Презентация на тему "Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи"

Презентация: Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи
Включить эффекты
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
1.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи" рассказывает о понятии девиантного поведения, его критериях, влиянии на жизнь ребенка, разновидностях молодежных объединений, различных педагогических ошибках при коррекции подобного поведения и методах его профилактики.

Краткое содержание

  • Критерии девиантности;
  • Факторы девиантного поведения подростков;
  • Виды социальных патологий молодежи;
  • Педагогические ошибки;
  • Признаки асоциальных объединений;
  • Классификация молодежных образований.

Содержание

  • Презентация: Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи
    Слайд 1

    Феноменология девиантного поведения детей, подростков и молодежи

  • Слайд 2

    Критерии девиантности

    • Критерий отклонения «-» от нормы
    • Критерий устойчивости
    • Критерий противоречия этнокультурным нормам
    • Критерий санкционируемости
    • Критерий несоответствия возрастным нормам социализации
    • Критерий деструкции личности и группы
  • Слайд 3

    Концепции девиантности

    • Философская
    • Медико-биологическая
    • Психиатрическая
    • Социологическая
    • Психологическая
  • Слайд 4

    Факторы девиантного поведения подростков

  • Слайд 5

    На общественном уровне

    • дезинтегративные процессы в обществе;
    • ценностно-идеологическая дезинтеграция;
    • ослабление групповых связей;
    • неравномерность распределения общественных ресурсов;
    • расслоение общества;
    • социально-экономическое и статусное неравенство;
    • этнические, конфессиональные, групповые противоречия и конфликты
  • Слайд 6

    На нормативно-правовом уровне

    На нормативно-правовом уровне девиации связаны с

    • несоответствием нормативно-правовых механизмов общественным и индивидуальным реалиям;
    • противоречивостью социальных норм;
    • несовершенством нормативно-правовой базы;
    • ограниченностью социально-правового контроля девиантного поведения;
    • неадекватной общественной оценкой социальной девиации;
    • стигматизацией
  • Слайд 7

    На межличностно-групповом уровне

    На межличностно-групповом уровне девиантность формируется по причине

    • низкого группового статуса (дефицита социальных ресурсов; символической дифференциации; маргинальности);
    • негативного группового влияния (принуждения, обучения в группе через идентификацию и усвоение групповых норм, ритуализации, моды, негативных стереотипов, конфликтов);
    • дефицита групповой поддержки (отсутствия поддерживающей референтной группы; отсутствие удовлетворяющих межличностных отношений; низкий внутригрупповой статус и аутсайдерство)
  • Слайд 8

    На деятельностном уровне

    На деятельностном уровне девиации формируются в связи с неразвитой или фрустрированной потребностью в самореализации и сублимации:

    • дефицит образования и культуры,
    • социальная невостребованность,
    • незанятость,
    • несформированность позитивных интересов,
    • хроническая неуспешность,
    • профессиональное «выгорание» и профессионально-личностная деформация
  • Слайд 9

    На конституционально-биологическом и физиологическом уровнях

    На конституционально-биологическом и физиологическом уровнях девиации возникают вследствие сниженных адаптивных возможностей:

    • низкой выносливости и работоспособности,
    • ограниченных физических возможностей,
    • чрезмерной или недостаточной активности,
    • сниженной или повышенной потребности в общении,
    • повышенной или сниженной сензитивности,
    • низкой стрессоустойчивости, ригидности, возбудимости, импульсивности,
    • пониженного или повышенного интеллекта,
    • органических и функциональных нарушений ЦНС,
    • психических расстройств
  • Слайд 10

    На семейном уровне

    На семейном уровне девиации возникают, если роль семьи в социализации личности нарушена или недостаточна:

    • потеря одного или обоих родителей;
    • девиантное поведение родителей;
    • семейное насилие;
    • деструктивные конфликты в семье;
    • развод;
    • личностные нарушения у родителей;
    • нарушения родительских функций (нежной заботы, близости, поддержки, требований, авторитета);
    • деформация отношений нормальной зависимости и стабильной привязанности
  • Слайд 11

    На индивидуально-личностном уровне

    На индивидуально-личностном уровне отклонения связаны с дезадаптивными свойствами личности

    • нарушения нормативно-правового сознания;
    • оппозиционная направленность;
    • девиантные ценности;
    • эгоцентрическая фиксация;
    • негативный или дефицитарный жизненный опыт;
    • несформированность коммуникативных навыков;
    • эмоциональные нарушения;
    • неэффективная саморегуляция;
    • нарушения идентичности и поляризация самооценки;
    • когнитивные искажения;
    • отчуждение от культурной среды; одиночество
  • Слайд 12

    На ситуативном уровне

    На ситуативном уровне отклоняющееся поведение формируется при столкновении личности со такими обстоятельствами как:

    • принуждение,
    • провокация, угроза жизни и безопасности, соблазнение.

    Также может возникать при дезадаптивных состояниях личности: возрастной кризис, горе, потеря жизненно важных ресурсов, фрустрация, конфликт, травма, физический стресс и переутомление, социально-психологическая дезадаптация

  • Слайд 13

    На поведенческом уровне

    На поведенческом уровне отклонения связаны с самоподкрепляющейся спецификой девиации и ее объекта:

    • доступность объекта,
    • яркие (пиковые) переживания в момент девиации,
    • стойкий поведенческий стереотип при длительном сохранении девиации;
    • положительное личное отношение к девиации,
    • скрытая психологическая выгода,
    • отрицание негативных последствий девиации и собственной ответственности за нее
  • Слайд 14

    Личностям с девиантным поведением присущи следующие характеристики

    1. социально-психологическая дезадаптация;
    2. оппозиционная установка и деформация нормативно-правового сознания;
    3. поляризация индивидуально-психологических проявлений (дефицит или чрезмерная выраженность отдельных характеристик и свойств личности, ведущих к социально-психологической дезадаптации);
    4. эмоционально-регуляционная дестабилизация;
    5. интолерантность и высокое напряжение в сфере межличностых отношений;
    6. инверсия отношений привязанности (дефицит стабильных удовлетворяющих отношений с близкими и значимыми людьми)
  • Слайд 15

    Пропаганда девиантного поведения

  • Слайд 16

    Манипулятивные приемы, используемые в пропаганде девиаций

    • «Приклеивание или навешивание ярлыков»
    • «Сияющие обобщения» или «блистательная неопределенность»
    • «Перенос» или «трансфер»
    • «Я свой»
    • «Ссылка на авторитеты»
    • «Продвижение через медиаторов»
  • Слайд 17

    Виды социальных патологий молодежи

  • Слайд 18

    Кибер- и интернет-аддикция

    • Факторы
    • Мотивы пребывания в виртуальной реальности
    • Соматические и психосоциальные последствия
  • Слайд 19

    Проституция

    • Виды: гостеприимная, эстетическая, религиозная, физиологически обусловленная, гражданская
    • Социальная политика в отношении проституции: запрещающая, игнорирующая, контролирующая
  • Слайд 20

    Деструктивные религиозные культы

    • секты западной ориентации,
    • секты восточной ориентации,
    • секты сатанистской ориентации,
    • секты оккультной и языческой практики
  • Слайд 21

    Способы вовлечения и удерживания в секте

    • «вербовка ослабленных»
    • «бомбардировка любовью»
    • «шаг за шагом»
    • «деление мира на белое и черное»
    • «разрушение идентификации»
    • «изменение сознания»
    • «демонстрация чудес»
    • «альенация» (отчуждение)
    • «контроль сознания, поведения и поступающей извне информации»
  • Слайд 22

    Социально-педагогическая профилактика суицидальных явлений

  • Слайд 23

    Суицидологические концепции

    • Медико-биологическая
    • Психиатрическая
    • Социологическая
    • Психологическая
    • Социально-психологическая
  • Слайд 24

    Факторы суицидального поведения

    • Внешние: острые психотравмирующие, стрессовые ситуации и обстоятельства, которые подталкивают человека к роковому решению (горе, разлука, вина, несчастная любовь, соматические заболевания и уродства и т.д.).
    • Внутренние: психологические особенности личности, способствующие развитию суицидальных мыслей и намерений (эмоциональная нестабильность, астеничность, аффективность, конформизм, душевная боль, инфантильность, дефекты целеполагания и целедостижения, низкий самоконтроль и низкая стрессовая толерантность, трудность волевых усилий).
  • Слайд 25

    Виды суицидального поведения психически нормальных людей

    • демонстративно-шантажное (когда целью попытки является не уход из жизни, а привлечение внимания к своим проблемам),
    • аффективное(попытка убить себя в состоянии аффекта),
    • альтруистическое (суицид-самопожертвование во имя какой-то значимой идеи, группы, человека),
    • истинное (цель попытки – уход из жизни под воздействием тяжелых жизненных обстоятельств).
  • Слайд 26

    Профилактика суицидального поведения

    • Внешние суицидальные факторы (горе, инвалидность, несчастная любовь, физическиестрадания и др.)
    • Внутренние суицидальные факторы (слаборазвитые волевые качества, патология смысловой регуляции, низкий уровень социальной компетенции, неадекватность самооценки, непереносимость фрустрации и др.)
    • Антивитальные переживания
    • Суицидальные намерения
    • Суицидальный поступок
    • Повторная суицидальная попытка
  • Слайд 27

    «Мифы» о самоубийстве

    1. «Самоубийства совершаются психически ненормальными людьми».
    2. «Суицидальные намерения неотвратимы, если человек решил покончить с собой, то никто и что не сможет его остановить».
    3. «Если человек открыто заявляет о желании покончить с собой, то он никогда не совершит самоубийства».
    4. «Если люди будут загружены работой и за ними будет осуществляться жесткий контроль, то проблема профилактикибудет решена».
    5. «Нет внешних признаков, указывающих на то, что человек решил покончить с собой».
  • Слайд 28

    Педагогические ошибки как фактор суицидального поведения

    • 1-ая группа педагогических ошибок связана с профессиональной непригодностью учителя и низким уровнем педагогического мастерства (грубость учителя, унижение ученика, “наклеивание ярлыков", публичная компрометация учащегося, нарушение педагогического этикета, прямой диктат, месть или косвенное сведение счетов, запугивание).
    • 2-ая группа ошибок детерминирована определенной педагогической позицией учителя, что проявляется в его отношении к ученику: демонстрация превосходства, равнодушие к учебным успехам, предвзятое отношение, лицемерие, игнорирование учащегося.
    • 3-я группа ошибок – неправильное конструирование педагогических действий (обсуждения на занятиях самоубийств художественных героев, известных личностей, в ходе которых суицидальные поступки трактуются как нормальные, приемлемые, а иногда как высоконравственные образцы поведения в трудной ситуации).
  • Слайд 29

    Виды профилактики суицидального поведения

    • Первичная диагностика и профилактика направлены на выявление, формирование и развитие тех черт личности, которые позволяют либо не позволяют адекватно реагировать на возникающие жизненные трудности и превращать их в ситуации саморазвития.
    • Вторичная диагностика и профилактика заключается в работе с личностью, которая уже проявила признаки суицидального поведения. Большинство существующих методик диагностики и профилактики
    • Третичная диагностика и профилактика заключается в предотвращении повторной суицидальной попытки (в случае, если предыдущая не удалась).
  • Слайд 30

    Сравнительный анализ характеристик «суицидальной» и жизнестойкой личности

    • Характеристики «суицидальной» личности
    • Характеристики жизнестойкой личности
    • Низкий уровень развитости волевых качеств: слабый самоконтроль, неразвитые навыки целе достижения
    • Высокий уровень развитости волевых качеств
    • Патология смысловой регуляции: деформация мотивации и целеполагания; структурная упрощенность смысловой сферы; искаженность представлений о смысле жизни, обедненность целевой структуры деятельности; неустойчивость ценностей и целей в жизни; сниженный контроль по отношению к собственной жизни
    • Оптимальная смысловая регуляция
    • Недостаточная социальная компетентность; деструкции когнитивных структур; неполноценность ориентировки в реальной ситуации
    • Развитая социальная компетентность; норма развития когнитивных структур; полноценность ориентировки в реальной ситуации
    • Неадекватность самооценки
    • Адекватность самооценки
    • Неблагополучие коммуникативной сферы: нарушения в системе контактов, затрудненность коммуникаций
    • Инфантильность: потребность в симбиотических отношениях, эмоциональная зависимость
    • Непереносимость фрустрации
    • Устойчивость к фрустрации
  • Слайд 31

    Требования к профилактике суицидального поведения

    1. Содержание диагностического и профилактического материала не должно носить «агитационный» характер.
    2. Методика выявления суицидальной предрасположенности должна разрабатываться с учетом психологических, гендерных и возрастных особенностей детей, подростков, молодежи.
    3. Одним из условий разработки методики диагностики и профилактики должно быть понимание того, что суицидальное поведение формируется под воздействием двух видов факторов: социопсихологические особенности личности и неблагоприятная жизненная среда.
  • Слайд 32

    Жизнестойкость личности

    Жизнестойкость личности – способность личности не только противостоять внешним психотравмирующим, стрессовым условиям и обстоятельствам, но и превращать их ситуации собственного развития

    Компоненты жизнестойкости:

    • Нормальная смысловая регуляция личности
    • Стремление к саморазвитию
    • Развитые волевые качества
    • Высокий уровень социальной компетентности
    • Навыки целеполагания и целедостижения
    • Развитые коммуникативные и рефлексивные способности
    • Высокий уровень самоконтроля.
  • Слайд 33

    Асоциальные группы молодежи

    Асоциальные группы молодежи - это малые неформальные, спонтанно возникающие, развивающиеся в процессе асоциальной деятельности группы, в которых имеются и сохраняются чуждые обществу взгляды, обычаи, традиции, антиобщественные нормы поведения

  • Слайд 34

    Признаки асоциальных объединений

    • возникновение на базе стихийного общения в конкретных условиях социальной ситуации;
    • самоорганизация и независимость от официальных структур;
    • обязательные для участников модели поведения, направленные на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка);
    • относительная устойчивость, высший уровень включения индивида в функционирование общности, определенная иерархия;
    • выраженные особенности (или система) ми­ровоззрения, ценностных ориентации, отношений к окружающей среде, стереотипов поведения;
    • атрибутика, подчеркивающая принадлежность к данной общности.
  • Слайд 35

    Классификации молодежных формирований

    • Социально нейтральные («озорные») группы общения;
    • предкриминальные, или асоциальные, группы подражания;
    • неустойчивые криминальные, или антиобщественные, группы;
    • устойчивые криминальные, или преступные, группы
  • Слайд 36
    • Просоциальные, или социально активные (с позитивной направленностью деятельности), группы социальной помощи, экологической защиты, этнические,
    • историко-патриотические объединения и иные формирования с социально-одобряемой деятельностью;
    • асоциальные, или социально пассивные, группы, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам, находятся в стороне от общественных проблем;
    • антисоциальные группы, деятельность которых носит социально негативный характер
  • Слайд 37
    • Романтико-эскапистские (хиппи, индеанисты, толкиенисты);
    • гедонистско-развлекательные (рейверы, рэпперы, металлисты);
    • полуделинквентные («люберы», «гопники»);
    • радикально-деструктивные, или анархо-нигилистические (анархисты,панки)
  • Слайд 38
    • Криминальные группы;
    • дворовые асоциальные группы (группы «бизнеса»; группы «азартных» игр; досуговые;
    • группы психосексуального общения;
    • группы захвата, удержания и доминирования на «своей» территории;
    • хулиганские группы, группы общего девиантного поведения — хулиганства, воровства и уходов из дома);
    • группы протеста против социума и взрослых, группы подростковых компенсаторных и гиперкомпенсаторных реакций и деятельностей на этой основе;
    • группы совместного наркоманического поведения: алкогольные, наркотические, токсикоманические;
    • группы, реализующие (сублимирующие) психопатичес­кие тенденции участников (склонность к агрессии и насилию, попрошайничество, суицидальное поведение);
    • школьные асоциальные группы (доминирование над сверстниками, доминирование на «территории», принудительное отбирание денег, компенсаторное, гиперкомпенсаторное и протестное поведение в связи с развиваю­щейся педагогической запущенностью, внутришкольное девиантное поведение — хулиганство и воровство)
  • Слайд 39

    Объективные предпосылки формирования асоциальных групп

    • Наличие различных деформаций в деятельности, отношениях и общении социально полезных групп, которые формируют те или иные негативные качества у подростков.
    • Возникающее на основе этих деформаций нарушение нормального взаимодействия подростков с социальной средой, а также появление первых отклонений в деятельности и поведении подростков, отсутствие у них твердых нравственных взглядов и убеждений.
  • Слайд 40
    • Перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростков в сферу свободного общения, которое носит поисковый характер, и в связи с этим увеличение неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности и отношений.
    • Постепенное отчуждение подростков от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы, производственного коллектива), что влечет за собой нарушение социализации личности.
    • Появление в рамках социально полезных групп первых признаков асоциальной группы, выражающихся в аморальных суждениях, нормах и ценностях, вступающих в противоречие с установками официальной организации.
    • Наличие за пределами социально полезных групп асоциальных, отчужденных лиц, склонных к антиобщественному поведению, и групп асоциальной направленности.
  • Слайд 41

    Субъективные предпосылки возникновения асоциальных групп

    • Стремление отчужденных подростков удовлетворить свою потребность в интимно-личностном общении и этим самым улучшить свое положение в системе межличностных отношений со сверстниками.
    • Потребность подростков в эмоциональном благополучии, признании, взаимопонимании, сочувствии.
    • Страх перед социальной изоляцией, одиночеством.
    • Потребность в престиже, самоутверждении.
    • Стремление обособиться от взрослых, показать свою «взрослость», самостоятельность.
  • Слайд 42
    • Возможность свободного установления межличностных отношений и общения, свобода обмена мыслями, представлениями, мнениями, чувствами, интересами и т. п. в процессе совместной асоциальной деятельности и отсутствие контроля со стороны официальных органов.
    • Сходство социально враждебных потребностей, интересов, склонностей, ценностных ориентации.
    • Единство асоциальных целей совместной деятельности с индивидуальными потребностями подростков и стремление к их удовлетворению.
    • Стремление к взаимному приспособлению подростков друг к другу
  • Слайд 43

    Признаки сформированности асоциальной группы

    • Наличие непосредственных личных контактов подростков.
    • Высокая эмоциональная вовлеченность каждого подростка в групповые дела.
    • Сильно выраженное у всех членов группы чувство принадлежности к ней, чувство «мы» и противо­поставление его чувству «они».
    • Высокая степень идентифицированности каждого с асоциально-криминальными групповыми нормами и ценностями, стандартами поведения и убеждениями.
  • Слайд 44
    • Противоправность средств и способов удовлетворения возникающих потребностей, интересов и склонностей.
    • Строгая стратификация ролевых позиций.
    • Негативные взгляды на мир, выработка общих норм и правил поведения, выражающихся в особой «субкультуре».
    • Создание специфического климата группы с интимностью и доверительностью отношений.
    • Автономизация, закрытость, замкнутость группы, существование круговой поруки, групповых секретов и тайн, отдаление ее от других социальных общностей
  • Слайд 45

    Дезорганизация и реорганизация асоциальной группы

    • Дезорганизация асоциальной группы — это разрушение ее композиции, ее неформальной организа­ции. Оно направлено на нарушение связей между членами группы и вносит расстройство в неформальную структуру группы, ее внутреннюю дисциплину, согласованность.
    • Реорганизация, наоборот, предполагает перестройку не только структуры асоциальной группы, но и изменение направленности ее деятельности. Суть реорганизации заключается в переделке, перестройке существующей организации асоциальной группы на принципиально новых просоциальных началах.
  • Слайд 46

    Факторы разрушения группы

    • усиление недовольства в группе в связи с дифференциацией ролевых функций;
    • уменьшение эмоциональной удовлетворенности в результате постоянных неудач, ссор, конфликтов, поражений;
    • ослабление межличностных связей в группе;
    • девальвация групповых норм и ценностей;
    • общая неудовлетворенность деятельностью группы;
    • стремление отдельных членов перейти в другую группу.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке