Содержание
-
ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА
Личностно-ориентированные технологии обучения
-
Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.
-
Основные положения:
отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.
-
Человек есть мера всех вещей.Протагор
Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
-
Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»
По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество). По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая. По категории обучаемых: массовая (все категории).
-
Целевые ориентации
• Переход от педагогики требований к педагогике отношений. • Гуманно-личностный подход к ребенку. • Единство обучения и воспитания.
-
Концепция сотрудничества
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
-
Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).
-
Особенности содержания и методики
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: • Гуманно-личностный подход к ребенку. • Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. • Концепция воспитания. • Педагогизация окружающей среды.
-
Гуманно-личностный подход
Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.
-
Идеи гуманно-личностного подхода
• новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; • гуманизация и демократизация педагогических отношений; • отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; • новая трактовка индивидуального подхода; • формирование положительной Я-концепции.
-
Новый взгляд на личностьпредставляют следующие позиции:
• личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность; • личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; • личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; • каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).
-
Гуманизация и демократизация педагогических отношений.
Гуманное отношение к детям включает: • педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; • оптимистическую веру в ребенка; • сотрудничество, мастерство общения; • отсутствие прямого принуждения; • приоритет положительного стимулирования; • терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает: • уравнивание ученика и учителя в правах; • право ребенка на свободный выбор; • право на ошибку; • право на собственную точку зрения; • соблюдение Конвенции о правах ребенка; • стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
-
Ученье без принуждения.
Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.
-
Ученье без принуждения характеризует:
• требовательность без принуждения, основанная на доверии; • увлеченность, рожденная интересным преподаванием; • замена принуждения желанием, которое порождает успех; • ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; • применение косвенных требований через коллектив.
-
Новая трактовка индивидуального подхода
Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.
-
Новая трактовка индивидуального подхода включает:
• отказ от ориентировки на среднего ученика; • поиск лучших качеств личности; • применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я- концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов); • учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; • прогнозирование развития личности; • конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.
-
Я-концепции личности.
Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.
-
Формирование положительной Я-концепции личности.
• видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя); • создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»; • исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); • предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».
-
Дидактический активизирующий и развивающий комплекс
• содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; • обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; • идет объединение, интеграция школьных дисциплин; • вариативность и дифференциация обучения; • используется положительная стимуляция ученья.
-
Концепция воспитания
- превращение школы Знания в школу Воспитания; - постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; - гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; - развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; - возрождение русских национальных и культурных традиций; - постановка трудной цели; - сочетание индивидуального и коллективного воспитания.
-
Технология индивидуального обучения и Педагогика сотрудничества
Вопрос о Педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. Сотрудничество - это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать. Вывод: несовместимость классно - урочной системы и Педагогики сотрудничества в полной мере.
-
Существуя в рамках классно - урочной системы мы имеем: учебный план, необходимость, помимо своей воли, выставления оценок и так далее. Поэтому Педагогика сотрудничества в настоящее время также не может быть полностью реализована в Технологии индивидуального обучения. Но, несомненно, в Технологии индивидуального обучения Педагогика сотрудничества применима в намного большей степени, чем при классно - урочной системе.
-
Идея свободы и сотрудничества
Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом “дети”. Педагогика - наука об искусстве сотрудничества. Свобода учеников является показателем качества обучения. Всякое принуждение указывает на недостатки метода преподавания. Свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными.
-
Если предоставить детям полную свободу, но не создавать при этом отношения сотрудничества, то выпадет главное в воспитании внутренне свободного человека - обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям.
-
Педагогизация окружающей среды
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда).
-
Результаты (личность выпускника) определяются совместнымдействием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый планвыдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.