Содержание
-
Подготовила: Алексеева А. В., педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 48 «Пчёлка» Тамбов 2024 г. Профилактика эмоционального выгорания педагогов посредством алгоритма поиска внешних и внутренних ресурсов
-
«Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, стресс...» В.Бойко «Синдром эмоционального выгорания» - «… состояние изнеможения, истощения, возникающее вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, учениками» Х. Дж. Фрейденбергерг в 1974 г. Синдром эмоционального выгорания (далее СЭВ)
-
Причины возникновения СЭВ у педагога - повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций; - загруженность в течение рабочего дня; - высокая эмоциональная перегрузка; - несоответствие результатов затраченным силам; - жесткие временные рамки деятельности для реализации целей; - неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; - ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса; - проведение открытых занятий, мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения и т.д.
-
Три стадии профессионального выгорания [1]
-
Симптомы появления СЭВ[6,7]
Психофизические симптомы: чувство постоянной усталости; ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности; слабость, снижение активности и энергии; частые беспричинные головные боли. Социально-психологические симптомы: пассивность и депрессия; повышенная раздражительность на незначительные, частые нервные срывы; стремление к одиночеству, зависть, злоба, уход от ответственности. Поведенческие симптомы: сотрудник заметно меняет свой рабочий режим; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; хроническое нежелание идти на работу, хроническое недовольство, потеря профессионализма.
-
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ СЭВ[6]
Психологические средства:методы саморегуляции. Психогигиенические средства:интересный досуг, позитивные кинофильмы, общение с природой, комфортабельные условия жизни, позитивное общение, хобби, изучение чего-либо нового и интересного. Организационные средства:сбалансированная активность, правильный режим дня, планирование деятельности, смена привычной обстановки. Медико-биологические средства:массаж, водные процедуры, баня, спорт, рациональное питание, прогулки, полноценный отдых и сон и др... Фармакологические средства:витамины и минеральные вещества, биоактивные добавки..
-
Упражнение«Алгоритм определения ресурсов»Цель: определение внутренних ресурсов в зависимости от эмоционального состояния.
1.Составьте список собственных ресурсов. Напишите, то, что доставляет вам внутреннее удовольствие, от чего вы испытываете комфортное состояние. 2.Разбейте все эти ресурсы на категории эмоциональных состояний. 3.Подразделив эти ресурсы на различные категории, начинайте пользоваться ими, но помните, что такие ресурсы, как алкоголь, курение и другие негативные вещи, приносят временное удовольствие, потом они же их крадут.
-
-
Упражнение«Квадратное дыхание»[3] Цель: понизить возбудимость нервных центров, добиться расслабления мышц.
Дыхание будет состоять из четырёх тактов (вдох- задержка дыхания – выдох - задержка дыхания) равных по продолжительности, то есть в пропорции. 1.Примите удобную позу стоя или сидя. 2.Сделай вдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре». 3.После этого задержите дыхание, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре» 4.Следом сделайте выдох, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре» 5.После этого задержите дыхание, одновременно считая про себя: «один, два, три, четыре» . Дышите таким образом 5-15 минут в день.
-
Упражнение«Квадратное дыхание»
-
Диагностические методики СЭВ [4]
Диагностика эмоционального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) Диагностика уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко (в модиф. Е. Ильина) Опросник «Экспресс-оценка выгорания» (В. Каппони, Т. Новак)
-
Список использованных источников:
1. Бойко В.В. Психоэнергетика. СПб.: Питер, 2008. 2. Википедия «Эмоциональное выгорание» https://ru.wikipedia.org/wiki/Эмоциональное_выгорание#:~:text=Синдром%20эмоционального%20выгорания%20(англ.%20burnout),до%20развития%20глубоких%20когнитивных%20искажений) 3. Гриндер Джон «Квадратное дыхание» https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-minuta-chas-berezhyot-ili-kak-vsyo-uspet-3767837.html 4. Водопьянова Н. Е Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб. Питер; 2008. 5. Ибрагимова Е.В. «Приемы профилактики эмоционального выгорания учителя в процессе реализации ФГОС» https://infourok.ru/statya-priemy-profilaktiki-emocionalnogo-vygoraniya-uchitelya-v-processe-realizacii-fgos-4391437.html 6. Ивашова М.А «Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)». https://pptcloud.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/05/17/prezentatsiya-dlya-vospitateley-profilaktika-sindroma-emotsionalnogo 7. Яненко Е. Д. «Профилактика синдрома эмоционального выгорания (СЭВ)». https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-emocionalnoe-vigoranie-pedagogov-1132016.html
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.