Презентация на тему "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников"

Презентация: Развитие интеллектуальных способностей дошкольников
1 из 62
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Развитие интеллектуальных способностей дошкольников" по педагогике, включающую в себя 62 слайда. Скачать файл презентации 9.26 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Развитие интеллектуальных способностей дошкольников
    Слайд 1

    Ресурсный центр«Психологическое сопровождение педагогического процесса» ДОУ № 1 г. ЛипецкМастер-класс«Развитие интеллектуальных способностей дошкольников через использование игровых технологий»

    Из опыта работы педагога-психолога ДОУ № 62 г. Липецка Костиной Н.М. Место проведения: ДОУ № 62 Дата: 13-14 ноября 2013 г. pptcloud.ru

  • Слайд 2

    План работы

    1. Актуальные задачи дошкольного образования на современном этапе. Заведующая ДОУ № 62 Сидорова Г.В. 2. Роль игровых технологий в развитии интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. 3. Игровые технологии, способствующие развитию: конвергентного мышления; дивергентного мышления; творческого воображения. Педагог-психолог ДОУ № 62 Костина Н.М. 4. Практическое занятие «Волшебный лес». Педагог-психолог ДОУ № 62 Костина Н.М. 5. Подведение итогов.

  • Слайд 3

    «Для того, чтобы усовершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать»Декарт Рене

    Детство – самоценный период в жизни человека, определяющий перспективы его дальнейшего развития. Заложенный в этот, сравнительно короткий период жизни, фундамент имеет огромное значение для всего последующего развития ребёнка.

  • Слайд 4

    Вопрос полноценного развития интеллектуальных и познавательных способностей детей дошкольного возраста остается одним из самых актуальным на сегодняшний день. В течение пяти последних лет наше дошкольное учреждение работает над созданием условий для выявления и максимального развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в целостном образовательном пространстве.

  • Слайд 5

    Важное условие успешности данной работы - скоординированные действия всех педагогов, участвующих в работе по развитию интеллектуальных способностей дошкольников. На сегодняшний день педагогический коллектив ДОУ обладает достаточным уровнем творческого потенциала для реализации поставленных задач.

  • Слайд 6

    Новое качество образования предъявляет и новые требования: к психологическому содержанию образовательной среды, деятельности педагога-психолога, к повышению психологизации воспитательно-образовательного процесса.

  • Слайд 7

    Психотехнологии

    игровые методы (ролевые и имитационные игры); релаксационные методы; интеллектуальные игры (на развитие познавательной активности (ТРИЗ), на развитие логического мышления, социального интеллекта, креативности); разнообразные психогимнастические упражнения; арт – терапевтические техники, приемы и методы, методы сказкотерапии, песочной терапии, музыкотерапии направленные на творческое самовыражение личности; игры, направленные на формирование механизмов самоорганизации, самоконтроля и самореализации; рефлексия.

  • Слайд 8

    «Можно учить, но нельзя научить ребенка, обучается он сам» Дж. Лешли Главным фактором, определяющим развитие интеллекта и мышления выступает не столько то, чему мы учим, сколько то, как мы это делаем.

  • Слайд 9

    Приоритеты в работе с детьми

    развивающий характер обучения, создание ситуации успеха для каждого ребенка, доверие (откровенность); безоценочное восприятие личности ребенка; расширение форм взаимодействия взрослых с детьми создание условий для активизации форм партнерского сотрудничества между детьми; включение родителей в педагогический процесс.

  • Слайд 10

    Уровень развития интеллектуально-творческих способностей детей и темп их развития могут существенно различаться у разных детей. Это требует предельно индивидуализированного подхода.

  • Слайд 11

    «…Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн

  • Слайд 12

    В программе, предлагаемой Вашему вниманию, можно выделить несколько блоков, в которые входят игры, упражнения, задания направленные на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Задания каждого блока подобраны таким образом, что позволяют одновременно решать как психодиагностические задачи, так и задачи развития интеллектуально-творческих характеристик ребенка.

  • Слайд 13

    Первый блок. Игры, способствующие развитию конвергентного мышления

    Данный вид мышления активизируется в задачах, имеющих единственный верный ответ, причем этот ответ, как правило, может быть логически выведен из самих условий. Их решение достигается путем использования определенных правил, алгоритмов и схем.

  • Слайд 14

    Невербальные конвергентные задачи.

    Задание. «Дорисуй недостающую фигуру»

  • Слайд 15

    Задание. «Дорисуй недостающую фигуру»

  • Слайд 16

    Задание. «Заполни квадрат».

  • Слайд 17

    Найди закономерность в расположении фигур и нарисуй недостающие фигуры в пустых клеточках.

  • Слайд 18

    Логическая цепочка «Найди нужную фигуру».

  • Слайд 19

    «Заполни квадрат»

  • Слайд 20

    «Заполни квадрат»

  • Слайд 21

    «Подбери фигуре пару».

  • Слайд 22

    Игра «Подбор» КАКАЯ БАБОЧКА ПОДХОДИТ ДЛЯ КРУГА 6? БАБОЧКА ПОДХОДИТ ДЛЯ КРУГА 2? НАЙДИ ЕЁ НА КАРТИНКЕ СЛЕВА. НАЙДИ ЕЁ НА КАРТИНКЕ СПРАВА.

  • Слайд 23

    «Сложи квадрат» - игры по методике Никитина Б.П.

  • Слайд 24

    «Сложи узор» - игры по методике Никитина Б.П.

  • Слайд 25

    «Квадрат Воскобовича»

  • Слайд 26

    «Собери пирамидку»

  • Слайд 27

    «Сложи картинку»

  • Слайд 28

    Вербальные задачи

    «Найди пару» Школа - обучение, больница - … лечение Птица - гнездо, человек - … дом Композитор - музыка, художник … картины День - солнце, ночь … луна Снег - лыжи, лед - …коньки Кошка - котенок, овца - … ягненок Птица - крылья, рыба - …плавники Опера - пение, балет - … танец Саша - Александр, Коля - … Николай и пр.

  • Слайд 29

    Мурка бегает быстрее Барсика, Барсик бегает быстрее Кузи. Кто из этих кошек бегает быстрее всех? Ястреб летает быстрее воробья, ястреб летает медленнее сокола. Какая из этих птиц летает быстрее всех?

  • Слайд 30

    Разгадывание ребусов

  • Слайд 31

    Второй блок. Игры, способствующие развитию дивергентного мышления

    (от лат. Divergentis– расходящийся в разные стороны) - альтернативное, отступающее от логики. Дивергентная задача предполагает, что на один, поставленный в ней вопрос может быть несколько или даже множество верных ответов.

  • Слайд 32

    Невербальные дивергентные задания.

    Коллаж.

  • Слайд 33

    Дивергентные задачи на развитие пространственного мышления – преобразование фигур.1. Уберите четыре спички так, чтобы осталось три квадрата.

  • Слайд 34

    2. Переложите 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата

  • Слайд 35

    3. Переложите 2 спички так, чтобы теленок смотрел в другую сторону. При этом он должен оставаться веселым, т.е. его хвост должен быть направлен вверх.

  • Слайд 36

    ИГРОТЕКА «ВЕСЕЛЫЙ КОНСТРУКТОР»

    «Танграм»

  • Слайд 37

    «Пифагор»

  • Слайд 38

    «Монгольская игра»

  • Слайд 39

    «Колумбово яйцо»

  • Слайд 40

    «Вьетнамская игра»

  • Слайд 41

    «Волшебный круг»

  • Слайд 42

    Задания на объемно-пространственное мышление

    Создание архитектурных моделей (дома, дворцы, мосты), транспортных моделей (корабли, автомобили, самолеты), скульптур (животные) из различных видов конструктора.

  • Слайд 43

    Вербальные дивергентные задачи.

    АЗБУКА СМЕХА – «СМЕХБУКА» Ситуативные шуточные задания – Зачем парикмахеру телевизор? –Что будет с мухой, если она налетит на сосульку? – От чего крокодил зеленый? – Кто Колобок – брюнет или блондин? – Заяц пригласил на день рождения – 3 января гостей: двух медведей, трех ежей и черепаху. Сколько гостей собралось у него?

  • Слайд 44

    Кто больше заметит небылиц

    Игровые правила. Тот, кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, нелепицу — кладет перед собою цветную фишку, фант В случае верного ответа он получает очко. За ошибку — штрафное очко или фант, за две ошибки игрок из игры выводится. Игровые действия. Взрослый зачитывает или рассказывает небылицы, нелепицы, а ребята отвечают — почему такого не бывает или не может быть вообще на свете. Выигрывает тот, кто получит большее количество фантов.

  • Слайд 45

    «ВЕСЕЛЫЙ ТАЙМАУТ» - шутливые физкультминутки, паузы для разрядки и отдыха детей

    МАЛЬЧИКИ-ДЕВОЧКИ. / игра-шутка / Весной венки из одуванчиков Плетут, конечно, только/ мальчики /. Болты, шурупы, шестеренки Найдешь в кармане у д……. Коньки на льду чертили стрелочки, В хоккей с утра играли д……. Болтали час без передышки В цветастых платьицах м ……….При всех померяться силенкой Конечно, любят лишь д…… Боятся темноты трусишкиВсе как один они – м…….. Шелк, кружева и в кольцах пальчики Выходят на прогулку м ……..

  • Слайд 46

    АЗБУКА ИГРЫ. ИГРОБАНК

    «Придумай предложение» – водящий называет слово (например, «близко») и дает игровой камешек участнику игры. Получив от водящего камешек, игрок должен составить предложение (Маша живет близко от детского сада) и только после этого передать камешек другому игроку. Игра продолжается.

  • Слайд 47

    «Чей дом?»

    Жилище животного: дупло – белка, гнездо – птица, конюшня – лошадь, псарня – собаки, камыш – комар; Место у вещи: гараж – для машин, кастрюля – для супа, ваза – для цветов; Шуточное:крыша – жилище для Карлсона, мешок – для подарков, голова – для мыслей, игра – для счастья и радости и др.

  • Слайд 48

    «Складушки - вычиталки»

    Музыка + шутки = частушки Снег + ветер = метель Небо + разноцветные огни = салют Словечко + словечко = говорилки Папа + рюкзак = турист День – скука = праздник Чай – заварка = кипяток Лес – комары = счастье Песня – слух = кошмар Холодильник – ток = ящик

  • Слайд 49

    «Треснувшая пластинка»

    В нее можно игратьи в комнате, и на прогулке. Играющие избирают вожака, а тот дает каждому изних смешное имя (Шпунтик, Пузырек, Пончик). Затем он начинает задавать одному из игроков вопросы, на которые нужно отвечать только своим «именем», как паролем. Отвечать надо быстро - в течение трех секунд, задержки наказываются штрафным очком либо фантиком. При этом ни в коем случае нельзя смеяться. Даже если все вокруг покатываются со смеху. Улыбнулся - значит проиграл. Если водящий улыбнулся, то его заменяют. Кто ошибется, тот попадется, Кто засмеется, тому плохо придется!

  • Слайд 50

    Итак: /вопросы водящего/ -Кто ты? -Метла! -А это что у тебя? (водящий показывает на руки игрока) -Метлы! -А это что?(показывает на волосы) -Метлы! -А зубы ты чем чистишь? -Метлой. -А чем пишешь и рисуешь в тетради и альбоме? - Метлой -А чем ешь суп? - Метлою…Другому игроку вожак задает другие вопросы. Победитель тот; у кого меньше штрафных очков.

  • Слайд 51

    Дивергентные задачи на базе приемов творческого воображения (третий блок)

    Воображение– психический процесс создания образов, предметов, ситуаций путем комбинирования элементов прошлого опыта. В ходе выполнения заданий по развитию воображения формируются: легкость генерирования идей; способность к эмпатии; умение ассимилировать информацию; способность к свертыванию мысленных операций; способность предвидения; умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма)и др.

  • Слайд 52

    АЗБУКА ФАНТАЗИРОВАНИЯ ФАНБУКА

    «Аналогии» – Ребята, вы надели треугольные волшебные очки, и все вокруг стало вдруг «треугольным». Назовите, какие предметы треугольной формы вы видите вокруг себя? Порисуем треугольные предметы. Что получится, если к треугольнику подрисовать одну палочку? Две? Подумайте, что можно изобразить с помощью треугольника? Овала? Круга Прямоугольника?

  • Слайд 53

    «Дорисуй картинку»

  • Слайд 54

    «Рыцарь Вообразилии»Ребенку необходимо определить, на что похожи изображения на рисунках, назвать образы и придумать какую-то фантастическую историю.

  • Слайд 55
  • Слайд 56
  • Слайд 57
  • Слайд 58

    Сказки

    Еще одно отличное средство развития творческого воображения – это сочинение сказок, рассказов, историй, используя заданный набор слов, например: светофор, мальчик, санки. Перевирание сказок. Шла по лесу Красная Шапочка, а навстречу ей идет Винни- Пух.. Вплетая одного героя за другим в действие сказки, и намеренно нарушая его порядок, педагог достигает активизации внимания детей. Там, где всеобщий смех, там и повышенный интерес. Сказка наоборот. Золушка – лентяйка и злюка. Волк – няня для козлят.

  • Слайд 59

    Что может произойти, если ...

    "... дождь будет идти, не переставая" "... люди научатся летать, как птицы" "... собаки начнут разговаривать человеческим голосом" "... оживут все сказочные герои" "... из водопроводного крана польется апельсиновый сок"

  • Слайд 60

    Мозговой штурм для детей

    Придумайте дом будущего? Как не ссориться с мамой? Как можно поприветствовать человека? Как украсить группу к Новому году? Что можно положить в торт, чтобы он был вкусным? Семья уезжает на месяц в отпуск. Надо поливать комнатные растения. Как быть?

  • Слайд 61

    Необходим строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на развитие конвергентного и дивергентного видов мышления у детей. Только такой подход обеспечивает полноценное развитие творческого мышления.

  • Слайд 62

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке