Содержание
-
ОГАОУ “Центр образования “Ступени”
Отчет по теме самообразования
“Валеологический аспект в работе учителя"
Номоконовой А.А., учителя биологии и географии
г. Биробиджан
-
Наука о здоровье....
- Валеология – наука о здоровье ( от лат.valeo- быть здоровым). Ее концепция –установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое и, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение жизненных целей.
-
Гармония
- Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания в этом роли учителя вспомним легенду.
- У древнего Бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим законам надо людей научить.
-
- Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками и микстурами, а Гигиена просвещает их, объясняет Законы Жизни.
- Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной.
- Так и педагоги, подобно Гигиене, должны нести знания о Здоровье.
-
Задачи валеологического образования:
- - объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека ;
- - определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих ;
- - применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях ;
- -формирование представлений об управлении здоровьем как сборе и осмыслении информации, принятии решения; ;
-
- - способы самодиагностики состояния здоровья ;
- - объяснение влияния антропогенных и природных факторов на здоровье ;
- - анализ и оценка образа жизни ( своего и семьи ) , составление индивидуальной программы укрепления здоровья ;
- - формирование с детских лет культуры приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек ;
- - развитие способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения , умения делать выбор и нести за него ответственность
-
Наше здоровье
- Наше здоровье определяется комплексом факторов :
- - наследственностью,
- - качеством окружающей среды, качеством жизни ( степенью удовлетворения потребностей),
- - образом жизни.
- По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50 %.
-
ЗОЖ
- Здоровый образ жизни основан на достаточной двигательной активности, рациональном питании, соблюдении правильного режима дня ,отсутствии вредных привычек.
- Так как молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, то формирование у обучающихся валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения их здоровья.
-
- В связи с этим в нашем Центре, кроме образовательных функций выполняются и социальные, включая обучение основам здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня обучающегося, гигиенических навыков.
- Все это – необходимые элементы, которые помогают подросткам принять правильные решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.
-
- Огромное значение в формировании знаний обучающихся о здоровье и профилактических мерах по его сохранению принадлежит естественно-научным дисциплинам.
- Изучение экологических вопросов в их курсах с акцентом на взаимодействие человека и природы включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды .
-
На уроках естественно-научных дисциплин
- Обучающиеся знакомятся с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды; основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду ; способами их нейтрализации ; получают основы экологического мировоззрения , предполагающего гуманное отношение к окружающей природе.
-
На уроках биологии
-
На уроках естественно-научных дисциплин
- В процессе исследовательских и практических занятий обучающиеся
- - оценивают экологическое состояние изучаемой местности;
- - участвуют в улучшении ландшафта,
- - ведут пропаганду здорового образа жизни..
-
На уроках географии
-
Основные вопросы
- На занятиях с обучающимися я рассматриваю следующие основные вопросы :
- - здоровье и болезнь ;
- - показатели здоровья ; продолжительность жизни ;
- - факторы риска для здоровья ;
- - самодиагностика здоровья ;
-
- - наследственные болезни, их предупреждение ;
- - биологические ритмы и здоровье ;
- - неинфекционные болезни ( для нашей местности – эндемический зоб ) ;
- - требования к жилым и рабочим помещениям ; здоровый образ жизни ;
- - болезни цивилизации : гипоксия , утомление, гиподинамия, переедание .
-
Моя задача, как учителя...
- Сегодня мы можем сказать, что здоровье для человека - это все, потому что без него человек лишается многих повседневных радостей: активной жизни, труда, любви. Поэтому считаю очень важным вести разговор о здоровом образе жизни с детьми начиная с детского сада, но так чтобы это было не навязчиво, но в тоже время интересно. Моя задача , как учителя биологии, - развивать этот интерес, не назидая. Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. И решить эту проблему могут лишь знания, ставшие нормой жизни.
-
Основная задача моей деятельности
- Знания, воспитывающие любознательность ребенка, стремление познать самого себя и окружающий мир. Добывание этих знаний через развитие творческой активности детей – это и есть основная задача моей педагогической деятельности.
.
-
- Я всегда говорила и говорю о том , что каждый ребенок талантлив и нам педагогам надо вовремя разглядеть этот талант.Как это сделать ? Самое главное – найти контакт с обучающимися, не оттолкнуть их от себя. Никогда не употреблять обидные слова, которые теряют веру ребенка в себя. Во многом именно от нас зависит, насколько разовьются таланты, будет ли удовлетворена их природная тяга к знаниям. Считаю, что биология и география – это те предметы, которые позволяют развивать интерес к науке, к самому человеку с его способностью творчески мыслить, созидать, учитывая при этом возрастные особенности и темперамент каждого ребенка.
-
Как осуществить сказанное на деле?
- Поиск веду по многим направлениям.
- Среди них – использование средств активизации эмоциональных и мыслительных процессов, познавательного интереса учащихся. На многих уроках почетное место занимает игра. Как известно, играть любят все дети, и включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных обучающихся, привлечь их внимание к казалось бы, сухому и мало интересному материалу.
- Приведу несколько конкретных примеров.
-
- На уроке по теме «Строение и функции зубов» обучающиеся получают задание: разыграть сценку о приеме пациента стоматологом с целью профилактического осмотра. Врач задает вопросы:
- - Хорошо ли вы прожевываете пищу ?
- - Грызете ли вы твердые орехи и конфеты ?
- - Как и когда чистите зубы ? и др.
- Материалы для этих вопросов есть в учебнике и в книге Зверева «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене».
- Пациент, конечно, отвечает так , что становится понятно – от правил гигиены он весьма далек. (Ведь это игра). Врач терпеливо исправляет его и объясняет пациенту, какие правила гигиены необходимо соблюдать при уходе за ротовой полостью и зубами.
-
- На уроке по изучению роли витаминов в процессе обмена веществ прошу обучающихся обратить внимание на симптомы заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов В, С, А, Д.
- На следующем уроке при опросе предлагаю выполнить роль врача обучающемуся, а я обращаюсь к нему с жалобами на плохое самочувствие ( называю симптомы конкретных заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов ). Врач должен поставить диагноз, назначить лечение и дать советы по профилактике авитаминоза.
- Я уверена , что такие уроки не оставляют равнодушными никого из обучающихся, воспитывают в них интерес, способствуют формированию всесторонне развитого человека, способного чувствовать и утверждать прекрасное в жизни.
-
Уроки биологии должны быть...
- Урок биологии должен быть не только проблемным , но и ярким, ведь яркое дольше остается в памяти.
- Цель таких уроков проста – оживить скучное , заинтересовать обыденным , увлечь творчеством, в каждом ребенке отыскать художника, оратора или поэта.
-
В работе использую
- В структуре валеологических занятий кроме игры использую лекции, беседы, видеофильмы, тренинги, устные журналы,знакомство с системами оздоровления. Особое место занимают валеопаузы. Это короткие , на 5 – 10 мин, эвристические беседы, направленные на формирование полезных для здоровья привычек, развития самооценки. В создании проблемных ситуаций неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей.
-
Азбука народной мудрости
- Болезнь , что пожар : чем раньше ее обнаружишь, тем меньше вреда она причинит.
- Твое здоровье – в твоих руках.
- Когда я ем, то глух и нем.
- Здоровье не купишь – его разум дарит.
- Ешь , да не жирей – будешь здоровей.
-
Афоризмы о здоровье и ЗОЖ
- «Единственная красота ,которую я знаю, - это здоровье» (Г. Гейне)
- «Наблюдайте за вашим телом, если хотите ,чтобы ум работал правильно» (Р. Декарт)
- «Умеренность –союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь- пусть будет все умеренным» (Гиппократ)
-
Предметная неделя
- Предметная неделя – это одна из форм внеклассной работы . В их плане всегда присутствуют конкурсы, экскурсии, выставки, заседания НОЛ, устные журналы и презентации проектных работ обучающихся посвященных формированию и воспитанию здорового образа жизни : “Фитонциды", "День здоровья", “День воды", “Влияние солнечных лучей на организм человека", “Внимание! Туберкулез!", “Мы – против курения!", “Всемирный день борьбы со СПИДом" и др.
- К проведению мероприятий привлекаются обучающихся всех возрастных групп и Центр превращается в большой, дружный «муравейник», в котором кипит работа и итог этой работы - счастливые лица детей и коллег.
-
Внеклассная работа
-
- Конечно же не все всегда получается одинаково успешно , но с годами накапливается опыт , исправляются ошибки. Порой катастрофически не хватает времени, но я все же пытаюсь что-то делать не лекарствами вроде нравственных поучений и наказаний, а натуральными средствами – принятием, заботой, терпимостью.
-
Методик и рекомендаций много...
- Таким образом, формирование развития образовательной системы создает благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время. Методик и рекомендаций много, но надо выбрать ту, которая принесет вам и вашим воспитанникам удовлетворение и радость.
-
Спасибо за внимание!
Посмотреть все слайды
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.