Содержание
-
Психология лиц с нарушениями слуха
-
Психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология)
Предметом сурдопсихологииявляется изучение своеобразия психического развития людей с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений слуха различной сложности. Задачи сурдопсихологии заключаются в следующем: 1) выявить закономерности психического развития людей с нарушенным слухом как общие, свойственные так же и людям, имеющим сохранный слух, так и специфические; 2) изучить особенности развития отдельных видов познавательной деятельности людей с нарушенным слухом; 3) изучить закономерности развития их личности; 4) разработать методы диагностики и психологической коррекции нарушений психического развития людей с недостатками слуха; 5) дать психологическое объяснение наиболее эффективных путей воздействия на детей и взрослых с нарушенным слухом, изучить психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции людей с нарушенным слухом в общество. Особенности поведения и психологии людей с недостатками слуха впервые привлекли внимание педагогов и врачей-психиатров в середине 19 века. В начале 20 века появляются первые психологические исследования: 1911 г. работа А.Н. Поросятникова (Россия), посвященная изучению особенностей памяти глухонемых школьников. 20-е годы – систематическая разработка проблем специальной психологии (и сурдопсихологии, в частности) проходила под руководством Л.С. Выготского.
-
Причины нарушений слуха.
Нарушения слуха могут вызываться различными заболеваниями детей. Среди них менингит и энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его осложнения. Если поражено внутреннее ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха. Нарушение слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, химических отравлений, родовых травм. К нарушениям слуха могут привести механические травмы-ушибы, удары, воздействия сверхсильных звуковых раздражителей (свистки, взрывы и т.д.). Большое значение в возникновении нарушений слуха имеют наследственные факторы. В семьях глухих случаи рождения детей с нарушениями слуха встречаются значительно чаще, чем в семьях слышащих. Причинами нарушения слуха могут быть и такие заболевания родителей, как алкоголизм, "кессонная болезнь" (у летчиков, космонавтов).
-
-
Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей. 1. Глухие (неслышащие).К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Среди них выделяют: А. Ранооглохших.Дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки. Б. Позднооглохших. Дети, сохранившее в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранению речи от распада и обучению чтению с губ. 2. Слабослышащие (тугоухие). Дети, с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
-
Первая — глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. К этой группе относят детей с такой степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею. Они овладевают зрительным (чтение с губ) и слухозрительным (при помощи звукоусиливающей аппаратуры) восприятием словесной речи только в условиях специального обучения.
Вторая — позднооглохшие дети, «глухие, сохранившие речь» (Р. М. Боскис, 1971) — те, кто потерял слух в том возрасте, когда речь уже была сформирована. У них может быть разная степень нарушения слуха и разный уровень сохранности речи, поскольку при возникновении нарушения слуха без специальной педагогической поддержки речь начинает распадаться. Эти дети имеют навыки словесного общения. Важным для них является освоение навыков зрительного или слухозрительного восприятия словесной речи. Развитие мышления в большей степени сходно с его развитием у слышащих детей, чем у ранооглохших. Это сходство оказывается тем большим, чем лучше сохранены речевой запас и связанные с ним возможности отражения действительности при помощи словесных обобщений
-
Третья — дети с частичной потерей слуха — слабослышащие (тугоухие). В зависимости от степени сохранности слуха некоторые из них могут в какой-то мере самостоятельно овладевать речью, но такая речь обычно имеет ряд существенных недостатков, которые подлежат коррекции в процессе обучения. Значение зрительного восприятия речи возрастает в зависимости от тяжести нарушений слуха.
-
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две (по И.М. Соловьеву) характерные закономерности.
Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствии этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у таких детей развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь (чтение и письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной.
-
Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха, по сравнению с нормально слышащими детьми. И.М. Соловьев считает, что различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до того момента, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются.
-
Ощущения и восприятия. Зрительное восприятие.
Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. У глухих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим. Зрительному восприятию формы предметов способствует практическая предметно-манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями. Специфические особенности восприятия изображений: глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов; дети не могут узнать предмет, если он частично закрыт другим.
-
Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха – это главный источник представлений об окружающем мире, оно имеет большое значение для развития возможностей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы – при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушением слуха в единстве с обучение речи.
-
Речь.
Дактильная речь– это своеобразная кинетическая форма словесной речи. Движения рук обозначают буквы национального языка. Дактилированиеобязательно сопровождается устной речью. Жестовая речьвозникает из потребности в общении. Они сопровождают устную речь говорящего. Словесно-жестовое двуязычие глухих влияет на их психическое развитие в целом и отдельные его стороны – развитие памяти, мышления, личности.
-
Психологическая диагностика и коррекция при нарушениях слуховой функции у детей.
При обследовании особенностей психического Развития детей с нарушенным слухом необходимо соблюдать принцип комплексности, предполагающий всестороннее обследование ребенка: состояние слуха, вестибулярного аппарата, развитие движений, особенности развития речи. Целостное изучение ребенка с нарушенным слухом предполагает его наблюдение в процессе деятельности – предметной, игровой, учебной, трудовой и в процессе общения. Это позволяет выявить особенности познавательной сферы ребенка, мотивации, интересов, направленности личности; важно выяснить потенциальные возможности ребенка и зону ближайшего развития.
-
Исследование состояния слуха и уровня развития речи у ребенка поможет правильно организовать его обучение и воспитание, поможет определить направление компенсации нарушенного слуха, полноценного развития его познавательной сферы и деятельности. Направления работы по развитию личности детей с нарушенным слухом: 1. Сформировать у детей представление о качествах личности, эмоциональных свойствах, о нормах поведения. 2. Научить детей видеть проявления этих качеств в поведении других людей, формировать умение понимать поступки других людей. 3. Формировать у детей адекватную самооценку.
-
Спасибо за внимание
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.