Содержание
-
« Формирование стрессоустойчивостимузыканта-исполнителя
Педагогическийпроект
-
Понятийныйаппарат
Сценическое волнение - одна из форм психического состояния личности «до» и «после» концертного выступления. Содержание сценического волнения включает не только деструктивные стрессовые состояния, но и конструктивно – моделирующие. Стрессоустойчивостьмузыканта-исполнителя заключается в преодолении синдрома сценического волнения.
-
Комплекс причин появления сценического волнения:
Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних. Чувство ответственности исполнителя за свое выступление Боязнь музыканта забыть текст Боязнь неудачи публичной, «прилюдной»
-
Преодоление синдрома сценического волнения и есть стрессоустойчивость, которая формируется под воздействием 4-х подструктур личности: Психологическая установка на музыкально – исполнительскую деятельность Потребность в такой деятельности Творческий опыт исполнителя, его профессиональные знания Особенности психологических процессов ( в том числе исполнительское внимание, слуховые представления, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения, гибкость психологической адаптации, типологические свойства высшей нервной деятельности, темперамент)
-
В связи с этим положением в деятельности педагога прослеживается работа по двум равнозначным блокам:
Практически - операционный Психологический
-
Профессиональные формы преодоление сценического волнения можно сформулировать следующим образом:
Использование движений Репертуар выступление в ансамбле частота выступлений предконцертная психологическая подготовка
-
Этапность психологической подготовки музыканта-исполнителя
Первый этап- организационный: оценка реактивности нервной системы учащегося Построение режима и гигиены занятий и выступлений. Второй этап – профессионально – педагогической подготовки: Выбор механизмов и приемов достижения оптимального концертного состояния Послеконцертная оценка предварительного выступления Третий этап – доминантный Формирование оптимального концертного состояния Публичное выступление и его анализ
-
ФорФмированиФорртимально концертного состоянияконцертное состояние:
Условия создания оптимального концертного состояния: Быстрое и динамичное «гашение» эмоциональных помех, «выбивающих» из оптимального концертного состояния Активное сосредоточение на исполнительском процессе, который формирует «сценическую доминанту» – т.е. устойчивый очаг возбуждения, подавляющий влияние отвлекающих факторов.
-
Методы формирования оптимального концертного состояния
Принцип постепенного вхождения в работу Систематичность занятий Регулярное переключение с одного вида деятельности на другой Чередование труда и отдыха Рейтинг
-
Формы преодоления предконцертного волнения
Эмоциональная встряска. Аутосуггестия в тишине. Расслабление в тишине. Концентрация внимания на предстоящем выступлении. Размышления, не связанные с предстоящим концертом. Перемещения в пространстве.
-
Методы преодоления предконцертного волнения:
Игра перед воображаемой публикой Медитативное погружение Обыгрывание Ролевая подготовка имаготерапия
-
Задачи для родителей:
Знаниевые ( информация о проблеме, посещение практикумов, тренинговых мероприятиях, консультаций). Деятельностные (направленные на создание комфортных условий, обеспечивающее физическое здоровье детей).
-
Установки, закрепляющие уверенность:
« Я хороший исполнитель». «У меня все получится, т. к. я хорошо представляю программу произведения». «Мне нравится играть для публики». «Я получаю огромное наслаждение от своей игры и участия в коллективном концерте».
-
Социальная среда, обеспечивающая благоприятноесостояние ребенка
-
Формы, методы, способы преодоления сценического волнения направленны на:
формирование у ребенка высокой мотивации для участия в концертной деятельности; профессиональную работу на каждом занятии; положительный результат; привлечение окружения ребенка к творческому процессу; выработку консультативных, поддерживающих тренингов для детей; взаимодействие с родителями; формирование уверенности в успехе; психолого - педагогическое сопровождение.
-
«Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься собой как личностью и своим волнением» К. С. Станиславский.
-
Списоклитературы:
Вицлавик Г. Оценка поведения и характера учащихся / Г. Вицлавик – М.: Просвещение, 1978. – 153 с. Возрастная психология. Хрестоматия. Сост. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Академия, 1999. – 380 с. Волкова В.К. Лечебная педагогика в условиях детского реабилита-ционного центра. – Тюмень: «Вектор-Бук», 2000. – 152 с. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося в ученических коллективах Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович — М.: 1988. – 247 с. Климов Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов – М.: Воронеж, 1996. – 141 с. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева – М.: Мысль, 1978. – 263 с. Каган М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы (социологический аспект) / М.С. Каган – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. – 275 с. Рубинштейн С.Л. Основы онтологии, логики и психологии / С.Л. Рубинштей. // Избранные философско-психологические труды. – М.: 1977. – С. 173-175.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.