Содержание
-
«Современные технологии воспитательной работы»
Смородинина Е.Э. Лицей №1 имени А.С. Пушкина Томск - 2016
-
Воспитательные технологии– это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
-
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование Целеполагание Проектирование Конструирование Организационно – деятельностный компонент Контрольно – управленческий компонент
-
Содержанием воспитательных технологий являются:
Научно обоснованные социализированные требования Передача социального опыта Постановка цели и анализ сложившейся ситуации Социализированная оценка ученика Организация творческого дела Создание ситуации успеха
-
Технологии воспитания классифицируют :
По философской основе: материалистические; прагматические; гуманистические, антропософские. По научной концепции: поведенческие; деятельностные; интериоризаторские, нейролингвистического программирования. По категории объекта: индивидуальные; групповые; коллективные; массовые.
-
Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу, интереса к нему, подготовка необходимых материалов)Психологический настрой (приветствие, вступительное слово)Содержательная (предметная) деятельностьЗавершениеПроекция на будущее.
Технологическую цепочку любого воспитательного дела можно представить следующим образом:
-
Технология здоровьесберегающая.
Цель технологии: сохранение физического и психического здоровья ребенка и обучение навыкам сохранения его. Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым. Медико-гигиенические технологии (МГТ). Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ) Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ) Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
-
Технология проектного обучения
Широко применяется в воспитательной работе технология проектного обучения, при которой учащиеся самостоятельно и охотно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Ведущая форма технологии проектного обучения – игра, во время которой дети делятся на группы, создают и защищают свой проект.
-
Технологии личностно-ориентированного обучения
Гуманно-личностные технологииотличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение. Технологии сотрудничествареализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Технологии свободного воспитанияделают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.
-
Гуманно-личностной технологии Шалвы Александровича Амонашвили
который разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход. Целевыми ориентациями гуманно – личностной технологии Ш.А.Амонашвили являются: способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; развитие и становление познавательных сил ребенка; идеал воспитания – самовоспитание.
-
Технология обучения
Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся в такой форме, когда они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. Например, танцующие дети посещают танцевальный кружок, поющие вокальный, хоровой и т.д.
-
Технология педагогики сотрудничества
может быть рассмотрена как образовательная, так и воспитательная технология. Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются: Переход от педагогики требований к педагогике отношений Гуманно – личностный подход к ребёнку Единство обучения и воспитания Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развивается воспитание в современной школе: превращение школы Знания в школу Воспитания; постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; развитие творческих способностей ребёнка, его индивидуальности; возрождение национальных культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания; постановка трудной цели.
-
Технология педагогического общения
– технология воспитания, основанная на взаимодействии субъектов. Основные функции педагогического общения: оградить достоинство педагога, сохранить достоинство ребенка, корректировать поведение ребенка. Ведущим принципом технологии является принятие ребенка таким , каков он есть, а не таким, каким его хочет видеть воспитатель.
-
Технология педагогического разрешения конфликта
– технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного разрешенного конфликта – обогащение внутреннего мира каждого из участников конфликта. Способы разрешения конфликта; юмор, «психологическое поглаживание, компромисс, анализ ситуации, подавление партнера, разрыв связи.
-
Технология предъявления педагогического требования –
технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
-
Технология педагогической оценки поведения и поступков детей –
технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
-
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ).
Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. ИКТ называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог. Их можно использовать на всех этапах процесса обучения, и воспитания.
-
Использование ИКТ в воспитательной практике
Поиск и сбор информации; Банки данных по различным направлениям воспитательной работы; Развитие исследовательских способностей детей ( создание проектов); Формирование и развитие школьных СМИ; Диагностика (психологическое тестирование, экспресс-диагностики); Развитие школьного сайта; Разработка грамот, дипломов и пр.; Подготовка педсоветов на воспитательные темы; Данные для родителей ( памятки, рекомендации, презентации для родительских собраний и пр.); Информация для классных часов; Виртуальный музей; Портфолио школьника; Компьютерные карты здоровья; Планы самовоспитания детей; Игры, конкурсы, викторины; Обобщение опыта.
-
Технология индивидуального рефлексивного самовоспитания
Олег Сергеевич Анисимов, Николай Петрович Капустин. Именно рефлексивное воспитание позволяет человеку выстраивать траекторию своей дальнейшей жизнедеятельности, реализовывать саморазвитие личности и побуждает нести ответственность за результаты своего труда. Индивидуализированное воспитание– такая организация воспитательного процесса, при которой индивидуальный подход, индивидуализация воспитания и индивидуальная модель взаимодействия учителя и ученика являются приоритетными. Индивидуализированное воспитание предполагает развитие или коррекцию индивидуального сознания через механизм саморегуляции. Основная задача применения рефлексивной технологии – обеспечение помощи воспитаннику, поддержки в трудной работе по самостроительству.
-
Технологии воспитания на основе системного подхода
Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Целевые ориентации: Формирование личности – главная цель школы. Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность. Развитие социальной активности. Формирование ответственности, гражданского самосознания. Развитие творческих способностей детей. Превращение школы в большую воспитательную систему. Формирование целостной научно обоснованной картины. Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.
-
Технология самосовершенствования личности школьника
основывается на широком использовании самоуправляющих (психогенных) механизмов развития личности. В содержание образования вводится методологическая компонента - учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития, включаются в адекватную деятельность. Технология саморазвития личности позволяет: осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; формировать личность, стремящуюся к саморазвитию, самосовершенствованию; формировать устойчивую мотивацию к ученью как к жизненно важному процессу.
-
Технология коллективного творческого воспитания Игоря Петровича Иванова.
Технология коллективного творческого воспитания (другие названия: педагогика общей заботы, коммунарская методика, методика коллективных творческих дел) была разработана и внедрена Игорем Петровичем Ивановым. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
-
Технология гуманного коллективного воспитания Василия Александровича Сухомлинского
Главная цель:нравственно – воспитанный мыслитель, любящий Родину и свободу. Конечная цель воспитания: умный, добрый, честный, порядочный человек. Идеи и принципы: в воспитании нет главного и второстепенного; воспитание – это прежде всего человековедение; эстетическое, эмоциональное начало в воспитании: внимание к природе красота родного языка, эмоциональная сфера духовной жизни и общения детей, чувство удивления; принцип единства: обучения и воспитания, научности и доступности, наглядности и абстрактности, строгости и доброты, различных методов; культ Родины, культ труда, культ матери, культ книги, культ природы; приоритетные ценности: совесть, добро, справедливость;
-
В настоящее время широко применяются педагогические технологии авторских школ.
Технология «Экология и диалектика» Льва Васильевича Тарасова. Термин экология подчеркивает ориентацию учебно-воспитательного процесса на реальную жизнь, на проблемы, которые предстоит решать человечеству, в первую очередь - экологическую дилемму: либо погибнуть вместе с природой, либо отыскать пути совместной эволюции. Термин диалектика подчеркивает ориентацию школы на диалектическое, развивающее, вероятностное мышление. Технология «Экология и диалектика» использует в комплексе многие инновации в педагогике и психологии, применима к самым различным школам.
-
Модель трудового воспитания Александра Александровича Католикова
по системе коммуны А.С. Макаренко: дети приучаются к созидательному труду, проходят производственную практику по программам агрошколы. Некоторые концептуальные идеи: труд – основа формирования личности; интерес и внимание к каждому ребенку; у ребенка должен быть личный интерес, поиск, «аппетит к жизни», соединение обучения с производительным трудом в форме школы-хозяйства; школьный макаренковский коллектив, педагогика параллельного действия; детское самоуправление и самоконтроль и др.
-
Авторская модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров, Л.Н. Погодина)
имеет целевые ориентации: формирование нового русского человека – высоконравственного, образованного, духовно богатого, трудолюбивого, физически развитого, способного к самообразованию и творчеству, любящего свое Отечество; Возрождение традиционной русской культуры воспитания, включение учащихся в этнокультурную традицию; освоение богатейшего культурного наследия России.
-
Сайта «Справочник классного руководителя» (http://klass.resobr.ru). Сайт «Классному руководителю» (http://www.debryansk.ru/) На сайте «Сценарии школьных и внешкольных праздников» (www.uroki.net/scenar.htm) На сайте газеты «Добрая дорога Детства» ( www.dddgazeta.ru ) Сайт SchoolGoesDigital Межшкольного Ресурсного Центра ( www.edunet.uz) На сайте «Внеклассные мероприятия» (http://school-work.net) Интернет-сообщество Екатерины Пашковой (http://pedsovet.Su/load/10) В помощь классному руководителю
-
Спасибо за внимание!!!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.