Содержание
-
Социальное проектирование
Под социальным проектированием понимается создание моделей решения актуальных социальных проблем на основе сбора и анализа информации о причинах возникновения и характерных чертах данного типа проблем.
-
Образовательные цели
закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках гражданского образования; освоение новых форм поиска и обработки информации; развитие аналитических навыков и навыков критического мышления; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков групповой работы. формирование у молодых людей навыков гражданского участия и взаимодействия с органами власти в целях решения актуальных социальных проблем.
-
Воспитательные цели
привлечение внимания молодых людей к актуальным проблемам местного сообщества; формирование гражданского самосознания и активной гражданской позиции; формирование у молодых людей чувства гражданской ответственности за социальную обстановку в местном сообществе;
-
Факторы, от которых зависит успешность и эффективность социального проектирования :
Добровольность участия в проекте; Оптимальное распределение времени работы над проектом; Эффективное распределение обязанностей между участниками проекта; Корректная позиция педагога; Поддержка проекта администрацией школы; Заинтересованность в результатах проектной деятельности органов власти
-
Историческая справка
1995 – 1996 учебный год - Внедрение проекта "Гражданин" в его современной форме . г. Калабасас, штат Калифорния, Центр Гражданского Образования, в сотрудничестве с Национальной конференцией законодательных собраний штатов как национальная программа по гражданскому образованию для средней школы. Всего за три года проект "Гражданин" превратился в национальнуюпрограмму с координаторами в 45штатах. Проведенные исследованиясвидетельствуют о том, что 460учителей использовали илииспользуют проект "Гражданин" в более чем 1 000классах с 28 000учащихся. С1997 года проект "Гражданин" реализуется за пределами Соединенных Штатов Америки. В настоящее время проект "Гражданин" реализуется в Бразилии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Чехии, Венгрии, Казахстане, Литве, Латвии, Мексике, Монголии, Польше, Индонезии, Великобритании, Ирландии и в России.
-
Отличие модели проекта "Гражданин" разработанной сотрудниками Самарского регионального Центра гражданского образования от американской версии проекта:
В отличии от американской модели, где устное выступление команды предусматривается только на школьном конкурсе, в самарском варианте предусмотрен следующий механизм защиты проектов: школьный, районный, городской, областной конкурсы. На всех уровнях предполагается устная презентация проекта и его защита Принципиальным отличием самарской версии проекта от американской является личное участие школьников в реализациипроекта. Они не только выявляют самые актуальные, на их взгляд, проблемы местного сообщества, но и пытаются внести собственныйпосильный вклад в их решение. В ходе работы над проектом школьники реализуют на практике (полностью или частично) свой вариант решения актуальной проблемы.
-
Девять основных результатов использования проекта
ученики, участвующие в проекте верят, что они могут изменить свое сообщество; ученики, действительно изменяют свое сообщество через проект; ученики и учителя верят, что проект помогает учащимся лучше понять общественную политику; ученики и учителя верят, что проект помогает детям изучить, как функционирует правительство, и развить стремление к активному гражданскому участию в управлении обществом;
-
ученики и учителя верят, что проект вовлекает детей в жизнь их сообщества и помогает им узнать о его специфических проблемах; ученики и учителя верят, что проект поощряет работу в команде; ученики и учителя верят, что проект дает детям важные навыки общения; ученики и учителя верят, что проект дает детям важные исследовательские навыки; детям нравится проект.
-
Этапы работы над проектом
1. Подготовка к работе 2. Выбор проблемы 3. Сбор информации 4. Подготовка собственного варианта решения проблемы 5. Реализация плана действий 6. Подготовка к защите проекта 7. Презентация проекта 8. Рефлексия
-
Подготовка к работе
-
Выбор проблемы
-
Сбор информации по проблеме
целесообразно разделить коллектив на исследовательские группы: Первая группа может провести социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности. Вторая группа – занимается изучением материалов средств массовой информации по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения. Третья группа – прорабатывает массив законодательных материалов государственного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблема. Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
-
Средства массовой информации (СМИ)
Изучая подшивки газет, встречаясь с журналистами, специализирующимися на конкретных темах, можно сделать некоторую подборку материалов и документов по определенной проблематике. Библиотека Здесь на большом информационном массиве (книг, журналов, газет, Интернета) нетрудно собрать необходимую информацию, а при помощи имеющейся в библиотеках множительной техники сделать копии отдельных статей и материалов.
-
Компьютерная сеть Интернет
В сети Интернет можно ознакомиться с сайтами органов государственной власти и местного самоуправления, получить информацию об их структуре, режиме работы, направлениях деятельности, должностных лицах, контактных телефонах. Кроме того сеть Интернет представляет широкие возможности для поиска правовых актов по выбранной проблеме, а также публикациях в электронных СМИ по интересующей тематике.
-
Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя.Эта категория специалистов сможет дать компетентную информацию по заинтересовавшей учащихся проблеме, стать для них экспертами. Юристы.Контакты с этой категорией специалистов помогут школьникам соотнести видение своего проекта с нормативной, законодательной базой, проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем. Административные органы.Специалисты, работающие в административных органах на местном, районном, городском или областном уровнях, чаще всего ответственны за решение проблемы, которую избрал коллектив, могут дать учащимся объемную и объективную информацию. Законодательные органы.Представители законодательной власти в областном центре, городе или районе, достаточно активно изучают насущные общественные проблемы и вырабатывают по ним решения. У депутатов разных ветвей законодательной власти есть телефоны, приемные в их представительствах, помощники, ответственные за взаимодействие с общественностью. Войдя с ними в контакт, можно получить разнообразную информациюпо широкому спектру вопросов развития конкретной территории.
-
Подготовка собственного варианта решения проблемы
Главной задачей этого этапа деятельности является обработка и систематизация полученного материала и распределение его по соответствующим разделам проекта: Актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области; Информация о различных подходах к решению данной проблемы; юридическая база решения проблемы; анализ разнообразной информации; Программа действий, которую избрал коллектив; Разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятия позитивного решения конкретной властной структурой.
-
Подходы
Стратегический 1. Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта. 2. Разработка путей выполнения проекта с позиций:а) эффективности;б) посильности;в) общественной значимости;г) законности. Тактический Выбор позитивной тактики: 1."Мозговой штурм" – посредством составления конкретного перечня приемов, шагов, соотносимых со стратегией решения проблемы.2.Обсуждение приемов, шагов, выбор из них наиболее приемлемых.3.Структурирование, составление реального плана действий на основе планируемого круга мероприятий.
-
Реализация плана действий
Данная стадия, предполагает, что школьники сделают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения животрепещущей проблемы. Возможно: Письменные обращения Непосредственное практическое участие Привлекательно: участвовать школьники как основного, так и старшего звена, Работа по реализации проектов позволяет объединять на конкретном деле школьников, педагогов, родителей, чиновников; их отношения приобретают взаимовоспитывающий характер.
-
Подготовка к защите проекта
Демонстрационный блок Состоит из четырех раздвижных стендов из ватмана, наклеенного на картон или планшетов размером 80 х 100 см. Стенды нужно сделать так, чтобы их можно было поставить на стол или повесить на стену. Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта. Документальный блок Тщательно готовится папка документов (портфолио), в которой логика работы над проектом представлена более полно и доказательно, так как весь спектр материалов трудно разместить на выносных стендах. Портфолио практически содержит всего четыре раздела - это отражение 2-5 этапов работы над проектом:
-
планшеты
-
Разделы:
1 раздел - содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта. 2 раздел – используя наиболее выразительные данные разных источников информации, материалы социологических исследований, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов проблемы. 3 раздел - поясняет специфику программы действий, разработанную школьниками. 4 раздел - представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры
-
Требования к презентации
Убедительность: - Пакет документов действительно убеждает, что выбранная ребятами проблема актуальна? - Напрямую ли предлагаемая программа связи с решением насущной проблемы? - Объясняется ли в представленном портфолио почему общественность может поддержать этот проект? Практичность: - Насколько предлагаемая программа реалистична? - Реальны ли мероприятия учащихся по выполнению программы? Координация: - Как четыре раздела портфолио сочетаются между собой, не дублируя информацию? - Как документы портфолио подтверждают логику материалов стендов для показа?
-
Защита проекта
-
Рефлексия
Главная цель этого этапа – анализ самими учащимися стадий подготовки проекта и его представления на конкурсе. Возможен такой перечень вопросов учащимся: 1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?2. Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта и составления портфолио?3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?4. Каковы преимущества работы команды?5. Что вами сделано хорошо?6. В чем вы видите недоработки команды?7. Что бы вы сделали по другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?
-
Нормативно - правовые акты
Международные правовые акты 1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.) 2. Конвенция о защите прав и основных свобод (1950 г.) 3. Декларация прав ребенка (1959 г.) 4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) 5. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.) 6. Декларация о правах инвалидов (1975 г.) 7. Европейская хартия местного самоуправления (1985 г.) 8. Конвенция о правах ребенка (1989 г.) 9. Европейская социальная хартия (1996 г.)
-
Правовые акты Российской Федерации Конституция Российской Федерации 2. Федеральный закон "О государственной социальной помощи« 3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации« 4. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации« 5. Федеральный закон "Об образовании"
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.