасности образовательной среды:1. Качество межличностных отношений.2. Комфортность образовательной среды.3. Защищенность от психологического насилия.4. Удовлетворенность образовательной средой.
Критерии оценки островков психологически комфортного пространства в группе 1. Наличие уголков (островков) психологической разгрузки. 2. Материалы для обучения агрессивных детей способам выражения гнева (стаканчики или мешочки для криков, подушка «бо-бо», мешочки настроения, перчатки мирилки, коврики примирения, шатры, палатки, ширмы для уединения, место для релаксации, фотоальбомы семейных и групповых фотографий, островки радости, боксерская груша, «коврик злости», коробочка гнева, аудио и видео записи (шум леса, моря, пение птиц), цветные клубочки, игры с песком, крупами, тактильные мешочки, коробочки добрых дел, дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Мои чувства», «Эмоции в сказках» и т.д.) 3. Материалы для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях; приемам саморегуляции. 4. Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению, навыкам сотрудничества. 5. Эстетичность оформления уголка. 6. Творческая фантазия и оригинальность. 7. Целесообразное использование материалов.
-
1. Уголок достижений2. Уголок гнева3. Зона воды и песка4. Зона уединения и релаксации5. Островок примерения.6. Уголки эмоций и чувст.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.