Содержание
-
Системный подход в воспитании
-
Система
От греч. sistema — составленное из частей, соединенное. Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.
-
Характеристики системы
ЭЛЕМЕНТЫ СВЯЗИ ЦЕЛОЕ 1) она имеет сложный состав (состоит из элементов, компонентов, составляющих); 2) эти элементы находятся в закономерных структурных (т.е. устойчивых) связях и взаимозависимостях друг с другом; 3) системе присуща целостность, единство как относительная автономность, выделенность, независимость от окружающей среды.
-
А. Описание системы
Выделить входящие в нее элементы, составляющие, компоненты (которые, в свою очередь, могут быть системными объектами). Определить структуруих взаимосвязейи взаимозависимостей внутри системы (а также структурные связи системы как целого с элементами внешней для нее среды, т.е. функции системы). Выделить системообразующийэлемент(в воспитательных системах, как правило, это цель), несущий на себе основную функциональную нагрузку системы, объединяющий систему в целое.
-
Задание командам
Описать как систему: воспитательное мероприятие; работу классного руководителя или воспитателя; классный коллектив, группу; педагогический коллектив.
-
Б. Анализ системы
Целостность системы воспитания, как и всякого системного объекта, может быть обнаружена при выявлении обязательных системных признаков — контекстности, оптимальности и интегративности, которые также относятся к отдельным элементам, их связям и системе в целом.
-
Б1. Контекстность системы
Всякий элемент не только влияет на свойства системы, но и сам приобретает свои свойства, наполняется конкретным содержанием в рамках системы, во взаимодействии с другими ее элементами: «Коси, коса, пока роса» и «Расти, коса, до пояса» — в зависимости от контекста одно и то же слово приобретает разные значения. «Наказание воспитывает раба? Нет, наказание может воспитывать и свободного человека, — утверждал А. С. Макаренко. — Все зависит от того, в системе каких методов оно применяется».
-
Б2. Оптимальность системы
За счет структуры она восполняет свойства недостающих элементов: Нет необходимости каждый раз организовывать заново рабочую атмосферу на занятии, если сложилась система взаимоотношений сотрудничества воспитанников с педагогом и друг с другом.
-
Б3. Интегративность системы
У нее обнаруживаются функции, не присущие ни одному ее элементу в отдельности: целостный образ школы, ее интеллектуально насыщенная атмосфера, чувство сопричастности со школой, желание продолжать ее традиции, гуманистические межличностные отношения.
-
Задание командам
Выделите системные признаки (контекстность, оптимальность и интегративность) в: воспитательном мероприятии; работе классного руководителя или воспитателя; классном коллективе, группе; педагогическом коллективе.
-
В. Оценка уровня системы
1. Уровень разрозненных элементов Аморфность, разрозненность ее элементов, отсутствие устойчивых связей между ними, когда нет еще возможности говорить о сколько-нибудь сложившейся структуре. Система ведет себя случайным образом, непредсказуемо, велика ее зависимость от условий внешней среды.
-
2. Уровень фрагментарных связей Появление связей между группами элементов в системе, в ней образуются «фрагменты структуры», устанавливаются причинно-следственные связи. Поведение системы становится предсказуемым в определенных ситуациях, но остается неустойчивым.
-
3. Уровень «связного целого» Наличие связей практически между всеми элементами системы, выстраивается ее внутренняя структура. Поведение системы проявляется на уровне тенденций в большинстве ситуаций жизнедеятельности. Однако система еще неустойчива, ее структура с большой степенью вероятности может быть разрушена внешними воздействиями.
-
4. Уровень оптимального связного единого целого Связи между элементами системы становятся устойчивыми, выстраиваясь в иерархическую структуру, устойчивым и автономным (относительно независимым от внешней среды) становится и поведение системы. Это стадия саморазвития системы, когда усиливаются внутренние факторы ее развития, а внешние отступают на второй план, когда система включает освоенную среду в качестве элементов своей структуры.
-
4. Уровень оптимального связного единого целого Связи между элементами системы становятся устойчивыми, выстраиваясь в иерархическую структуру, устойчивым и автономным (относительно независимым от внешней среды) становится и поведение системы. Это стадия саморазвития системы, когда усиливаются внутренние факторы ее развития, а внешние отступают на второй план, когда система включает освоенную среду в качестве элементов своей структуры.
-
Задание командам
Опишите уровни системности (а значит, и результативности): воспитательного мероприятии; работы классного руководителя или воспитателя; классного коллектива, группы; педагогического коллектива.
-
Воспитательная система общеобразовательной организации
ВОСПИТА-ТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Целепо-лагание Сред-ства Сти-мулы Резуль-тат Идеал Диагностика Проблемы Прогноз Направления Дела Требования Оценки Пример… Критерии и проявления Методики Дети Родители Педагоги Деятельность Общение Отношения Финансово- материальные Освоенная природная и матер. среда УСЛОВИЯ УЧАСТ- НИКИ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.