Содержание
-
Развитие гражданской позиции у дошкольников средствами социализации в старшем возрасте. Выполнила: воспитатель: Зыбарева Н.В.
-
-
В настоящее время в дошкольном образовании используются термины «социальное развитие», «патриотическое» и «гражданское» воспитание. Области их значений частично пересекаются, но не являются тождественными. Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру. Гражданское воспитание - это, прежде всего, личностно-ориентированное воспитание, направленное на формирование у ребёнка активной социальной позиции, осознание себя участником и созидателем общественной жизни. Патриотическое воспитание создаёт предпосылки гражданского поведения, гражданское поведение предполагает формирование таких черт личности, которые не развиваются в ходе патриотического воспитания - активность, самостоятельность, инициативность, способность принимать решения.
-
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина. Гражданское воспитание формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания. Гражданское воспитание – это высшая ступень развития нравственного сознания личности Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
-
Принципами педагогической деятельности в ДОУ по гражданскому воспитаниюявляются: - индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста; - постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста; - системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира; - обеспечение психологического комфорта при организации занятий; - преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.
-
Гражданское воспитание у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач: - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; - воспитание уважения к труду; - развитие интереса к русским традициям и промыслам; - формирование элементарных знаний о правах человека; - расширение представлений о городах России; - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); - развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
-
Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.) Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)
-
Задачи правового воспитания: - формирование у детей положительного самоощущения; - развитие у детей положительного отношения к окружающим людям; - приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми; - развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков; - формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением. Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
-
Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.
-
В гражданском воспитании у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
-
Важной частью работы по гражданскому воспитанию является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу. Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).
-
Рекомендуется также проведение интегрированных занятий, например, «Наша русская природа в искусстве», «Я гражданин России» Составление толкового словаря нравственных и гражданских понятий также является формой воспитания гражданственности. Дошкольники совместно с родителями и педагогом могут составить толковый словарь, подобрав объяснения этих понятий, иллюстрации к ним, составить к ним ребусы, подобрать пословицы, поговорки и т.д. Основные формы работы: индивидуальные, групповые. Основные методы работы: беседа, консультация, занятие, упражнения, наблюдение, обсуждение ситуаций, праздники, д/и.
-
Задача ДОУ, педагогов заключается в обеспечении детям старшего дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности. Таким образом, основой гражданского воспитания у детей старшего дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина.
-
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.