Содержание
-
Cтатья «Особенности развития детей с нарушенной слуховой функцией и направления коррекционно-педагогической работы» автор: воспитатель Матюшенкова Людмила Михайловна СПб ГКУЗ «Психоневрологический дом ребёнка №9»
-
Слух и его значение для развития ребенка
Звук обогащает представления ребенка об окружающем мире Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми
-
Причины предотвращаемой тугоухости
-
Антенатальный (дородовый) период
-
Препараты с ототоксическим действием
1. Антибиотики аминогликозного ряда: стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин и др; 2. Мочегонные средства – фуросемид и т.п.; 3. Аспирин 4. Хинин
-
Перинатальный и неонатальный период
-
Детский период
-
Факторы риска по тугоухости и глухоте
-
1.Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз) 2. Токсикозы беременности 3. Асфиксия плода 4. Внутричерепная родовая травма 5. Гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л)
-
6. Гемолитическая болезнь новорожденного 7. Масса тела при рождении менее 1 500 г. 8. Недоношенность 9. Применение препаратов с ототоксическим действием, назначавшихся матери во время беременности или ребенку
-
10. Гестационный возраст более 40 недель 11. Наследственные заболевания у родственников, сопровождающиеся поражением слухового анализатора 12. Оценка по шкале Апгар 4/6 баллов; проведение интенсивной терапии: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше
-
Классификация нарушений слуховой функции Неймана Л.В. (1977 г.)
1. Тугоухость– такое снижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным запасом слов. 2. Глухота– такая степень снижения слуха, при которой самостоятельное овладение речью (спонтанное формирование речи) оказывается невозможным
-
Степени определения тугоухости
-
1-я степень
Снижение слуха не превышает 50 дБ. Для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии 1-2 м
-
2-я степень
Средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ. Речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 м
-
3-я степень
Потеря слуха превышает 70 дБ. Общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается неразборчиво даже у самого уха
-
Степени определения глухоты
-
1-я степень
Дети, воспринимающие звуки самой низкой частоты, т.е. 125-250 Гц 2-я степень Дети, воспринимающие звуки до 500 Гц Восприятие лишь очень громких звуков на небольшом расстоянии (громкий крик, гудок паровоза, удары в барабан)
-
3-я степень
Дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц 4-я степень Дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. 2000 Гц и выше Восприятие и различение на небольшом расстоянии значительно больше звуков, разнообразных по своей частотной характеристике (звучания различных музыкальных инструментов и игрушек, громкие голоса животных, некоторые бытовые звуки: звонок в дверь, звучание телефона и др.), а также возможность различать речевые звучания – несколько хорошо знакомых лепетных или полных слов.
-
Педагогическая классификация Р.М. Боскис
-
Глухие
1.Ранооглохшие дети-дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до двух лет) 2.Позднооглохшие дети- дети с речью, уровень которой может быть различен, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована
-
Слабослышащие
1. Слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи) 2. Слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении
-
Обследование слуха
1. Методики, основанные на регистрации поведенческих безусловных ориентировочных реакций на звук (с рождения до 1,5-2 лет) 2. Методики, основанные на регистрации условно-рефлекторных реакций на звук (2-3 года) 3. Обследование слуха речью (с 2-3 лет)
-
Поведенческий скрининг
- мигание век - реакция вздрагивания всего тела (реакция Моро) - замирание или «застывание» ребенка - движение конечностей, разведение рук и ног в стороны - поворот головы к источнику звука или от него - гримаса (нахмуривание бровей, зажмуривание глаз) - сосательные движения - пробуждение спящего ребенка в сочетании с легкой дрожью всего тела - изменение ритма дыхания - широкое открывание глаз.
-
Метод гороховых проб
- первая – наполненанелущенымгорохом, сотрясение которой создает звук интенсивностью 70-80 дБ; - вторая – гречкой-ядрицей, сотрясение которой создает звук интенсивностью 50-60 дБ; - третья – манкой, сотрясение которой создает звук интенсивностью 30-40 дБ. - четвертая баночка остается пустой. Каждые три месяца наполнители в баночках следует заменять.
-
При нормальном слухе: - у малыша до четырех месяцев отмечается реакция на звучание баночек с гречкой и горохом, но он не локализует их звучание; на звук баночки с манкой малыш обычно не реагирует; - у ребенка старше четырех месяцев отмечаются безусловно-ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек: с манкой, гречкой и горохом; он определяет направление звука, т.е. поворачивает голову (или глаза) в сторону баночки с тем или иным наполнителем.
-
Обследование слуха речью
-
Особенности развития детей младенческого и раннего возраста
-
Организация и направления коррекционно-педагогической работы
-
Развитие движений Развитие зрительного восприятия, пространственной координации и тактильно-двигательного восприятия Развитие действий с предметами Развитие вибрационной чувствительности Развитие ориентировки в пространстве Развитие устной речи и слухо-зрительного восприятия Развитие слухового восприятия (речевого слуха) Развитие письменной речи (глобальное чтение)
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.