Содержание
-
Виды рукоделия!
Рукоделие — любимое хобби многих женщин и иногда даже мужчин. В наше время очень много видов рукоделия: вышивание, вязание, шитье, кружевоплетение, фриволите, украшения из бисера, оригами, макраме, изонить, пэчворк, соломоплетение, новогодние поделки и игрушки своими руками, новые и забытые ремёсла. Также мы расскажем о редких рукоделиях, таких как: темари, марморирование, техника кракле, художественный войлок и других.
-
Вязание на спицах.
Издавна, стараясь украсить свой быт, люди стремились использовать самые простые материалы для сочетания несложных форм и средств с неприхотливыми узорами, достигнув при этом высокого мастерства. Ручное вязание изначально появилось как простая утилитарная необходимость, в дальнейшем превратилось в настоящее искусство. Вязаные изделия всегда ценились очень высоко. Например, в Европе их могли поначалу носить только очень состоятельные люди. Вязаные шелковые чулки были подарком даже для королей! Так, шведский король Эрик IV выписал себе пару шелковых чулок. А стоили они – годовое жалование королевского сапожника… Очень сложно точно установить историю вязания, так как нити и трикотаж сохранить тяжело. Но все-таки некоторые свидетельства этого искусства дошли до нас в виде изображений. В одной из египетских гробниц (1900 год до н.э.) сохранилось изображение женщины, надевающей носки. Отпечаток чулка обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. Детские чулки III-Ivв. Н.э. найдены в Египте. Эти чулки уже учитывали форму обуви, сандалий с ремешком после большого пальца. У древних египтян при изготовлении носка большой палец вязался отдельно, как на варежках. Позже где-то в IX-XI веках некоторые искусные вязальщицы стали наносить даже тексты на носки. В музеях Детройта и Баделя хранятся такие образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабским текстом. В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнюю работу и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор – вязаный берет. Появились целые вязальные цеха. В 1589 году помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрел вязальный станок. Но чем больше выпускалось изделий массового машинного производства, тем более ценными становились изделия , изготовленные вручную, а особенно, изделия, связанные крючком,
-
Вязание крючком.
Основы вязания крючком: 1. Наборный край состоит из цепочки воздушных петель, которая является основанием всех вязаных изделий (нулевой ряд). 2. Первая петля от начала вязания и последняя, находящаяся на крючке, в расчет набранных петель не входит.3. Перед провязыванием нового ряда работу поворачивают слева направо. 4. Соединение столбиков с основанием или с предыдущим рядом называется прикреплением. 5. Вывязывание каждого последующего ряда начинают с воздушных петель подъема. Их количество соответствует высоте ряда.
-
Вязание машинное.
Вязальный аппарат "Буковинка" Аппарат выполняет только изнаночные ряды. Благодаря тому, что в процессе вязания полотно поворачивается к вязальщице то одной, то другой стороной, получается двухизнаночное (платочное) полотно. 2 петельных ряда, провязанные последовательно один за другим, называют платочным рядом. Полотно имеет одинаковый вид с обеих сторон. За лицевую сторону условно принимают ту, на которой кончик нитки, оставшийся в начале вязания, находится слева. Кроме гладкого двухизнаночного полотна на аппарате можно выполнять оригинальные узоры, которые невыполнимы ни на спицах, ни на машине. Для удобства вязания рекомендуется отметить середину гребенки и поставить "0". В обе стороны от "0" разбить штыри на десятки и поставить соответствующие цифры. Пряжу, составленную из нескольких ниток, применяемую для вязания на аппарате, необходимо слегка скрутить, чтобы в процессе работы она не "расщеплялась". Аппарат "Буковинка" состоит из деревянного корпуса. По бокам раположены продольные отверстия, в которые будет задвигаться линейка. Вдоль фронтальной стороны находятся подвижные оттяжные крючки. К аппарату прилагается: гребенка - деревянная рейка с металлическими штырями с небольшими "шляпками"; линейка - деревянная рейка, у которой на концах закреплены металлические уголки; дополнительная планка - тонкая деревянная пластина, которая используется когда нужно немного удлинить петли; вспомогательный инструмент - тонкий металлический штырь-крючок, для переноса петель; инструкция.
-
Вышивание.
На одной из наших фотографий - образцы северорусского ткачества: полотенца, передники, рубахи - целое “приданое”. Вряд ли вам приходилось когда-нибудь видеть такое. Разве что в музее. Приглядитесь: на самом почетном месте - полотенца. Украшению их в русской деревне всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают гармонической красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, привольно раскинувшимся по серебристому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Любая мелочь говорит, что перед нами поистине большое искусство. К сожалению, мы почти ничего не знаем о нем. Где его истоки? Как и когда зародились эти удивительные узоры? Почему именно они, а не какие-нибудь другие? Что, наконец, значили “украсы” полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек. Потому взгляд наш лишь скользит по поверхности вещей, а суть древнего искусства остается тайной. Вот и давайте попробуем проникнуть в нее. Хоть немного - на один только шаг… Начнем с того, что украшали полотенце так щедро, конечно, не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, как бы отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек - полотенцем накрывали его гроб. Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты - дарили в дорогу “полотенышко”. Как самое лучшее напутствие. Тоже и в будни были они всегда рядом. Одни - “рукотеры” со скромным узором - висели у рукомойника. Вымоешь лицо - подадут же тебе “утиральник”. Самыми же нарядными украшали избу. Вешали в “красный” угол на образа, позже - на рамы с семейными фотографиями. На зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки. Делали так не только для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их “чтения”. Но и в начале нашего века многое еще помнилось. Вот какой любопытный разговор, случившийся в то время, передал нам очевидец. Одна деревенская девушка готовила себе приданое, а мать внимательно следила за работой. Увидев, что в кайме полотенца юная ткачиха поставила два ряда треугольников вершина к вершине, она остановила ее: - Нельзя так делать, дочка! Драконовы зубы у тебя получаются. Ты поставь узорки подошва к подошве - выйдут солнечные лучики. И будут светить они тебе, пока живо само полотенце. Правда ведь, интересно? Словно не полотенце украшали, а волшебную сказку сказывали… Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы - бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? Прищурьте глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста четыре луча. - Во весь вольный свет, на все четыре сторонушки светит ясное, - говорили в народе. - Велика святорусская земля, а везде солнышко. О загадочных в то время небесных явлениях, когда солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщают летописи: “Дивно бысть знамение в солнци, огради бо ся круги, а посреди кругов крест”. Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб называли в народе “кругом”, легко можно заметить сходство между таким узором и отмеченным в летописи небесным явлением. Случайное ли совпадение? Пойдем дальше. Вот мы в очередной раз употребили слово “узор” - а не подскажет ли и оно что-нибудь интересное? Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках оно имеет один корень со словами “заря”, “зарево”, “зарница”. Оказывается, само понятие вышитого и тканого орнамента, или, как говорили прежде, “узорочья”, тоже как-то связано с небесным огнем. Из того же круга и старое название, теперь уже полузабытое, самодельного ткацкого стана - “кросна”, находящееся в кровном родстве с древнерусским словом “крес” - пламя, огонь. “Кресинами” именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь - “кресником”. По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах, и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе. Но самое поразительное, что все пространство стана, где создавался тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и его лучей встречается на всех основных частях кросен. Горизонтальная же основа, на которой они крепятся, прямо названа “поднебником”! И значит, само узорочье полотенец рождается как бы под солнечным небом. Да, удивительная эта область - народное искусство. О многом может оно рассказать. Все мы, плохо ли, хорошо ли, наслышаны об античной мифологии. Она прекрасна, спору нет. Но что мы знаем о поэтических воззрениях на природу собственных предков? Как будто не был у них своих прекрасных легенд. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: “Царицы-Водицы”, “Царя-Огня”, “Матери Сырой земли” и “Воздуха-Господина”. Вода родственна земле, является ее составной частью. Потому и “сырая”. А почему “мать”? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожаи. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед. Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляют другую группу стихий. К огню русский человек издавна питал глубокое уважение. В старину верили, что он предохраняет от недугов, очищает от болезней. Потому и прыгали через него, окуривали над ним одежды. Ну а огонь и Солнце, конечно, в родстве: оба они сыны неба. “Что на свете красивее всего?” - спрашивает загадка. “Огонь”. “А каков огонь ярче всех горит?” - “Солнце”. Вспомним снова деревенский стан - кросна. Теперь нам понятно, что название его от того же небесного огня, образ которого воплощался в узорах ткачества. По одной поэтичной легенде, солнце рассыпает по небу свои золотые кудри и прядет из них нити-лучи. Так и женщина-крестьянка прежде всего привяжет к вырезанному на прялке солнышку льняную кудель да напрядет из нее, словно из солнечных лучиков, ниток. Из них и будет потом ткать. Любители русских народных сказок, конечно, помнят, как брошенное на землю полотенце превращалось в огненную реку. Но ведь и настоящие похожи на нее - столь щедро украшены жарко-красными узорами. Давайте еще раз внимательно рассмотрим их. Фон на тканях мастерицы называли “землей”. Вы, наверно, догадались почему: в насквозь символическом древнем искусстве льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая - наши предки связывали этот цвет с понятием о благе, а кто в мире добрее матери? И вот на бликующей серебром “земле” рдеет тканый орнамент. Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой. И создает впечатление движения! Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят и украсы? Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для того было строго определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, но до начала полевых работ. Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. Да, в узорочье русского народного ткачества перед нами предстает поистине космический образ. Земля, воскресшая от долгого зимнего сна и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить человека, зверей, птиц - все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло… Вот какие тайны хранят узоры старинных полотенец. А казалось, просто красиво.
-
Шитье и крой.
Оверлок это швейная машина, основное предназначение которой - обрезка и обработка краёв ткани при шитье изделий из сыпучих тканей. Несколько нитей прочно охватывают срез материала и, образуя краеобметочные швы, препятствуют роспуску материала. Оверлок за один проход обрезает излишек ткани, стачивает детали и обметывает срез. Кроме того, некоторые оверлоки выполняют плоские швы и цепные строчки, декоративные швы, используются для выполнения распошивальных швов и многих других операций. Оверлок не заменяет швейную машину, а лишь служит ее дополнением, позволяя делать те операции, с которыми швейная машина в силу своих конструктивных особенностей справиться не в состоянии. Особенностью оверлочных строчек является их эластичность, что делает оверлок незаменимым при шитье изделий из трикотажа. Как выбрать оверлок? Мы решили сразу назвать рекомендуемые нами модели оверлоков, а уже потом подробно рассказать об отличительных особенностях оверлоков. В рекомендациях упомянуты лишь те модели, которые есть в продаже в нашем магазине. Первое что нужно решить для себя, это для чего Вы покупаете оверлок. Если его использование будет ограничено обметкой срезов средних и толстых тканей, а также простыми работами по трикотажу можно рекомендовать приобрести один из следующих оверлоков: Pfaff 4752, Janome 9002D, Family 244D, Necchi 670-150 или Brother 1034D. Все эти оверлоки позволяют делать трехниточные и четырехниточные обметочные швы. Первые три машины в этом списке практически полные «близнецы-братья», производятся на одном заводе из одних комплектующих. Разве что в Pfaff некоторые пластиковые детали заменены на металлические и инструкция получше. Это достаточно распространенные, надежные и не капризные машины, к тому же проверенные временем и, что тоже важно, к ним легко можно найти запчасти. Однако заправлять нить в нижний петлитель у этих моделей не удобно. Necchi 670 - самый дешевый в группе. Brother - довольно приятная машина, удобен в заправке, есть рукавная платформа, инструкция хорошая, но у него довольно чувствительные регуляторы натяжения и к этому нужно будет привыкнуть. Следующая группа - несколько более сложные оверлоки, способные помимо трех- и четырехниточных швов, выполнять двухниточные, лучше подходящие для обметки тонких тканей. В эту группу входят Janome 644D, Janome 744D, Family 645D, Pfaff 4842. Из них мы рекомендуем Janome 644D - он самый дешевый в группе, его удобно заправлять и работает он тихо. Family 645 - практически такой же, как Janome 644D. 744D стоит выбрать если нужна рукавная платформа. Pfaff лучший в группе, качественно шьет все подряд, но дорогой. Если Вам необходимы распошивальные швы и шов цепного стежка, следует обратить внимание на так называемые "коверлоки" Pfaff Coverlock 4852, Pfaff Coverlock 4862, Pfaff Coverlock 4874 и Husqvarna Huskylock 936. Здесь рекомендация однозначная - Pfaff 4852. Это полноценный пятиниточный оверлок, довольно простой, удобный, не капризный и шьет хорошо. Часто его покупают для оснащения небольшого производства. 4862 - оснащен простым швейным советником, но не умеет делать пятиниточный стачивающе-обметывающий шов. Husqvarna 936 - отличный пятиниточный оверлок, оснащенный русскоязычным швейным советником. В отличие от 4852 и 4862, умеет делать трехигольный распошивальный шов, а также узкий двухигольный. Цена вполне соответствует возможностям. В отличие от коллег по группе этот оверлок производится на Тайване. Pfaff 4874 умеет всё. Его стоит купить если Вам необходимы декоративные распошивальные швы с верхним застилом. В качестве альтернативы оверлоку с распошивальными швами можно рекомендовать приобрести обычный оверлок (например Janome 644D) и отдельно распошивальную машину Brother 2340 или Janome 1000CP. Если выбрать такой вариант, можно избавиться от необходимости перенастраивать оверлок при переходе на распошивальный шов и обратно. При этом стоимость такой пары близка к стоимости Pfaff Coverlock 4852.
-
Бисероплетение.
В XVIII веке употреблялся бисер неровной, неправильной формы. Существовало большое различие в размерах бус. В одном и то же предмете мы находим бисер диаметром 0,5 мм и крупные бусины, диаметр которых достигает 4 мм. В самом конце XVIII столетия встречаются изделия, выполненные из очень мелких сортов бисера, но также неровной формы. Обычно бисеринка XVIII века представляла собой цилиндр с закругленными, оплавленными краями. Так же, как и бисер, стеклярус XVIII столетия отличался большим разнообразием размеров бусин как по длине, так и по диаметру. Он вырабатывался в виде цилиндрических трубочек без огранки. В первой половине XIX века бисер имел небольшие размеры, правильную, хорошо окатанную форму. Преимущественно диаметр бус превышал их длину и составлял в среднем один миллиметр. Бусы многих расцветок были не только круглыми, но и гранеными. Со временем размеры бус увеличивались и уже во второй половине XIX века используются крупные, ровные, округлые бисерины. Расцветка бус также меняется. XVIII столетие дает ограниченное количество красок - 15-16 цветов. Разумеется, это не означает, что в каждой работе употреблялись все варианты расцветок. Стекло бус было глухим или прозрачным. Интересно, что в это время не пользовались бисером красного цвета, имелся лишь прозрачный малиновый и глухой кирпичный, а черный заменялся темно-фиолетовым. Встречелся и необычный молочный с розовыми полосками бисер. Одни и те же по цвету и размеру бусы нередко повторялись на разных вещах. Стеклярус XVIII века в основном повторяет цвета бисера. Очевидно, и те и другие бусы выделывались из одной и той же стеклянной массы и в тех же мастерских, но в стеклярусе найдено не более 12 расцветок. В первой половине XIX столетия бисер становится настолько разнообразным по своим оттенкам, что их трудно перечислить. Кроме того, в 1820-е годы в работы вводится небольшое количество металлического бисера граненой и круглой формы - медного, позолоченного и стального. С середины XIX века, когда размеры бисера увеличиваются, число расцветок сокращается, но на рубеже XIX-XX столетий, когда вновь появляется спрос на мелкие сорта бус, количество поступающего из-за границы мелкого цветного бисера довольно значительно. Орнаментика этого времени удовлетворяется небольшим набором расцветок. К излюбленным относятся черные граненые бисер и стеклярус, а также мелкий стальной бисер. Во второй половине XIX столетия кустарная промышленность России выпускает крупные бусы как из цветного, так и из бесцветного стекла с последующей окраской, крупный и мелкий бисер из бесцветного стекла с окраской "золотом" и "серебром" внутренней части бусины - отверстия для нитки.
-
Макраме.
Макраме в переводе с арабского означает тесьма, кружево, а с турецкого — шарф, салфетка с бахромой. В любом случае — это изделия из узелков. Узелковое кружево смотрится красиво, изделия из него долговечны. История узелкового плетения уходит в далекое прошлое. Еще в IX веке моряки в свободное время плели цепочки, талисманы. В Древней Греции с помощью узлов лечили переломы. Инки в Перу плели четки. В XV веке итальянцы начинают использовать узелковое кружево для украшения одежды. На Руси вязать узлы -«наузить» означало «колдовать, знахарить, ворожить»- так пишет об этом В. И. Даль. Христианством на Руси осуждалось ношение узлов-амулетов. На востоке в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию. Расцвет макраме относится к 9 веку до н. э. Именно с этого времени просматриваются истоки создания изделий из узелкового плетения. Родоначальниками макраме считают моряков, которые в часы досуга плели цепочки, кулоны, талисманы и дарили их друзьям в далеких странах. В 14 веке моряки ознакомили с искусством плетения жителей Испании, Индии, Китая. В кафедральном соборе в Мадриде найдены рисунки узоров и узлов макраме того времени. Тогда же макраме стало известно и популярно в Италии. Изделия макраме отражали в своих полотнах и художники. Одним из первых это сделал Сандро Ботичелли. В картине «Поклонение волхвов» (1476-1477гг.) на одном из персонажей надета шапочка макраме. В 17 веке макраме из Италии распространилось в Северную Европу и Северную Америку. Тогда же оно стало очень популярным в Англии. Как бы надолго ни забывалось искусство плетения, оно возрождалось с новой силой и не только приобретало новые черты, но и меняло свое название. В разные времена искусство плетения называлось: квадратное плетение, узелковое кружево, узелковая бахрома. И только в 19 веке этот вид рукоделия, ремесла и искусства стали называть макраме. В переводе с турецкого «макрама»- это шарф или салфетка с бахромой, в переводе с арабского «миграмах»- это бахрома или шарф, украшенный плетеным кружевом. Новая волна возрождения макраме началась в 19 веке. В работах прибалтийских мастеров широко представлены настенные панно, в которых главным образом присутствуют элементы геометрического орнамента. При создании своих композиций художники Прибалтики опираются на традиции народного искусства. При этом в плетении они предпочитают натуральный цвет пеньки, а если и подкрашивают материал, то только в глухие и пастельные тона. Используя макраме для выполнения нагрудных украшений, прибалтийские мастера часто применяют янтарь. Популярность макраме можно легко объяснить. Изделия, выполненные в технике макраме, отличаются не только прочностью, но и красотой и даже изяществом.
-
Кружево.
Ручные кружева - это узорная сетчатая ткань, представляющая собой произведение декоративно-прикладного искусства. На Руси кружевоплетение существовало уже в XIII в. В XVII в. было распространено кружевоплетение из золотых и серебряных нитей. В XIX в. стали применять хлопчатобумажную пряжу. Особенного подъема кружевоплетение достигает в конце XIX в. Ручные кружева в этот период пользовались большим спросом на внутреннем и международном рынках. В первые годы после установления Советской власти кружевницы объединяются в артели и союзы кружевниц. В городах Вологде, Ельце, Советске открываются профтехшколы. Позднее при союзах кружевниц создаются экспериментальные лаборатории. В настоящее время лучшие традиции народного кружевоплетения развивают кружевницы Вологодской, Липецкой, Кировской, Рязанской, Ленинградской и Архангельской областей. Советские кружевницы - хранительницы замечательного искусства русского коклюшечного кружева, широко известного и высоко ценимого не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами. Материалы для производства кружева Для изготовления кружев и кружевных изделий используют белые или глянцевые хлопчатобумажные, отбельные и суровые льняные, в небольшом объеме, шелковые, шерстяные, капроновые нитки, пряжу разных номеров. Для нарядных предметов одежды применяют металлические нитки. Производство кружева Кружева вырабатывают различными способами: плетением, вязанием, вышиванием, ткачеством и др. Плетут кружева по особым рисункам - сколкам, которые наносят проколами на бумагу или картон. В проколы вставляют булавки, к ним прикрепляют кружево во время работы. Процесс плетения происходит так: мастерица перебирает коклюшками в определенном порядке, выполняя замысловатые кружевные узоры. Число коклюшек зависит от ширины кружева и сложности рисунка. По способу плетения различают кружева парные и сцепные. Парные кружева плетут многими парами коклюшек. Для плетения сцепных кружев применяют лишь 6-12 пар коклюшек, а отдельные части выплетаемого кружева сцепляют вязальным крючком. Парным способом изготовляют в основном мерные кружева, а сцепным - кружевные штучные изделия. В парных кружевах обычно преобладают формы геометрического орнамента: ромбы, треугольники, кружки, овалы. Узоры сцепного кружева имеют преимущественно растительный характер. Орнамент в кружевах и кружевных изделиях состоит из отдельных элементов, различных по плотности и выплетаемому рисунку и имеющих свои названия. Классификация кружевных изделий Ручные кружева и кружевные изделия классифицируют по назначению, материалу, характеру, узоров и народным промыслам. По назначению кружева и кружевные изделия ручного плетения подразделяют на утилитарные, декоративные и сувениры. В первую группу входят: бытовые предметы - скатерти, салфетки, подстаканники, сухарницы и пр.; предметы одежды - блузки, женские платья, туники, пелерины; предметы туалета - галстуки, перчатки различных размеров и форм, косынки, палантины, отделочные изделия для женской, детской одежды и белья - воротнички, вставки, манжеты, оплеты для носовых платков. Декоративные изделия - это различные занавеси, покрывала, дорожки, накидки; сувениры - уникальные тематические панно и занавески, закладки для книг и др. По материалу ручные кружева различают: хлопчатобумажные (наиболее распространенные) - из белых матовых или глянцевых ниток, льняные - из отбельных и суровых ниток, шелковые (выпускаются в небольшом количестве), шерстяные, капроновые и др. По характеру узоров кружева и кружевные изделия ручной работы бывают с геометрическим, растительным, комбинированным, произвольным орнаментом. По народным промыслам кружевные изделия можно подразделить на вологодские, елецкие, кировские, михайловские, киришские.
-
Оригами.
История оригами Оригами в переводе с японского означает «сложенная бумага». «Ori» — это складывать, а «kami» — бумага. Таким образом, оригами — это древнее искусство складывания фигурок из бумаги, бумажной пластики. Несмотря на традицонно приписываемые японские корни, искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю, где и была открыта бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Для оригами требуется лишь листок бумаги, что делает его одним из наиболее доступных искусств. Для оригами может использоваться любая бумага, но существует определенный стандарт для складывания. Стандартная бумага для оригами должна быть тонкой, прочной и должна хорошо держать складки. Обычно она с одной стороны белая, а с другой – цветная и имеет форму квадрата со стороной 15 см (6 дюймов). Некоторые художники-оригамисты также экспериментируют с другими материалами, используя для складывания картон, различные виды ткани, проволочные сетки, металлические листы и так далее. Законченная фигура оригами называется моделью, метод складывания модели называется проектом, а нарисованные инструкции для модели называются набором схем. Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой, единственным учеником которого в России является Зоя Чащихина, президент Московского Детского Центра Оригами. Оригамисты любят складывать модели животных, а также все объекты живой природы. Кроме моделей животных, созданы модели почти всех физических объектов, включая людей, лица, растения, транспортные средства, здания и др. Некоторые оригамисты складывают абстрактные или математические формы, другие специализируются в модульном оригами, где из множества сложенных простых частей собирают большие сложные структуры. Оригами используют различные группы людей. Художники используют оригами, как способ выразиться творчески. Ученые, архитекторы и математики исследуют геометрию оригами для красоты или для практических применений. Врачи и преподаватели используют оригами, чтобы помочь их пациентам поправится от болезни или в целях обучения. И огромное число людей складывают бумагу просто, потому что это весело.
-
Изонить.
Нитяная графика, изонить (изображение нитью), ниточный дизайн – это графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. Существует ещё несколько других названий нитяной графики. В качестве основания еще можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки. Техника изонити Изонить - очень интересная техника. Она привлекает простотой исполнения и оригинальностью. Техника изонити не требует дорогостоящих материалов - только цветные яркие нити и боле-менее твердую подложку. Для освоения техники достаточно знать, как заполняются угол, окружность и дуга. На первый взгляд кажется, что техника ниточного дизайна сложна и ее освоение требует невероятных усилий. В действительности все значительно проще. Уверена, что это рукоделие сможет освоить любой человек, а после этого придумывать и создавать любопытные композиции. Термин «ниточный дизайн» (нитяная графика или изонить) используется в России, в англоязычных странах используется словосочетание «embroidery on paper» - вышивка на бумаге или Form-A-Lines - формы из линий, то же самое, но по-французски - broderie sur papier. В немецкоязычных странах - термин «pickpoints». Термины даю, чтобы лучше было искать в сети, используя и иностранные ресурсы. История изонити Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. (Возникла версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани). Изонить сегодня Современные расходные материалы позволяют получать очень эффектные изделия. Наряду с оригинальной техникой исполнения нитяной графики, существует другое направление ниточного дизайна - вышивка на картоне (изонить) теми же приемами (прием заполнения угла и окружности). Интерес к нитяной графике то появлялся, то исчезал. Один из пиков популярности был в конце ХIХ века. Издавались книги по рукоделию, в которых описывался необычный способ вышивки на бумаге, простой и легкий, доступный детям. В работе использовались перфорированные карты (готовые шаблоны) и прием заполнения угла, стежки «крест», «стебельчатый» (для вышивания кривых). Используя минимум средств, любой человек (а главное дети) смог бы изготовить причудливые сувениры к праздникам. Литература об изонити Сейчас этим искусством занимаются во многих странах мира (Англия, США, Дания, Австралия и др.). Анализируя доступную информацию в Интернете на термин «embroidery on paper» (было 84320 ссылок), удалось узнать, что по этому виду рукоделия издается множество книг (цена от 20$ до 50$) в виде пошаговых (step-by-step) инструкций и альбомов идей, в которых везде используется только репродуктивный метод работы. Наиболее часто издаваемые и переводимые на разные языки книги Эрики Фортгенс (Erica Fortgens). Она имеет свою торговую марку и выпускает весь спектр материалов и инструментов для вышивки на бумаге: подкладочный коврик, трех видов (по толщине) прокалыватели точек, фотокопии рисунков, медные многоразовые шаблоны рисунков и различную бумагу. В своих работах Эрика Фортгенс использует дополнительно аппликацию элементов оригами, бисер и метод «мокрой чеканки» на бумаге, предлагая идеи по изготовлению открыток, закладок и рамок для фотографий. В Америке с ниточным дизайном знакомят учащихся в некоторых школах. Ряд оригинальных работ можно увидеть в музеях. Картины можно купить в магазинах, как в готовом виде, так и в виде наборов типа "сделай сам". В Швейцарии, например, можно купить изящные открытки (выполненные на плотной бумаге шелковыми нитками) на благотворительных распродажах при монастырях. В нашей стране информации по изонити имеется в небольшом количестве, в основном ознакомительного характера: отдельные публикации в журналах «Школа и производство», в 1995 году вышла книга минского профессора Г.А. Браницкого «Картины из цветных ниток и гвоздей» и книга Нагибиной М.И. «Чудеса из ткани своими руками» (Ярославль, «Академия развития»,1997 г.) с небольшой главой об изонити.
-
Фриворите.
Основным рабочим инструментом для плетения кружева фриволите является челнок. В работе одновременно могут использоваться один, два или несколько челноков. Промышленность пока еще не выпускает челноки, однако, благодаря народным умельцам, мы имеем возможность покупать челноки в специализированных по рукоделию магазинах, либо заказывать по чертежам, которые прилагаются практически к каждому учебному пособию по фриволите. Если же вам не удалось ни первое, ни второе, вы можете обратиться в специализированные фирмы, которые наложенным платежом высылают не только пособия, но и челноки для плетения. Челноки имеют достаточно свободный стандарт, т.е. допустимый рекомендуемый разброс в длине составляет 4 см. А также они отличаются друг от друга по конструкции, и использованному материалу. В данном пособии приводится несколько вариантов конструкций, которые показаны на иллюстрации. Чаще всего челноки изготавливаются из пластмассы и оргстекла, реже - из дерева, металла, кости. Различия в конструкции незначительные. В основном они затрагивают изогнутые пластины, составляющие "кончики" челнока (они могут быть полностью закруглены, составляя дугу, могут быть согнуты под углом и т.д.) Есть незначительные различия в оформлении вставки-серединки (вставка может быть скошенной, прямоугольной, достаточно объемной или наоборот небольшой). И буквально несколько рекомендаций по выбору челнока. Минимальное количество челноков, которое вам потребуется для работы - одна пара (т.е. 2 шт.) Но лучше иметь под рукой несколько пар, так как, во-первых, даже очень хороший и надежный челнок может сломаться в самый неподходящий момент (случай достаточно редкий, но вполне возможный). Имея запасной, вы всегда сможете быстро заменить пришедший в негодность. Во-вторых, у вас может возникнуть необходимость подбора челнока в зависимости от толщины используемых нитей. Для шелка больше подойдут маленькие, аккуратные челноки, для х/б нитей подойдут челноки средних размеров, для шерстяной же пряжи вам потребуются большие челноки. Многочелночное кружево также потребует от вас наличие от 3 и более челноков
-
Пэчворк.
История пэчворка восходит к очень отдаленным временам. Так в музее Булат в Каире выставлен образец орнамента, датированный 980-м годом до нашей эры и выполненный из кусочков кожи газели одной тональности. В Токийском музее костюмов представлена одежда периода Майома Эдо (15б9 - 1867), украшенная узорами из кусочков различной ткани. Б IV - IX веках н.э. паломники, совершавшие восхождение к храму (пещера тысячи Будд, находившаяся на древнем шелковом пути), оставляли там кусочки своих одежд. Из этих многочисленных оставленных ктсочков служители храма делали ковер, напоминавший о паломничестве множества людей. Ковер этот был обнаружен лишь в 1920-м году археологом сэром Артуром Штейном. Необычайно красивый декоративный покров хранится в Петсамском монастыре (ХГХ век), выполненный в мягких тонах Востока и таинственной Византии. В мае 1540-го года Катерина Ховард, одна из жен Генриха VD3 (английского) получила 23 килта из королевского гардероба в знак благоволения короля перед свадьбой. В Лондонском музее одеял хранятся великолепные изделия, выполненные женами первых поселенцев в Америке. Очень живучий на Востоке, пэчворк пришел в Европу, вероятно после крестовых походов, когда рыцари привозили из Палестины трофейные флаги, знамена, ковры, выполненные в этой технике и необычайно красивые. Но в Европе техника эта распространялась очень медленно и хорошо оправдывает свою этимологию «сделанный из кусочков ткани и … труда». Когда в XVIII веке в Северную Америку стали прибывать эмигранты из Англии, Голландии и Германии, они оказались по прибытии в весьма бедственном положении. Денег не хватало даже на покупку новой одежды или ткани для нее. Стоит вспомнить, что в те отдаленные времена путешествие из Старого Света в Новый занимало достаточно много времени! Но женщины нашли выход из положения. Хорошие куски от старой одежды складывались в мешки, а позже, собравшись вместе, из них шили одежду, одеяла, покрывала, коврики и т.д. Подобная работа объединяла людей, оторванных от родного крова, от своих корней. А возникший энтузиазм, вдохновение, позволяли создавать подлинные шедевры. Ведь жены английских пуритан, прибывших на берега Америки, привезли с собой не только любовь к уюту и мастерство вышивки, известной в Англии уже в XIII веке, но и умение экономить. Здесь, в Америке, родился “килт”. Первоначально это слово обозначало одеяло, выполненное из лоскутков и простеганное с утепленной прокладкой. Затем словом “килт” стали называть все изделия, выполненные в этой технике. С килтом были связаны разнообразные традиции. Так например, приданое девушки обязательно должно было включать 12 изделий, выполненных в технике “килт”. Тринадцатое изделие начинали делать во времена помолвки, а заканчивали перед свадьбой звезда выполнена из 672-х ромбов восьми цветов и производит впечатление излучения (сделан в 1880-м году). Выходцы из Голландии предпочитали свободный растительный цветочный узор. (Ох, уж эти великолепные тюльпаны!). Каждое графство в штате Северная Каролина имеет свой непохожий на другие орнаменты - «Тюльпан*. И ни с чем не спутаешь английский узор из шестигранников и особую, английскую технику соединения их в единый узор. Народ Эмиш, как и мениониты, предпочитали естественный и простой стиль. Их килты представляют энергичные геометрические рисунки интенсивных тонов и покрыты плотной сеткой килтинга. Постепенно пэчворк становится выражением американского народного искусства, появляются различные правила, модели, типы и способы. Традиции пэчворка не только не канули в Лету, но во многом благодаря миссионерам, проникли в Азию, Канаду, Австралию, Индию, на Гаити, на Гавайи. Однако, повсюду" он начинает приобретать сугубо национальные черты. Вот почему- можно говорить о пэчворке гавайском, канадском, австралийском, итальянском, индийском, южно-американском и тд. Каждому из них свойственна особая техника, правила и способы выполнения. Депрессия 30-х годов в США не способствовала занятию творчеством пэчворка - килтинга, Не было ткани и во время второй мировой войны, но продукты питания продавались в мешках из хлопчатобумажных тканей. Мешки распарывали и получали большие куски ткани. Из одного такого пищевого мешка можно было сшить детское платье, а из двух уже платье для взрослого. После войны искусство пэчворка стало затухать. Тридцать лет назад начали появляться килтинтовые клубы (до того творчество было на уровне семьи). Эти клубы («пчелиный рой») стали особым центром творчества, где воспитывались добрые отношения братства. Готовясь к празднованию 200-летия независимости в 1976 году, народ обратил взоры в свое прошлое. Исследователи бросились перетрясать старину по чердакам и подвалам. Были обнаружены старинные необыкновенно красивые килты, хранившиеся в семьях. Новая волна интереса к технике пэчворка - килтинга связана и с технологическим подъемом последних трех десятилетий и развитием культуры. С 1970-го года пэчворк стал популярен в Британии и Европе. Пэчворк требует творческого подхода и вкуса. Его изготовление занимает немало времени. Наверное, именно поэтому он является наилучшим противоядием от тех неприятностей, которые нам уготовил внешний мир. Но не станем забывать, что это творчество до того, как превратиться в досуг, было наилучшим способом экономии - использование самых разнообразных кусочков ткани для создания изделий. Требуется большое терпение, чтобы научиться этому творчеству, необходимо освоить многие технические приемы. Ведь никакой яркий и разнообразный рисунок не скроет плохой стежок и неаккуратную работу. Лишь с опытом приходит мастерство, достигается гармония рисунка. Лишь научившись техническим приемам, Вы обретете подлинную свободу" творческого самовыражения.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.