Содержание
-
Проявление нарушений эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР и средства их коррекции.
Подготовила Деменок М.В. Воспитатель ГБДОУ сад № 82 компенсирующего вида
-
План
Водная часть 1.Определение: Задержка психического расстройства (ЗПР) 2. Причина 3. Классификация по Лебединской К.С. Основная часть 1.Определение: Эмоционально - волевой сферы (ЭВС) 2. Понятие Эмоция и воля 3. Особенности ЭВС детей с ЗПР 4. Проблемы 4. Методики коррекции ЭВС детей с ЗПР
-
Задержка психического развития
Понятие, объединяющее синдромы отставания в развитии психики (интеллекта, личности и деятельности) или отдельных ее функций. Основаниями для рассмотрения этой сборной группы в рамках одной формы являются ряд существенных отличий как от нормативного развития, так и от общего психического недоразвития (умственной отсталости), а также такие особенности интеллекта, личности и деятельности детей, которые не позволяют им своевременно и качественно овладевать навыками чтения, письма и счета, а также овладевать контролем над собственным поведением. ЗПР - синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций. Задержка темпа может иметь обратимый характер. Основные черты: 1. повышенная истощаемость и в результате - низкая работоспособность, 2. незрелость эмоций, 3. слабость воли, 4. психопатоподобное поведение, 5. ограниченный запас общих представлений, бедный словарь, трудности звукового анализа, несформированность навыков интеллектуальной деятельности. 6. рассеянное внимание, сложности с концентрацией на одном типе деятельности, слабая память, абстрактное мышление развито плохо.
-
Причиной могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, природовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Причиной развития когнитивной сферы связаны с мозаичной органической недостаточностью и нейродинамическими расстройствами. Для детей этой группы характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.
-
Классификация по Лебединской К.С.
Конституциональный генез (психофизический инфантилизм): причиной является генетический фактор, что подтверждается нередкостью семейных случаев (когда признаки задержки отмечаются в нескольких поколениях),может быть связан и с негрубыми обменно-трофическими нарушениями в раннем возрасте. Соматогенный генез: соматогенная задержка -от длительных соматических заболеваний острого или хронического характера с синдромом госпитализма. Психогенный генез: формируется в неблагоприятных условиях воспитания(безнадзорности, гиперопеки, в психотравмирующих условиях) Церебрально-органический генез: церебрально-органическая -от повреждений различных отделов головного мозга в перинатальном периоде(причины сходны с причинами ИН, только не так выражен результат).
-
Эмоциона́льно-волева́ясфе́ра
Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Компонент эмоциональной устойчивости. Степень волевого владения человеком своими эмоциями.
-
Эмоция и воля
Эмоции - особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами и отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей. Воля- Способность человека действовать в направлении достижения сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Непроизвольное поведение основывается на привычках и регулируется ситуацией, в то время как волевое поведение может осуществляться и вопреки привычке, вопреки импульсивному побуждению, и поэтому оно связано с усилием.
-
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР:
1.гипертимия, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети неутомимы в игре (не регламентированной четкими правилами), но быстро утомляются при выполнении практических заданий, в особенности однообразных, требующих удержания внимания. Они несамостоятельны и некритичны к своему поведению, склонны к избыточному фантазированию, замещая и вытесняя своими фантазиями неприятные переживания. 2. затруднение эффективного включения как в образовательный процесс, так и в межличностные отношения. Невротические и неврозоподобне проявления, зачастую связанных с ощущением своей физической неполноценности (страх, тревожность, склонны к аффективным действиям). 3. • по типу психической неустойчивости — обычно в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде эмоциональной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости на фоне недостаточного уровня знаний и представлений; • по типу «кумира семьи» — в условиях гиперопеки, когда не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны эгоцентризм, установка на постоянную помощь и опеку, сниженная способность к волевым усилиям и недостаточность мотивационной сферы; • по невротическому типу — в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье, когда формируется личность робкая, боязливая, нерешительная, малоактивная, несамостоятельная. 4. отсутствуют яркость и живость эмоций, характерна их недостаточная дифференцированность. Ребенку свойственны низкий уровень притязаний, слабая заинтересованность в оценке, резко нарушенная критичность, а также бедность воображения и творчества, двигательная расторможенность (как наиболее отчетливый признак часто сопутствующего задержке развития синдрома дефицита внимания и гиперактивности). тяжеловесных и затяжных аффективных состояний
-
Проблемы
Центральной проблемой развития личности у детей с ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Вне зависимости от формы ЗПР детям присущи трудности дифференцирования эмоций и их оттенков, ограниченность эмоциональных связей. 1)Проблемы адаптации в детском коллективе и во взаимоотношениях со взрослыми; недостаточное понимание особенностей социальной ситуации; неумение выдерживать дистанцию при общении со взрослыми; невротические проявления; речевые нарушения; замедление формирования рече-мыслительной деятельности; низкий уровень познавательного интереса; сложности самоорганизации в условиях взаимодействия. 2) преобладание игровых интересов над познавательными; 3) эмоциональная неустойчивость( вспыльчивость, плаксивость, конфликтность либо неадекватная весёлость и дурашливость); 4) неумение контролировать свои действия и поступки; недостаток самоконтроля и самоанализа; не критичность, эгоизм, отсутствие эмпатии; завышенная или заниженная самооценка; 5) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
-
Проявление нарушений ЭВС у детей ЗПР
1) неустойчивость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в невозможности на длительное время сконцентрироваться на целенаправленной деятельности. Психологической причиной этого является низкий уровень произвольной психической активности; 2) проявление негативных характеристик кризисного развития, трудности в установлении коммуникативных контактов; 3) появление эмоциональных расстройств: дети испытывают страх, тревожность, склонны к аффективным действиям. 4) Отличаются несамостоятельностью, непосредственностью; не умеют целенаправленно выполнять задания, проконтролировать свою работу; неустойчивость внимания при низкой работоспособности и низкая познавательная активность, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям, продуктивность повышается. Дети с ЗПР испытывают трудности активной адаптации, что мешает их эмоциональному комфорту и равновесию нервных процессов: торможения и возбуждения. Эмоциональный дискомфорт снижает активность познавательной деятельности, побуждает к стереотипным действиям. Изменения эмоционального состояния и вслед за этим познавательной деятельности доказывает единство эмоций и интеллекта.
-
Методики коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР
Коррекция эмоциональных нарушений у детей – это целесообразно организованная система психолого-педагогических воздействий. Для коррекции эмоционально-волевой сферы у детей с задержкой психического развития достаточно эффективными являются: 1.Игротерапия (словестные и подвижные)- используется как средство самовыражения, достижения эмоциональной устойчивости и саморегуляции. -Первый этап игры связан с овладением специфическими функциями предметов (предметная игра) -Второй этап- с овладением отношений между людьми (сюжетно- ролевая игра) -Третий этап – с выделением скрытых в этих отношениях задач и правил человеческих действий (игры с правилами) -Четвёртый этап характеризуется сдвигом мотивов в процессе деятельности и их результатами (игра-драмматизация и игра-фантазирование). 2. Артпедагогика- самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Она имеет единую цель с общей педагогикой – помочь ребенку научиться понимать себя, научиться жить в ладу с другими людьми, познавать окружающий мир и обретать уверенность в своих силах. Особенность артпедагогики в том, что она оперирует средствами искусства и художественно творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса.
-
3. Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными словами показать окружающую жизнь, людей, поступки, в самое короткое время показать к чему приводит тот или иной поступок. 4. Дыхательная гимнастика – способствует смягчению эмоционального дискомфорта, обучению приемам релаксации, развитию навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. 5. Психогимнастика – это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Психогимнастика предполагает выражение переживаний, эмоциональных состояний, эмоциональных проблем с помощью движений, мимики, пантомимики. 6. Релаксация – способствует расслаблению всех групп мышц, развитию воображения, восприятия, снятие эмоционального напряжения.
-
Пример сесии(артпедагогика)
1. Выявление «друзей» персонажа имеет смысл позитивного якоря. Определение «врагов» или персонажей, вызывающих негативные чувства, является «входом» в эмоциональную проблему ребенка. Таким же «входом» может оказаться изображение дискомфортной среды, в которой действует персонаж. В работе используется принцип «режиссера фильма», т.е. ребенок является единственным творцом создаваемой истории, педагог может только предлагать варианты развития сюжета, которые ребенок может принимать или не принимать. «Фильм» можно «прокручивать» назад и создавать альтернативный сюжет. 2. При работе с негативными эмоциями ребенка введение в ткань сюжета «волшебной палочки» или любой другой могущественной силы, помогающей персонажу справиться с проблемами, приводит к значительному облегчению состояния ребенка уже после одной сессии. Усвоение «волшебной палочки» позволяет осуществить своеобразный контр-перенос с персонажа на самого ребенка. Это достигается предложением к ребенку показать, каким образом персонаж действует с волшебной палочкой. «Волшебную силу» можно передавать другим предметам, например, конфете. Это позволяет сохранить позитивный якорь, сформированный во время сессии, и за ее рамками.
-
Следует добавить, что количество сессий, необходимых для успешной коррекции, может отличаться у разных детей. Кроме того, ребенок даже во время одной сессии может идентифицировать себя с разными персонажами своего рисунка, поэтому при работе педагог обязательно должен установить раппорт, чтобы чутко отслеживать все возможные изменения фокуса эмоций. Перед началом работы необходимо информировать родителей о сути коррекционной работы, а также предупредить их о том, что их вмешательство допускается только в случае обращения к ним педагога. Уже первая — диагностико-коррекционная сессия — дает обильный материал для индивидуальной консультации родителей. Присутствие или отсутствие родителей на последующих сессиях определяется обоюдным желанием ребенка и родителя. До начала совместного рисования и для «разогрева» можно использовать модифицированный тест Люшера: попросить ребенка проранжировать свои цветные карандаши (фломастеры) по степени привлекательности. Каждым карандашом ребенок рисует последовательно кружок в верхней части рисунка. Могут быть варианты (выбор цвета фиксирует педагог, используя стандартный набор карточек). Такую же процедуру стоит проделать в конце сессии. Тест Люшера является лишь одним из индикаторов изменения эмоционального состояния, можно использовать любые другие, предпочитаемые специалистом и адекватные методы диагностики.
-
1.Стадия контакта: Хочешь порисовать? Что ты будешь рисовать?..После того, как ребенок освоился в кабинете и с рисованием в присутствии педагога:Ты придешь ко мне еще? А давай с тобой в следующий раз придумаем сказку (фильм)? И ты будешь самый главный сказочник! Как ты скажешь — так и будет в твоей сказке! 2. Стадия коррекционно-диагностическая (сессия проводится обычно через несколько дней после первой встречи) О ком сегодня будет наша сказка? Кого ты хочешь нарисовать?Как его зовут? Чем он питается? Где он живет? В лесу, в море, в пустыне? На другой планете? Есть ли у него друзья? Нарисуй их. Как их зовут? Что они делают? Может быть, им надоело играть и они решили погулять? Куда они пошли? Есть ли кто-нибудь, кого боится персонаж? Или кто-нибудь, кто ему не нравится? Кто? Нарисуй его. Почему он не нравится персонажу? Что можно сделать, чтобы этого не было? Может быть, нам понадобится волшебная палочка? У кого она может быть? Покажи, как персонаж (или персонаж, символизирующий добрые силы) держит волшебную палочку. Персонаж хочет что-нибудь сказать? Ведь теперь у него есть волшебная палочка! Он все может! Он сильнее всех! Он может, к примеру, превратить Злодея во что угодно! Или уменьшить его! А потом уже поговорить. Альтернатива: А может быть, персонажу не нравится то, что его окружает? Что именно? Как бы ему хотелось это изменить, чтоб понравилось? (в том случае, если отсутствует персонификация негативной эмоции). 3. Стадия завершения Сессию можно заканчивать, если удалось выйти на позитивные переживания в ходе развития сюжета. Например, Баба Яга превратилась в вазу с цветами, добрую девочку и т.п. Можно сказать: Ну, теперь у них все хорошо. И что же они стали делать? (Играть, пить чай…) В конце каждой сессии (а она длится 30-60 минут, в зависимости от возможностей ребенка, при этом, если педагог чувствует, что ребенок переутомляется, а конца работе не видно, можно завершить развитие сюжета на промежуточном этапе. Например: «И тогда они сели отдохнуть…» Проводится экспресс-диагностика эмоционального состояния ребенка. Следует особо подчеркнуть, что невозможно описать четкий алгоритм работы педагога, поскольку каждая новая сессия совершенно не похожа на другие. Стоит особо отметить, что в случае повторения сюжета (что само по себе является диагностическим признаком), нужно настойчиво изменять, шаг за шагом, составные элементы сюжета, предлагая версии самому ребенку.
-
Литература
Глозман Ж.Ш. Нейропсихология детского возраста: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: издательский центр «Академия», 2009. Как обучать детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе: учебно – методическое пособие/ под ред. И.А. Михаленковой. –СПб.: Издательство ООО «НПО ПБ АС» 2019 Специальная психология: учебник для академического бакалавриата/ под ред. Л.М. Щипицыной. – Издательство Юрайт, 2006. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 40-41) Словарь-справочник по специальному образованию: / авторы-сост. О. Л. Алексеев, В. В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.