Презентация на тему "педагогика сотрудничества"

Презентация: педагогика сотрудничества
Включить эффекты
1 из 27
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "педагогика сотрудничества" по психологии, включающую в себя 27 слайдов. Скачать файл презентации 0.14 Мб. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по психологии

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Слова
    психология
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: педагогика сотрудничества
    Слайд 1

    ПЕДАГОГИКА СОТРУДНИЧЕСТВА

    Личностно-ориентированные технологии обучения

  • Слайд 2

    Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины 20 в., представляющая собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. Среди авторов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (св. 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

  • Слайд 3

    Основные положения:

    отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика; обучение без принуждения; идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении); идея крупных блоков (объединение нескольких тем учебного материала, уроков в отдельные блоки); самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся), свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного времени в целях наилучшего усвоения учебного материала), интеллектуальный фон класса (постановка значимых жизненных целей и получение учащимися более широких по сравнению с учебной программой знаний), коллективная творческая воспитательная деятельность (коммунарская методика), творческое самоуправление учащихся, личностный подход к воспитанию, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.

  • Слайд 4

    Человек есть мера всех вещей.Протагор

    Педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую» технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

  • Слайд 5

    Классификационные характеристики технологии «Педагогика сотрудничества»

    По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая. По ориентации на личностные структуры: всесторонне гармоническая. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская, гуманистическая, общеобразовательная, проникающая. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: академическая + клубная, индивидуальная + групповая, дифференцированная. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, субъект-субъектная (сотрудничество). По преобладающему методу: проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая. По категории обучаемых: массовая (все категории).

  • Слайд 6

    Целевые ориентации

    •  Переход от педагогики требований к педагогике отношений. •  Гуманно-личностный подход к ребенку. •  Единство обучения и воспитания.

  • Слайд 7

    Концепция сотрудничества

    В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.

  • Слайд 8

    Сотрудничество в отношениях «ученик - ученик» реализуется в общей жизнедеятельности школьных коллективов, принимая различные формы (содружества, соучастия, сопереживания, сотворчества, соуправления). В рамках общешкольного коллектива отношения сотрудничества устанавливаются между учителями, администрацией, ученическими и учительскими организациями; принцип сотрудничества распространяется и на все виды отношений учеников, учителей и руководителей с окружающей социальной средой (родителями, семьей, общественными и трудовыми организациями).

  • Слайд 9

    Особенности содержания и методики

    В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления: •  Гуманно-личностный подход к ребенку. •  Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. •  Концепция воспитания. •  Педагогизация окружающей среды.

  • Слайд 10

    Гуманно-личностный подход

    Гуманно-личностный подход ставит в центр школьной образовательной системы развитие всей целостной совокупности качеств личности. Мера этого развития провозглашается главным результатом школьного образования, критерием качества работы учителя, воспитателя, руководителя, воспитательного учреждения в целом. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности, нравственные потенции свободы и справедливости, добра и счастья. Цель школы - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход к ребенку в учебно-воспитательном процессе -это ключевое звено, коммуникативная основа личностно ориентированных педагогических технологий.

  • Слайд 11

    Идеи гуманно-личностного подхода

    •  новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса; •  гуманизация и демократизация педагогических отношений; •  отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях; •  новая трактовка индивидуального подхода; •  формирование положительной Я-концепции.

  • Слайд 12

    Новый взгляд на личностьпредставляют следующие позиции:

    •  личность проявляется, выступает в раннем детстве, ребенок в школе - полноценная человеческая личность; •  личность является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе; •  личность - цель образовательной системы, а не средство для достижения каких-либо внешних целей; •  каждый ребенок обладает способностями, многие дети талантливы; • приоритетными качествами личности являются высшие этические ценности (доброта, любовь, трудолюбие, совесть, достоинство, гражданственность и др.).

  • Слайд 13

    Гуманизация и демократизация педагогических отношений.

    Гуманное отношение к детям включает: •  педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; •  оптимистическую веру в ребенка; •  сотрудничество, мастерство общения; •  отсутствие прямого принуждения; •  приоритет положительного стимулирования; •  терпимость к детским недостаткам. Демократизация отношений утверждает: •  уравнивание ученика и учителя в правах; •  право ребенка на свободный выбор; •  право на ошибку; •  право на собственную точку зрения; •  соблюдение Конвенции о правах ребенка; •  стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

  • Слайд 14

    Ученье без принуждения.

    Основным содержанием новых отношений является отмена принуждения как негуманного и не дающего результата средства. Проблема - не в абсолютизации принципа, а в определении разумной меры. Вообще воспитание невозможно без принуждения: это есть усвоение системы общественных запретов. Но наказание унижает, угнетает, замедляет развитие, воспитывает раба. Надо отойти от принуждения до таких рамок, когда оно не будет вызывать отторжения.

  • Слайд 15

    Ученье без принуждения характеризует:

    •  требовательность без принуждения, основанная на доверии; •  увлеченность, рожденная интересным преподаванием; •  замена принуждения желанием, которое порождает успех; •  ставка на самостоятельность и самодеятельность детей; •  применение косвенных требований через коллектив.

  • Слайд 16

    Новая трактовка индивидуального подхода

    Суть нового индивидуального подхода в том, чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать.

  • Слайд 17

    Новая трактовка индивидуального подхода включает:

    • отказ от ориентировки на среднего ученика; • поиск лучших качеств личности; •  применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность, Я- концепция, качества характера, особенности мыслительных процессов); •  учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; •  прогнозирование развития личности; •  конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция.

  • Слайд 18

    Я-концепции личности.

    Я-концепция - это система осознанных и неосознанных представлений личности о самой себе, на основе которых она строит свое поведение. В школьные годы Я-концепция - основа внутреннего стимулирующего механизма личности. Положительная, мажорная Я-концепция (Я нравлюсь, Я способен, Я значу) способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям личности. Отрицательная Я-концепция (Я не нравлюсь, не способен, не нужен) мешает успеху, ухудшает результаты, способствует изменению личности в отрицательную сторону.

  • Слайд 19

    Формирование положительной Я-концепции личности.

    •  видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее («Все дети талантливы» - вот убеждение учителя); •  создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость; «Учиться победно!»; •  исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству, Я-концепции ребенка («Ребенок хорош, плох его поступок»); •  предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в положительной деятельности «В каждом ребенке - чудо; ожидай его!».

  • Слайд 20

    Дидактический активизирующий и развивающий комплекс

    •  содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; •  обучение ведется прежде всего обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; •  идет объединение, интеграция школьных дисциплин; •  вариативность и дифференциация обучения; • используется положительная стимуляция ученья.

  • Слайд 21

    Концепция воспитания

    -  превращение школы Знания в школу Воспитания; -  постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы; -  гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей; -  развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности; -  возрождение русских национальных и культурных традиций; - постановка трудной цели; -  сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

  • Слайд 22

    Технология индивидуального обучения и Педагогика сотрудничества

    Вопрос о Педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. Сотрудничество - это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать. Вывод: несовместимость классно - урочной системы и Педагогики сотрудничества в полной мере.

  • Слайд 23

    Существуя в рамках классно - урочной системы мы имеем: учебный план, необходимость, помимо своей воли, выставления оценок и так далее. Поэтому Педагогика сотрудничества в настоящее время также не может быть полностью реализована в Технологии индивидуального обучения. Но, несомненно, в Технологии индивидуального обучения Педагогика сотрудничества применима в намного большей степени, чем при классно - урочной системе.

  • Слайд 24

    Идея свободы и сотрудничества

    Мы воспитываем вовсе не примером, как принято считать, а отношением, собеседничеством, сотрудничеством. Педагогика занимается именно вопросами сотрудничества с частью человечества, называемой словом “дети”. Педагогика - наука об искусстве сотрудничества. Свобода учеников является показателем качества обучения. Всякое принуждение указывает на недостатки метода преподавания. Свободная школа не та, где свобода от учения, а где великолепно учат, и потому ученики чувствуют себя свободными.

  • Слайд 25

    Если предоставить детям полную свободу, но не создавать при этом отношения сотрудничества, то выпадет главное в воспитании внутренне свободного человека - обострение совести. Именно в сотрудничестве, в желании работать вместе, в тонкой игре усилий каждого, во взаимном побуждении, которое делает ненужной требовательность, и рождается совестливое отношение к людям, работе, обязанностям.

  • Слайд 26

    Педагогизация окружающей среды

    Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение (среда).

  • Слайд 27

    Результаты (личность выпускника) определяются совместнымдействием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый планвыдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияния на общественные и государственные институты защиты детства, их общая забота о подрастающем поколении - будущем всей страны.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Похожие презентации