Содержание
-
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ КПОСТРОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ С УЧЕТОМ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Каверина Аделаида Александровна к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ Тел/факс 8 (095) 509-19-87 e-mail: reception@fipi.org
-
Цель выступления: показать, что составление учебных программ с учетом федерального компонента государственного стандарта общего образования лежит в русле решения основных задач модернизации системы российского образования. Ключевые слова: Нормативные документы, федеральный компонент государственного стандарта общего образования, региональный (национально-региональный) компонент, компонент образовательного учреждения, федеральный базисный учебный план, примерные учебные планы, требования к уровню подготовки выпускников, профильное обучение, дидактические единицы, элементы содержания, учебная программа.
-
Программа – единый норматив школьного образования
На протяжении длительного периода отличительной особенностью российской школы было практически полное единообразие содержания образования: единые для всей школ страны учебные программы, единые учебники и методические пособия. Программы школьных предметов определяли объем учебного материала и нормативы учебного времени на его изучение. В 70-80-х годах прошлого века в программах появились разделы: «Основные требования к знаниям и умениям учащихся» и «Рекомендации к проверке и оцениванию знаний и умений учащихся». Однако, они не фиксировали необходимый уровень освоения учебного материала, а нормы оценивания знаний строились по методу вычитания. Отметки учащихся считались вполне достаточной характеристикой результатов обучения
-
Рекомендации по оценке устного ответа(из программы по химии на 1986/87 уч. год)
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, но при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка; ответ неполный, построен несвязно. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала; допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа.
-
Закон «Об образовании»
- в Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты; - государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования; - в состав федеральных компонентов государственных образовательных стандартов входят: а) обязательный минимум основных образовательных программ; б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; в) требования к уровню подготовки выпускников.
-
Изменение роли учебной программы
Закон «Об образовании» предоставил школам право самостоятельно разрабатывать и реализовывать свою образовательную программу – документ, определяющий особенности содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса. Наличие в стандарте национально-регионального и школьного компонентов позволило создавать учебные планы и программы, отражающие специфику данного региона и конкретной школы. Вариативность учебных программ обусловила необходимость изменения их статуса, совершенствования содержания и структуры.
-
Разработка стандарта первого поколения
Проблема государственных стандартов общего образования разрабатывается уже более десяти лет. В развитие Концепции стандарта Институтом содержания и методов обучения РАО был создан первый проект Базисного учебного плана, разработанного на основе федерального компонента образовательного стандарта. Признана необходимость стандарта образования, которая первоначально оспаривалась. Учет современного состояния системы образования и потребностей ее развития в будущем позволил создать стандарт первого поколения, который считается переходным.
-
В целях реализации стандарта Министерством образования РФ были приняты нормативные документы, которыми следует руководствоваться при разработке учебных планов и учебных программ: - Обязательный минимум содержания основного общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 19.05.98 г. № 1236; - Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования России от 30.06.99 г. № 56. - Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23 декабря 2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.
-
Образовательные стандарты по каждому учебному предмету включают: - цели изучения предмета; - обязательный минимум содержания основных образовательных программ по данному предмету; - требования к уровню подготовки выпускников. В связи с введением профильного обучения на старшей ступени школы федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) образования представлен на базовом и профильном уровнях.
-
Обязательный минимум содержания– перечень предметных тем (дидактических единиц), включаемых в обязательном порядке в учебные программы. Обязательный минимум не устанавливает последовательность изучения учебного материала и не определяет нормативы времени, отводимого на изучение отдельных тем. В конкретных программах возможно расширение и углубление изучаемого материала в пределах допустимой учебной нагрузки обучающихся, а также педагогически целесообразное изменение последовательности изучения этого материала.
-
Требования к уровню подготовки выпускников – это установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, которые задаются в деятельностной форме. Стремление к более полному и четкому определению и описанию требований к результатам обучения - одна из тенденций совершенствования программ для средней школы. При этом в программе вычленяются не только элементы содержания, подлежащие усвоению, но и указываются уровни их усвоения
-
Федеральный базисный учебный план включает:
- федеральный компонент - инвариантную часть содержания общего среднего образования; - региональный (национально-региональный) компонент; - компонент образовательного учреждения (школьный). Последние два компонента составляют вариативную часть содержания школьного образования. Нормативы времени, отводимые базисным планом на изучение предметов федерального компонента в старшей школе, установлены в размере не более 2100 часов на два учебных года. Объем регионального компонента составляет 140 часов на два года, а школьногокомпонента – неменее 280 часов. Федеральный базисный учебный план служит основой для разработки. конкретных учебных планов и программ
-
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
-
Место учебной программы в системе нормативных документов
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Федеральный базисный учебный план Учебный план профиля Учебная программа
-
Основные подходы к построению учебной программы с учетом федерального компонента стандарта
В учебные программы в обязательном порядке должны быть включены все темы и элементы содержания обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта. При этом возможно расширение и углубление изучаемого материала в пределах допустимой учебной нагрузки обучающихся, а также педагогически целесообразное изменение последовательности изучения этого материала. - При разработке конкретных учебных программ любого предмета должны строго соблюдаться нормативы времени, отводимого на изучение базовых и профильных предметов федерального компонента. Увеличение времени на преподавание этих предметов возможно за счет часов школьного компонента.
-
- Разрабатываемая учебная программа должна обязательно включать требования к уровню подготовки выпускников (планируемые результаты обучения), предусмотренные стандартом. Перечисление в программе только элементов содержания не может в достаточной мере ориентировать учителя на то, как следует организовать учебный процесс, обеспечивающий выполнение требований стандарта. - Степень детализации требований в программе должна быть выше, чем в самом стандарте. Детализированные требования, задающие уровень владения содержанием, являются для учителя важным источником информации о возможности достижения планируемых результатов за отведенное программой учебное время, а также о нормативах, на основе которых при государственной аттестации определяется качество подготовки выпускников
-
Спасибо за внимание
Каверина Аделаида Александровна к.п.н., ведущий научный сотрудник ФИПИ Тел/факс 8 (095) 509-19-87 www.fipi.ru
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.