Презентация на тему "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста"

Презентация: Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста" по педагогике, включающую в себя 27 слайдов. Скачать файл презентации 0.12 Мб. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста
    Слайд 1

    Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

    Лаврова Галина Николаевна, доцент кафедры развития дошкольного образования ГБОУ ДПО ЧИППКРО, к.п.н.

  • Слайд 2

    Психология в понятиях 

    Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений и обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека  Познавательные процессы -ощущения - восприятие - память - мышление - воображение - речь - внимание  Эмоционально-волевые: - эмоции - чувства - воля

  • Слайд 3

    Ощущения Восприятие

    Ощущения - это отражение лишь отдельных свойств объектов окружающего мира Восприятие - это отражение предметов, ситуаций или событий в их целостности Оно возникает при непосредственном воздействии объектов на органы чувств Понятие ощущения отличается от понятия восприятия не качественно, а количественно Итак, восприятие является совокупностью ощущений. Для возникновения ощущений необходимы объект внешнего воздействия и анализаторы, способные это воздействие воспринять Человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения Ребенок с помощью восприятия начинает получать жизненный опыт

  • Слайд 4

    Восприятие

    Помимо классификации на основе преобладающих анализаторов, существует еще классификация и по видам самих воспринимаемых объектов. Это касается восприятия пространства, времени, движения, восприятие одного человека другим Помимо этого, существуют такие понятия, как предметность (воспринимается всегда некий конкретный предмет) и константность восприятия - означает, что воспринимаемый объект не меняет своих характеристик в том случае, когда он удаляется от человека или приближается к нему, нарисован на картине или показан на экране (Например, зрительный образ слона в силу адекватности сознания будет образом крупного животного независимо от того, находится ли слон в непосредственной близости от человека, удален он на какое-либо расстояние или человек видит его по телевизору ) Перцепция – непосредственное восприятие объектов окружающего мира

  • Слайд 5

    Мышление

    Мышление- обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Само мышление реализуется в форме понятий, суждений и умозаключений Виды мышления: НДМ, НОМ, словесно-логическое мышление НДМ – задача стоит перед ребенком в наглядной форме, а способом решения будет практическое действие НОМ – ситуация преобразуется в плане образа Абстрактно-понятийное осуществляется при помощи логических операций с понятиями

  • Слайд 6

    Память

    Память - психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала. Три указанных функции являются основными для памяти Память хранит, восстанавливает очень разные элементы нашего опыта: интеллектуальный, эмоциональный, и моторно-двигательный. Память о чувствах и эмоциях может сохраняться даже дольше, чем интеллектуальная память о конкретных событиях

  • Слайд 7

      Основные черты памяти

    1. Продуктивность памяти   Объём - способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти - 7 элементов (единиц) информации Быстрота запоминания - отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти Точность - проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Эта черта очень важна в обучении Длительность – способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт. Очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей спустя много лет (развита долговременная память), некоторые забывают их спустя всего несколько лет. Длительность памяти имеет выборочный характер. Готовность к воспроизведению - способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт

  • Слайд 8

    Основные черты памяти

    2. По характеру целевой деятельности память подразделяют на непроизвольную и произвольную  Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия Доказано, что непроизвольно запоминается материал, который интересен для человека, который важен, имеет большое значение

  • Слайд 9

    3. По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят: А)  Двигательная (кинетическая) память - есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти. Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка Б)  Эмоциональная память – это память на переживания. Существует связь между приятностью переживания, и тем, как оно удерживается в памяти. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные. Человеческая память вообще оптимистична по природе. Человеку свойственно забывать неприятное; воспоминания о страшных трагедиях, с течением времени, утрачивают свою остроту. Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано: в младенчестве (около 6 мес.). В)  Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Данная память начинает проявляться к возрасту 2-х лет, и достигает своей высшей точки к юношескому возрасту

  • Слайд 10

    Образная память может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой.У разных людей более активны разные анализаторы, но у большинства людей лучше развита зрительная память Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Зрительная память очень важна для художников, инженеров, конструкторов Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам, композиторам Осязательная, обонятельная и вкусовая память . Эти виды памяти развиваются особенно остро у людей определенных профессий, а также в особых жизненных обстоятельствах. Их роль – это удовлетворение биологических потребностей организма Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика. В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал

  • Слайд 11

    4. По продолжительности сохранения информации:  Мгновенная или иконическая память Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5с. Часто, в этом случае, человек запоминает информацию без сознательных усилий, даже против своей воли. Это память-образ  Кратковременная память Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 с. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия. Эта память работает без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее воспроизведение. Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.  Долговременная память - это память, способная хранить информацию в течение неограниченного срока

  • Слайд 12

    Воображение

    Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой Виды воображения Активное воображение - человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека  Продуктивное воображение - в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество

  • Слайд 13

    Речь

    Речь – это система используемых человеком звуковых сигналов, письменных обозначений для передачи информационного багажа, как процесс материализации и передачи мыслей Отличие языка от речи заключается в том, что -язык это объективная, исторически сформированная система слов, -речь - это индивидуальный психологический процесс формирования и передачи мыслей, посредством языка Её структура совпадает со структурой любого другого вида деятельности. Речь включает в себя: мотивацию планирование реализацию контроль

  • Слайд 14

    Основные функции речи

    Сигнификативная или номинативная. Суть её состоит в том, чтобы обозначить, дать название, объектам и явлениям вокруг нас Обобщающая. Она выделяет ведущие признаки, сущность, предметов и объединяет и в группы по каким то схожим параметрам. Слово обозначает не отдельный предмет, а целую группу предметов, схожих с ним и всегда является носителем их выделяющихся признаков. Данная функция неразрывно связана с мышлением Коммуникативная. Обеспечивает передачу информации. От двух вышеуказанных функций она отличается тем, что имеет проявление, как в устной, так и в письменной речи

  • Слайд 15

    Виды речи

    1. Внешняя. Она включает в себя как устную, так и письменную речь диалог - непосредственная беседа, происходящая между 2 людьми монолог - длительное, последовательное изложение мыслей или мнений одного человека письменная речь – представляет собой развёрнутый вариант монолога, но при этом она может оказывать влияние лишь с помощью слов 2. Внутренняя. Особый вид речевой деятельность. Для внутренней речи характерно с одной стороны, фрагментарность и отрывочность, с другой стороны, в ней исключается возможность неправильного восприятия ситуации

  • Слайд 16

    Внимание

    Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других Непроизвольное внимание - само собой возникающее внимание. Вызванное действием сильного контрастного или нового, неожиданного раздражителя Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации. Требует волевых усилий, утомляет через 20 минут Качества внимания: Концентрация - степень сосредоточенности на объекте Переключение – намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой Распределение – возможность удерживать одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности Устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте

  • Слайд 17

    Эмоционально-волевые процессы

    Они включают эмоции, чувства и волю человека Эмоции - процесс отражения реакции психики человека на предметы и явления объективного мира, проявляющиеся в биологически обусловленных переживаниях Чувства - устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям объективной действительности, проявляющееся в духовно обусловленных переживаниях Физиологической основой чувств являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в целом, так и в подкорке и коре головного мозга Изменения, происходящие в организме при тех или иных эмоциях и чувствах, передаются в кору головного мозга и влияют на протекание всех познавательных процессов Воля сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

  • Слайд 18

    Условия успешного психического развития ребенка

    Младенческий возраст Ведущей формой деятельности является эмоционально-положительное общение взрослого с ребёнком взрослый направляет все усилия на удовлетворение потребности ребенка -в движениях, эмоциональном насыщении, в предметной новизне; -на обеспечение развития функций руки и сенсорно-двигательных координаций в процессе манипулирования с предметами; -на развитие подражания и эмоционально-делового общения; -активизацию лепета На первом году создаются предпосылки к самостоятельной ходьбе и овладению речью

  • Слайд 19

    Преддошкольный (ранний) возраст взрослые должны создавать условия: - для развития у ребенка познавательной активности, направленной на исследование свойств объектов и их функциональности («Что с ним можно сделать? В чём его значение?»); - для формирования структуры предметного действия на основе совместной с ребенком предметной деятельности; - для обогащения сенсорного опыта; - для возникновения способности ребенка к знаковому опосредованию (замещению) в процессе использования предметных заместителей, возникновения ассоциативных образов в доизобразительном «рисовании» и овладению речью; - для развития деловых мотивов взаимодействия с окружающими Речь на данном возрастном этапе становиться ведущим средством общения и развития мышления

  • Слайд 20

    Дошкольный возраст интенсивно развивается игра как ведущий вид деятельности, совершенствуется речь, все виды мышления, память, расширяются представления об окружающем мире Сложный путь психического развития дошкольника находится в тесной зависимости от его активной и разнообразной деятельности Взрослый должен стимулировать детскую самостоятельность, инициативу

  • Слайд 21

    Психологические новообразования дошкольника

    1- чрезвычайно возрастает познавательная активность 2- развивается восприятие; 3- наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления; 4-происходит становление смысловой памяти, 5- развитие произвольного внимания; 6- значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности

  • Слайд 22

    7- появляются новые виды деятельности: -игра - первый и основной вид совместной деятельности дошкольников; -изобразительная деятельность - первая продуктивная деятельность ребенка; - элементы трудовой деятельности 8- происходит интенсивное развитие личности ребенка Начинается развитие воли. Ребенок, усваивая нравственные представления, формы поведения, становится маленьким членом человеческого общества

  • Слайд 23

    Особенности и типичные трудности развития современных детей

    Вне зависимости от наличия или отсутствия какого-либо «диагноза» клиницисты, психологи, педагоги и родители констатируют накопление в современной детской популяции целого ряда крайне неприятных явлений: практически поголовная встречаемость гипертензионного синдрома и вегетососудистойдистонии от стертых до крайне грубых форм; обилие сосудистых и мышечных дистоний (гипо- или гипертонуса); резкое возрастание случаев патологической леворукости и повышенной возбудимости мозга; незрелость корковой ритмики и изменение/искажение порогов чувствительности; гиперактивность и дефицит внимания, логопатии; недостаточность и/или дефицитарность (мозаичная или комплексная) базовых психических процессов: памяти, пространственных представлений, письма, произвольной саморегуляции и т. п.; заметный скачок индекса агрессивности, а в более взрослом возрасте — токсикомании; снижение иммунных механизмов, дизритмии различных систем организма ребенка; дисбактериозы, разнообразные функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта, эндокринных, мочеполовых, сердечно-сосудистых систем и подсистем

  • Слайд 24

    Многие дети с самых ранних лет отличаются недостаточностью двигательных координации Уже в младенчестве у них наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития: - не вовремя (по сравнению со сверстниками) садятся или встают; - ползают спиной и бегают на носочках - часто — пропускают какой-то этап сенсомоторного развития (например, этап ползанья) - обращает на себя внимание их неловкость, неуклюжесть; постоянные спотыкания и «травмы» на ровном местеТакие дети не замечают и задевают углы и предметы, долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, манипулировать со шнурками и пуговицами) Впоследствии начинаются трудности при освоении велосипеда и традиционных подвижных игр.Долго остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц

  • Слайд 25

    - для многих детей характерны задержки и искажения речевого развития - постоянная отвлекаемость сочетается с тягой к примитивным играм и гиперактивностью По мере взросления у них все больше вырастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность и т. п.), которые становятся непреодолимой преградой при обучении и общении Зачастую фоном их развития выступают различные невротические проявления (страхи, тики, энурез, проблемы со сном, заикание, повышенная тревожность и т. д.)

  • Слайд 26

    Факторы риска для полноценного психического развития

    1. Родовая травма, кесарево сечение, преждевременные роды, роды в воде, асфиксия, гипер- или гипотонус, кривошея, частые падения, травмы головы, общий наркоз и т. п. В семье у близких родственников: алкоголизм, диабет, ревматизм, эндокринные заболевания и т. п. 2. Ребенок по тем или иным причинам был ограничен в движении с первых дней жизни, не сосал грудь, мало ползал или не ползал совсем; ходил цыпочках, поздно начал говорить. Он быстро возбуждается и не может успокоиться или, напротив, излишне медлителен, плохо засыпает, еще в младенчестве перепутал «день - ночь»; с трудом усваивает бытовые навыки, быстро истощается  3 Ребенок часто болел, особенно на первом году жизни. Его по жизни сопровождают ЛОР- и легочные заболевания, отиты, лечение антибиотиками; аллергии, дерматиты; проблемы ЖКТ (частая рвота, поносы, запоры и т. п.) и т. п.  4. Ребенка надо несколько раз окликать; он часто переспрашивает и не всегда правильно понимает, что ему говорят, коверкает слова, говорит с чужими людьми (сверстниками и взрослыми), особенно в незнакомых условиях. Постоянно конфликтует не только с посторонними, но и с домашними. Не может усидеть на месте и сосредоточиться, быстро отвлекается, не выполняет элементарных правил. Он плохо рисует и никак не удерживает ритм на занятиях физкультурой или ритмикой, не может описать картинку и т. п.  5. Диагнозы: дисбактериоз, панкреатит, сколиоз, энурез, дефицит венозного оттока, гипертензионный синдром, ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, аутизм, ОНР, ФФН, дизартрия, дисграфия и дислексияи т. п.

  • Слайд 27

    Вопросы к зачету

    1. Определения психические и эмоционально-волевые процессы 2.Условия успешного развития детей дошкольного возраста 3. Характеристика психологических новообразований детей дошкольного возраста 4. Особенности и типичные трудности развития современных детей 5. Факторы риска для полноценного психического развития Литература Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 456 с. Смирнова, Е.О. детская психология. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006.- 366с. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений . -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия», 2001. - 336 с. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозайка-Синтез, 2008. – 80 с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке