Содержание
-
Русский костюм национальный
Чиркунова Алла Александровна - учитель технологии высшей квалификационной категории Уршельской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области
-
Культура одежды является наиболее индивидуальной материальной культурой народа.
В одежде находит отражение и его духовная культура, воплощены представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души, окружающего мира.
-
На протяжении всей своей истории люди создавали одежду, и каждый, живущий на земле человек, внес вклад в этот многовековой процесс.
-
- участвовали предметы обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни, ткацкий станок)
- Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении
-
Особое значение придавалось головному убору, в котором воплощались идеи неба, солнца, мирового древа жизни, устремленного к небу, птиц.
-
Эта устремленность к небу отражалась даже в названиях:
- «кокошник» от «кокош» (петух),
- «кика» «кичка», сорока.
-
От головного убора до груди спускались подвески-рясна, имитирующие струи дождя, небесной влаги.
-
- Основу мирского костюма составляла рубаха
Рубаха происходит от слова «руб», что означало на языке предков кусок, обрывок ткани.
-
Рубахи носили и мужчины, и женщины - различались они лишь покроем.
-
- Рубахи были повседневные и праздничные.
- Повседневные не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.
- Украшением чаще всего служила вышивка.
-
Вышивка рукавов часто содержала символы земли, возделанного поля, зерен, ростков.
-
В вышивке подола одежды господствовали символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля.
-
- Узоры тканые и вышитые выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, окрашенными растительными красителями.
- Гамма цветов многочисленна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.
-
Основными частями женского костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
-
Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан по середине переда, отделанным узорными лентами, кружевом и вертикальным рядом пуговиц.
-
Поверх рубахи женщины в южно-русских областях надевали поневу, род юбки из трех кусков ткани, сшитых по кромке в одно широкое полотнище. Понева крепилась на талии при помощи вдернутого шнурка - гашника.
-
Самой декоративной деталью костюма был передник (запон, занавеска).
Он выполнялся из холста и украшался узорным ткачеством, вышивкой, лентами, бахромой, оборками.
-
Поверх сарафана надевали душегрею - короткую нагрудную одежду на лямках, часто подбитую мехом.
-
В холодное время года носили полушубки из самых различных материалов: парчи, бархата, сукна, шерсти.
В разных губерниях эта одежда отличалась кроем и имела множество разных названий - шушпан, шушун, насов, сукман, коротай, шугай, епанечка.
-
Из дорогих шелков, бархата и меха шили «шубки».
-
Зипун - распашная одежда полу - прилегающего силуэта, расширенного книзу, с застежкой встык.
- Длина его была от середины коленей и выше.
- Рукав узкий до запястья.
- Пройма была прямой, рукав не имел оката.
-
В мужских костюмах северных, центральных и восточных губерний основными частями были рубаха, порты и кафтан; в южных - рубаха, шаровары, свита.
-
- Специфически русской одеждой была шуба.
- Шубы носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь.
- Крестьяне ходили в шубах на овчине, зайце, а знать - на куньем, собольем, песцовом или лисьем меху.
- Длинные почти до пола рукава имели спереди до локтя прорез для продевания рук.
- Широкий отложной воротник и обшлага были меховые.
-
Одеждой знати был так же охабень.
Это была неширокая длинная одежда, которую спереди застегивали встык на петлицы.
-
Ко времени царствования Алексея Михайловича русский костюм достиг наибольшего расцвета разнообразием форм, богатством, красочностью отделки.
-
Особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки в русской одежде и позволяющий создавать неповторимые шедевры.
-
- Реформы, начатые Петром I, оставили национальный костюм только для крестьянства.
- Аристократия, служилые люди и горожане отныне должны были одеваться в одежду, рожденную в Европе.
-
- Глядя сегодня на народные рубахи, мы нередко забываем, что именно они внесли в наш современный костюм множество мудрых приемов и деталей.
- Полюбившийся воротник стойка впервые возник в народной одежде из полоски ткани, пришитой к вороту.
- Популярный сегодня прямой свободныйсилуэт был так же заимствован из рубахи.
- Широкая пройма рукава, столь необходимая при современных темпах жизни, так же не случайно называется рубашечной.
- Поэтому по сей день, русская народная рубаха является источником идей для художников-модельеров.
-
Проверь себя!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.