Содержание
-
Сказкотерапия на логопедических занятиях
-
Голикова Татьяна Викторовна учитель – логопед первой квалификационной категории МАДОУ № 394. Советский р-он г. Казань
-
-
« Сказкотерапия и элементы театрализации в процессе коррекции речевой патологии»
-
Для развития связной речи необходимо очень многое. Достаточный номинативный и предикативный словарь. Чтобы распространять предложение, необходимо иметь достаточный набор прилагательных, наречий, определений. Для того, чтобы грамотно построить фразу, нужно правильно согласовывать слова в предложениях, правильно употреблять предлоги. Чтобы красиво высказать предложение, необходимы чистота произношения звуков и умение плавно произносить фразу на едином выдохе, нужно уметь правильно выбрать интонацию высказывания и силу голоса. Из всех этих компонентов строится связная речь. Рассмотрим, как при помощи сказки, элементов театрализованной деятельности можно проводить коррекцию этих разделов логопедической работы.
-
Ребенок с удовольствием играет в сказку, в результате чего незаметно для него происходят речевая и личностная коррекции. Использование элементов театрализованной деятельности увеличивает эффективность занятий. Содержание сказки дети пропускают через свои переживания, движения, мимику, чувства и оно становится им ближе и понятнее. При этом включаются все анализаторы: кинестетический, зрительный, слуховой.
-
Общеизвестно, что большинство наших детей являются кинестетиками и воспринимают материал через движения. Это не заученные, безжизненные и отвлеченные предложения, а высказывания, основанные на пережитом опыте. Естественно, что такие высказывания запоминаются надолго, и ребенок, вспоминая при необходимости когда-то проигранную им ситуацию, будет воспроизводить подобные высказывания. Это способствует тому, что у него вырабатывается яркий, красочный и прочувствованный образец речи.
-
Элементы cказкотерапии можно включать во многие разделы коррекции речевой патологии:артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки;развитие фонематического слуха;развитие мелкой и общей моторики;грамматическое построение речи;расширение лексического запаса;развитие связной речи.
-
В логопедической коррекции через элементы сказкотерапии и театрализованной деятельности мы не можем четко отделить один раздел работы от другого. Эти технологии являются комплексными и многофункциональными. Мы только делаем акцент на основной раздел работы, а все остальные направления могут быть сопутствующими..
-
А всем ли полезна сказкотерапия?
Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.
-
Как сочинить лечебную сказку? Если вы заметили, что у ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт.
-
-
Когда жизнь становится сказкой
Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если педагог сможет правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажет своим детям неоценимую помощь. Во-первых, ребенок будет знать, что взрослому небезразличны его проблемы. Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом". В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.
-
А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!
-
Логопедические придумки. Дорога в сказку. Приключения веселого язычка.
-
Сказки о веселом язычке«Путешествие на лошадке»
Основой этой сказки является цоканье языка - упражнение «лошадка». Скачем на «лошадке» в лес (зимний, летний, осенний, в зависимости от времени года). Детям нравится, когда у них уточняют, какого цвета их «лошадки». -Прррууу! Остановились (вибрационные упражнения для губ). Описываем, что мы видим в лесу. Мы видим грибочки. Собираем грибочки. Дети выполняют упражнение «грибок». Можно задать вопросы о количестве и названии собранных грибов. Например: «Я собрал пять подосиновиков и две лисички». Собрали грибы, устали. Увидели на опушке леса домик. Осмотрели воображаемый домик и увидели в нем неокрашенный потолок. «Давайте покрасим потолок». Дети красят потолок в тот цвет, который им нравится. Выполняется упражнение «маляр». Можно задать вопрос: «какого цвета твой потолок?» (Мой «потолок» розового цвета). Теперь можно отдохнуть. Давайте растопим печку и погреемся у огня. Закроем глаза, протянем руки, почувствуем тепло на пальчиках, на лице, во всем теле. Откроем глаза и подуем на язычки пламени. Вдох и долгий плавный выдох. Отдохнули и захотели покушать. Давайте будем печь блинчики и есть их с вкусным вареньем. Дети выполняют упражнение «блинчики», «вкусное варенье». Поели, а теперь пора отправляться в обратный путь. Вышли на поляну, вдохнули свежий воздух. Ой! Кого же мы слышим? Это дятел стучит и лечит деревья. Дети выполняют упражнение «дятел».
-
А теперь попрощаемся с осенним лесом и «поедем на лошадке» в садик.
-
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.