Содержание
-
Структура занятий с обучающимися с ТМНР.
Воспитатель : Петросян Тамара Рафаеловна
-
Структура занятия при ТМНР
Звук и буква : весь речевой материал занятия должен проходить с активным использованием одного определенного звука (в начале слова, в середине, в конце, с смягчением, на стыке с согласными звуками) Цель : образовательные , коррекционные , воспитательные . Тема:всё занятие должно проходить внутри одной темы .
-
Примечания: 1. При подборе заданий для этапов 2 - 9 необходимо активно задействовать коррекционно-развивающие задания и игры, направленные на коррекцию и развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, эмоционально волевой сферы. 2. Задания должны закреплять и автоматизировать ранее полученные знания, умения и навыки. 3. Ребёнок должен быть вовлечен в активную деятельность за счет альтернативных средств коммуникации. Он должен иметь возможность выражения с той скоростью и теми способами, какие ему доступны.
-
1. Организационный момент
Первым этапом организационного момента является сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс совместной с педагогом деятельности. Психотерапия предполагает индивидуальный подход к ребенку с учетом возраста, особенностей личности, структуры дефекта в целом. На этом этапе необходимо вселить в ребенка уверенность в успех, доказать ему его значимость, возможности и способности. Методами одобрения, похвалы, восхищения, постановки цели, необходимо увлечь ребенка, заинтересовать, побудить мотив. Положительный эмоциональный настрой и мотивация – это первый шаг к успеху и для ребенка, и для взрослого.
-
Ход занятия : Организационный момент с психотерапией и созданием специальных условий (исключение раздражающих и пугающих факторов, звукоусиливающая аппаратура, цветовой фон) Общее расслабление . Развитие слухового восприятия и остаточного слуха . Развитие общей моторики . Развитие ручной моторики . Развитие мимических мышц, массаж лица. Развитие артикуляционной моторики. Работа над просодикой . Объявление темы ( через коррекционно-развивающие игры и задания) Формирование новых БУД и предметных результатов . Физкультминутка(мышечная релаксация, нормализация эмоционального состояния ) Закрепление нового материала . Итог урока, рефлексия ребенка .
-
2. Общее расслабление
Мышечная и эмоциональная раскованность – это главное условие для благоприятной работы с ребенком и получения результативности занятия. Регуляцию эмоционального состояния у ребёнка с ТМНР связывают, главным образом, с нормализацией мышечного напряжения. Обучение ребенка навыкам релаксации начинается с игровых упражнений, с применением игрушек, которые позволяют ему почувствовать разницу между напряжением мышц и их расслаблением. Необходимо учитывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – достаточно длительным.
-
3. Развитие слухового восприятия и остаточного слуха
В традиционной методике сурдошкол этот этап рассматривается как самостоятельный, ему отводится отдельные часы. При работе с ребёнком с ТМНР, данный этап необходимо включать в каждое занятие. Ребенок должен знать, как звучит голос. В ситуации, когда слуховая функция грубо нарушена, тренировка слухового восприятия означает, что ребенок учится слушать. По мере накопления речевого запаса развивается слуховое восприятие глухого ребёнка, которое в свою очередь становится источником накопления новых речевых звучаний, т.е. совершенствуется встречная речевая активность. Особенности, роль, основы, содержание, технология развития, формы организации учебной деятельности по развитию слухового восприятия глухих описаны в учебном пособии Л.П. Назаровой (2001 «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха»).
-
4 . Развитие общей моторики
В этап и содержание работы по развитию общей моторики входят: нормализация мышечного тонуса; коррекция пространственного гнозиса развитие пространственной организации движений, их произвольного торможения; формирование пространственных представлений; совершенствование восприятия схемы собственного тела; развитие пространственной ориентировки. развитие ритмического чувства темпа движений развитие статической и динамической организации движений развитие двигательной памяти, переключаемости, самоконтроля.
-
5. Развитие мелкой моторики .
Многими авторами доказано, что функции движения руки тесно связано с функциями речи и развитие первой способствует развитию второй. Реализуя задачи, направленные на нормализацию, развитие, совершенствование ручной моторики с целью улучшения речи, к традиционным упражнениям, тренирующих движение пальцев необходимо включать нетрадиционные, при этом вторые должны занимать 80 % от работы Это объясняется двоякого рода причинами: 1. Традиционные упражнения в основном используются на сжатие, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление . Нетрадиционные же методы отвечают принципу комплексного подхода и влияют на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности и оздоровление организма в целом.
-
К нетрадиционным методам коррекции моторного праксиса относятся :
Гимнастика Тай – Ди (древнекитайская). Самомассаж биологически активных точек. Антистрессовый самомассаж. Пальцевый самомассаж (пальцевая йога) ). ( работа с глиной , деревом , воскотерапия , медитренинг ). Применение этих методов способствует: - стимулирующему воздействию на все системы организма: дыхания, зрения, слуха, С.С.С. и т.д. - психологическому успокоению и предотвращению, развития утомления в мозговых центрах; - нормализации мышечного тонуса всего организма, иннервации нервов; - улучшению процессов регуляции вегетативных функций и обменных процессов.
-
7. Развитие артикуляционной моторики
В структуру данного этапа необходимо включить серию общеразвивающих статических и динамических артикуляционных комплексов. Эти подготовительные упражнения способствуют выработке полноценных движений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков. Кроме того, с их помощью происходит объединение простых движений в сложные движения. Коррекционная работа начинается со знакомства ребёнка с органами артикуляции – учим находить и правильно называть язык, губы, зубы, верхнюю, нижнюю челюсти, небо. Уточняем, что язык имеет переднюю часть (кончик), спинку и корень. Вначале находим нужные органы на фотографиях, рисунках, затем ребёнок учится понимать схематическое положение, рассматривает артикуляционные органы у себя и педагога, запоминает названия. Движения органов артикуляции в процессе речи должны быть точными и координированными. Ребенку необходимо ощущать и контролировать те двигательные акты, которые он выполняет при произношении определенных звуков.
-
8 . Работа над просодикой
Этап работыпо формированию речевого дыхания включает в себя следующие задачи: Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот). Формирование длительного фонационного выдоха. Формирование речевого выдоха
-
9. Объявление темы
Цель этого этапа – подвести ребенка к самостоятельному пониманию того что и зачем должно быть достигнуто по окончанию урока. Нельзя давать ребенку сухую установку, часто ничего не говорящую ребенку, а значит и не стимулирующую его к действию. Учитель – дефектолог должен так продумывать этот этап, подобрать такое задание, которое способствовало бы работе и развитию первой сигнальной системы с учетом актуального уровня развития , а так же стимулировало его дальнейшую деятельность на уроке, побуждало мотив. Здесь можно использовать приемы сравнения, логического умозаключения, игровые приемы, загадки, ребусы.
-
10. Формирование БУД, предметных результатов
Подача нового материала должна быть оформлена в заинтересовывающей игровой форме. При подаче нового материала, необходимо учитывать сформированные БУД, предметные результаты ребёнка и постепенно их усложнять.
-
12. Закрепление новых БУД, предметных результатов
Здесь необходимо использовать метод совместно – разделённых действий, который рекомендует сначала делать всё совместно с ребёнком и постепенно увеличивать долю его активности, доведя её до полной самостоятельности. Закреплять материал необходимо в тесной связи с житейским опытом, развивая социально бытовую ориентировку ребёнка.
-
13. Итог урока.Рефлексия ребёнка.
На первых этапах следует самостоятельно обращать внимание ребёнка, чему он научился сегодня, чего достиг. Можно рассматривать совместно с ребёнком его рисунок, поделку, работу
-
14. Оценка работы, поощрение .
В конце занятия обязательно нужно дать оценку работе. Учить ребёнка адекватно на неё реагировать и воспринимать. Проводить работу над ошибками.
-
15. Окончание занятия .
Ребёнок должен научиться понимать окончания занятия.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.