Содержание
-
Психолого-педагогическая профилактика суицидальных явленийв подростковой среде
Макарова Татьяна Петровна, заместитель директора Педагог-психолог, высшей категории ГАОУ ЦППРК «Росток»
-
«Не опекайте меня, не ходите за мной, не связывайте каждый мой шаг, не свивайте меня пеленками присмотра и недоверия, не напоминайте и словом о моей колыбели. Я самостоятельный человек. Я не хочу, чтобы меня вели за руку. Передо мной высокая гора. Это цель моей жизни. Я вижу ее, думаю о ней, хочу достичь ее, но взойти на эту вершину хочу самостоятельно. Я уже поднимаюсь, делаю первые шаги. И чем выше ступает моя нога, тем более широкий горизонт открывается мне, тем больше я вижу людей, тем больше познаю их, тем больше людей видят меня. От величин и безграничности того, что мне открывается, делается страшно. Мне необходима поддержка старшего друга. Я достигну своей вершины, если буду опираться на плечо сильного и мудрого человека. Но мне стыдно и боязно сказать об этом. Мне хочется, чтобы все считали, что я самостоятельно, своими силами доберусь до вершины». В. А. Сухомлинский глубоко подметил основное противоречие во взаимоотношении подростка и взрослого
-
Особенности подросткового возраста
Биологическое развитие Психическое развитие Особенности социальной ситуации
-
Особенности подросткового возраста
-
Психическое развитиехарактерно полярность психики:
Целеустремленность, настойчивость Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях Потребность в общении Развязность в поведении Нежность, ласковость импульсивность ранимость и неуверенность в себе; недетская жестокость застенчивость желание уединиться
-
В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.
-
Особенности социальной ситуации
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" Чувство взрослости: изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым.
-
Факторы, влияющие на вероятность возникновения депрессии в подростковом возрасте:
Психотравма Проблемы в семье, экономические затруднения, здоровье родителей Конфликты с преподавателями Вынужденная социальная изоляция Низкая значимость среди сверстников Низкая школьная неуспеваемость
-
Виды профилактики суицидального поведения
Первичнаядиагностика и профилактика направлены на выявление, формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития. Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась) и суицидального поведения у подростков очевидцев произошедшего случая.
-
1. Изменение эмоций - постоянно пониженное настроение. Для ребенка характерна тоскливость. Он считает, что у него ничего не получится, он ни на что не способен. Ребенок подавлен, безразличен, ощущает вину перед окружающими. 2. Изменение поведения - самоизоляция от семьи и близких. Наблюдается снижение повседневной активности, потеря интереса к ранее существовавшим привычкам, хобби, изменение привычек: несоблюдение правил личной гигиены, наплевательское отношение к внешнему виду. Появляется стремление к тому, чтобы все оставили его в покое, нарушение сна, аппетита. Подросток слушает грустную музыку, предпочитает темы разговора и чтения, связанные со смертью и самоубийствами. Явно настораживает приведение в порядок своих вещей, раздаривание их или уничтожение. 3. Характерны высказывания: «лучше уже не будет», «хочу умереть», «скоро все закончится», «хорошо бы заснуть и не проснуться». Внешние признаки депрессии не всегда отражают тяжесть состояния и риск суицидальных действий, поэтому оценить тяжесть депрессивного состояния может только специалист. Значительно увеличивается суицидальный риск у детей и подростков с девиантными формами поведения. Причем суицидальный риск возрастает по мере увеличения количества поведенческих проблем. Педагогам и родителям важно понимать вербальные и невербальные ключи - ранние маркеры-предвестники, свидетельствующие о риске совершения суицида:
-
Кто из учеников должен вызывать беспокойство? Обратите внимание на подростков, страдающих от своей малоценности и низкой популярности в среде сверстников. Очень опасны для подростков мифы о суицидах, ведущих к свободе личности. Эти мифы очень активно внедряют в подростковую среду представителя различных деструктивных сект. Появление любых сектантов в окрестностях школы или в микрорайоне должно восприниматься как сигнал тревоги. Обычно выделяют следующие особенности суицидального поведения: Эгоцентризм – погруженность в себя, сосредоточенность только на своих переживаниях, страданиях. Аутоагрессия – негативное отношение к себе, достигшее крайней степени, самообвинение, безмерное преувеличение своей вины, крайне негативная самооценка. Аутоагрессия практически всегда предшествует гетероагрессии в отношении с близкими: подозрительность, необоснованность обвинения, равнодушное отношение к болезни или смерти другого человека. Признаки суицидального поведения. Сигналы беды - это, прежде всего, заметная перемена в обычных манерах поведения учащегося.
-
Педагогические ошибки как фактор деструктивного поведения
1-ая группа педагогических ошибок связана с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства (грубость учителя, унижение ученика, “наклеивание ярлыков”, публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание). 2-ая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося. 3-я группа ошибок – неправильное конструирование педагогических действий (обсуждения на занятиях самоубийств художественных героев, известных личностей, в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые, а иногда как высоконравственные образцы поведения в трудной ситуации).
-
Что же делать?
Иногда, чтобы помочь сохранить жизнь, нужно просто выслушать подростка. Когда вы выслушиваете человека, то на психологическом уровне, вы выражаете свою заботу о нем, даете ему понять что вам не все равно, что происходит и что может случиться с ним. Делать: Направьте на все свое внимание на человека которого вы выслушиваете Скажите ему/ей что вам не все равно, и что вы рады что сейчас разговариваете вместе Задайте вопрос который поможет вам лучше понять переживания человека Чего не стоит делать: Пробовать «сходу» решить проблемы собеседника Давать советы о которых вас не просили Говорить о том, что чувства собеседника неправильные и малозначимые (например говорить что это пустяки) Рассказывать о собственных проблемах (Такой ход может усилить пессимистический настрой)
-
Педагогическая поддержка
Обращайтесь к детям по имени Не унижайте, не сравнивайте детей друг с другом Учите смотреть на ситуацию с других сторон Обучите детей и чаще используйте релаксационные упражнения Способствуйте повышению самооценки Будьте внимательны к эмоциональному состоянию детей Обсудите с детьми работу служб, способных оказать поддержку в кризисных ситуациях Работайте с родителями
-
Что могут порекомендовать педагоги родителям уже сегодня?
Быть самим позитивными! Создать дом, полный любви и дружбы Находить время для ежедневного общения с подростком Воспитывать привычку рассказывать о достижениях, а также о тревогах, сомнениях, страхах Не оставлять без внимания проблемы ребенка Принимать ребенка таким, какой он есть Помочь наполнить его день интересными событиями Чаще говорить о будущем
-
Притча
В болоте тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! – кричал он ему. – Я вытащу тебя из болота.» Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку» - все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти.»
-
Методы психологической реабилитации и коррекции дезадаптивных детей в условиях ГАОУ ЦППРК «Росток»
Тренинг снятия психоэмоционального напряжения
-
Методы психологической реабилитации и коррекции
Социально-психологический тренинг
-
Индивидуальные занятия по компьютерным программам, основанным на БОС «ИБИС», «Комфорт», «Протеус»
-
Арт-терапия
-
Телесно-ориентированная терапия
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.