Содержание
-
Развитие внимания у детей дошкольного возраста
Подготовила: Бурматова Анжела, гр. 68100
-
Внимание – это один из самых важных составляющих элементов познавательной деятельности человека, так как благодаря ему познавательные процессы направляются и сосредотачиваются на определенном объекте с целью полнее и четче отразить действительность. Посредством внимания происходит отбор информации, которая поступает через органы чувств: одна информация принимается к сведению, другая игнорируется.
-
Внимание выполняет следующие задачи:
активизация или торможение физиологических, психологических функций в зависимости от конкретной потребности; восприятие, дифференцировка пришедшей извне информации; замещение исходных данных благодаря ассоциативному мышлению; обнаружение раздражителя, оценка его опасности для организма.
-
Внимание обладает свойствами:
Объем – количество информации, способной удержаться в сознании. Объем информации, которую ребёнок может контролировать в своём окружении, демонстрирует, сколько раздражителей он удерживает в фокусе внимания. В норме — не более трёх объектов в 4-5 лет. Этот объём находится в прямой зависимости от кратковременной памяти, мышления, способности сосредоточиваться. Сосредоточенность – возможность сконцентрироваться на каком-либо объекте. Устойчивость – способность долгое время сохранять сосредоточенность. Переключаемость – осмысленное переведение концентрации с одного объекта на другой. Распределение – рассредоточение внимательности при одновременном выполнении нескольких дел.
-
Виды внимания
У детей дошкольного возраста пассивное внимание является доминирующим, и оно частично зависит от усвоения и дифференциации новых знаний.
-
Послепроизвольное внимание
У дошкольника возникает тогда, когда он поглощен каким-то видом деятельности. В этот момент снимается волевое напряжение, и крохе уже не нужно заставлять себя делать что-либо: занятие становится увлекательным и реализуется без особых затруднений. Такое внимание обладает некоторыми особенностями: Так как малыш не напрягается и не устает, он может довольно долгий период времени быть сосредоточенным на своем занятии, не теряя целенаправленности. оно является самым продолжительным и эффективным
-
Принципы развития внимания у дошкольников
Постепенное усложнение поставленных задач. Если дошкольник получает какое-либо непростое задание, чаще всего ему не удается выполнить его с первого раза. Следует учесть особенности внимания детей этого возраста и разделить предложенное задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой кроха наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем. Обдумывая инструкцию, ребенок пытается перевести ее в самоприказ – проговаривает вслух или про себя запланированные действия. Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение. Если что-то пойдет не так, следует провести дополнительный инструктаж. Словесное повторение задачи закрепляется осуществляемыми действиями. Формирование самоконтроля. При выполнении задания малыш дошкольного возраста время от времени сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. К примеру, дошкольник рисует орнамент, сравнивает его с рисунками других детей, находит неточности и исправляет их. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).
-
Как развить внимание у детей дошкольного возраста
Внимание необходимо человеку, чтобы суметь вовремя отреагировать на изменяющиеся обстоятельства внешней среды. Составляющие компоненты процесса – настороженность, бдительность, готовность действовать по первому сигналу — постоянно совершенствовались и оттачивались у наших предков. Для того чтобы внимание развивалось, оно постоянно должно подкрепляться ответными реакциями и действиями. Мышцы, которые реализуют ответную реакцию, следует постоянно тренировать. Дети – это очень благодарные люди, и развитие внимания у детей дошкольного возраста при регулярных занятиях даёт очень хорошие результаты.
-
Вся познавательная деятельность ребёнка, направленная на объект исследования, складывается из следующих факторов: избирательное восприятие объекта; осмысление; проговаривание вслух или про себя; воображение; переключение с одного объекта на другой. Для того чтобы тренировать внимание у ребёнка, надо, чтобы объект изучения был привлекательным для него, и возникало желание что-то с ним сделать!
-
Заключение
Формирование внимания заключается в регулярной, повседневной, целенаправленной деятельности. Занятия должны проходить в комфортных условиях. Постепенно создаются тренировочные ситуации с попыткой отвлечь внимание ребёнка и приучить его не реагировать на внешние раздражители. Демонстрация важности выполняемых действий, значимости труда ребёнка позволит воспитать дисциплинированность, серьёзное отношение к занятиям, сформировать поведенческие навыки, улучшить память и внимание.
-
1. Баскакова И. И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития. - М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -64 с.2. © Pups.su - https://pups.su https://pups.su/vospitanie/razvitie-vnimaniya.html
Спасибо за внимание:) Используемая литература и интернет источники:
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.