Содержание
-
Психологическая характеристика детей с задержанным психическим развитием, особенности их обучения и воспитания
-
«Мы должны знать ребенка – знать больше и лучше, чем знаем устройства машин, с которыми работаем, мы должны знать методы, приемы его воспитания, как мы знаем способы управления машиной. Эту мысль я хотел бы нести не только в каждую школу, но и в каждую семью, хотел бы сделать ее достоянием всех, кто сколько-нибудь соприкасается с ребенком…»(В.П. Кащенко)
-
Задержка психического развития
Задержка психического развития – это нарушение нормального темпа психического развития. Проявляется в неумении сосредоточиться на выполняемом задании, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности не соответствуют возрасту) (К.С. Лебединская) Задержанное развитие – замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский) Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпепсихического развития, когда отдельные психические функции отстают в развитии от психологических норм (Т.А. Власова) Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций (М.С. Пензнер) Задержка психического развития – особый вид нарушенного развития, характеризующийся замедленным темпом формирования психических функций и личности ребенка (Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Юрайт, 2016. С. 62).
-
Источник: Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России // Международный журнал прикладных и эмпирических исследований. 2015. № 12. С. 1127-1132.
-
Особенности памяти у детей с ЗПР
уменьшение объема памяти, скорости и прочности запоминания; ниже продуктивность непроизвольного запоминания слов, текста, картинок; наглядная память имеет преимущества над словесной в 1,5 раза; затруднено дословное воспроизведение текста, наблюдается замена и перестановка слов; снижена продуктивность и устойчивость произвольного запоминания; дети не умеют применять приемы осмысленного запоминания.
-
Особенности восприятия у детей с ЗПР
неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия; затруднения в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе; затруднения в узнавании контурных или схематических изображений; затруднения в узнавании перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений; трудности вычленения частей из целого, трудности обследования предметов; недостаточность пространственного восприятия, трудности выделения отдельных элементов и их взаимного расположения в сложном объекте.
-
Особенности мышления у детей с ЗПР
недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным, шаблонным способам решения, неправомерная актуализация имеющихся знаний; снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны; не задают совсем или задают очень мало познавательных вопросов; при выполнении классификации дети могут правильно сгруппировать предметы по родовой принадлежности, но не могут обозначить выделенную группу соответствующим словом, объяснить принцип, по которому происходит такое выделение.
-
Особенности речи у детей с ЗПР
нарушения звукопроизношения, трудно дается звуковой анализ слов; словарный запас снижен, особенно это заметно по активному словарю; отсутствует ряд грамматических категорий, особенно страдает употребление прилагательных; трудности в понимании сложных речевых оборотов, логико-грамматических конструкций, хотя при этом понимают простую фразу; недостаточность монологической речи, то есть умение составить рассказ на заданную тему, описать картинку, рассказать последовательно о событии.
-
Особенности внимания у детей с ЗПР
нарушение концентрации внимания происходит вследствие общего утомления ЦНС; неадекватные колебания внимания отражают незрелость нервной системы; объем внимания ограниченный, они неспособны сосредоточиться на существенных признаках предметов и явлений, легко соскальзывают на несущественные и случайные признаки; характерно отсутствие способности переключать внимание с одного предмета на другой.
-
Особенности общения детей с ЗПР
снижена потребность в общении со сверстниками, низка эффективность общения детей друг с другом во всех видах деятельности; повышена тревожность по отношению ко взрослым, от которых они зависят; практически отсутствуют личностные мотивы общения, т.е. дети не стремятся получить от взрослого оценку своих качеств; очень чувствительны к невербальному общению, тонко воспринимают нюансы интонации и мимики взрослых и в меньшей степени ориентируются на речевое содержание обращений к ним.
-
Направления коррекционной работы с детьми с ЗПР
Диагностический блок Воспитательно-образовательный блок Коррекционно-развивающий блок Социально-педагогический блок
-
Диагностика детей с ЗПР
-
Воспитательно-образовательный блок работы с детьми с ЗПР
Познавательное и речевое развитие детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Формирование лексико-грамматического строя языка и развитие связной речи. Формирование элементарных математических представлений и сенсорных эталонов. Развитие творческих способностей посредством изобразительного искусства, аппликации и лепки. Формирование лексико-грамматических категорий Развитие связной речи
-
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР
развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков (посредством арт - терапии, сказкотерапии, пескотерапии, музыкотерапии, аромотерапии, релаксотерапии и др.) развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций формирование произвольной регуляции деятельности и поведения формирование и развитие социальных навыков и социализации.
-
Социально-педагогическая работа с детьми с ЗПР
развитие интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.) развитие социальной готовности на различных возрастных этапах развития развитие эмоционально-волевой готовности (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога) включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач
-
Типичные особенности, свойственные детям с ЗПР
сниженный уровень познавательной активности устная речь содержит негрубые нарушения часто конфликтует со сверстниками, не воспринимает и не выполняет требований; проявляется СДВГ, импульсивность, тревожность, агрессивность; затрудняется в организации собственной целенаправленной деятельности информацию, идущую от педагога, воспринимает замедленно и также ее перерабатывает словесно-логическое мышление недоразвито низкий уровень работоспособности, объём и темп работы, быстрая утомляемость, внимание характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, недостаточной концентрированностью на объекте
-
Понятийный словарь
Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, проявляющаяся в замедленном темпе созревания эмоционально-волевой сферы, в интеллектуальной недостаточности (умственные способности ребенка не соответствует его возрасту). Дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Особые образовательные потребности – это потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей, которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения.
-
Литература
Кисова В.В., Семенов А.В. Эмпирический анализ состояния системы образования детей с задержкой психического развития в России // Международный журнал прикладных и эмпирических исследований. 2015. № 12. С. 1127-1132. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. М.: Издательство «Книголюб», 2015. Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Юрайт, 2016. Макарова О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. 2013. № 1. С. 30-40. Переслени Л.И. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 34-36.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.