Содержание
-
Технологии работы с одаренными детьми
-
— это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В. А. Сухомлинский Одаренность человека
-
Одаренность -
понятие как таковое впервые было сформулировано в середине XIX века английским психологом Френсисом Гальтоном. уровень развития каких-либо способностей человека, связанный с их развитием, но, тем не менее, от них независимый качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности (Б.М. Теплов)
-
Способности
особенности, которые отличают одного человека от другого, и имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Задатки – индивидуальные врожденные или наследственные качества, которые лежат в основе развития способностей,
-
Понятие о способностях и одаренности
Гениальность Одаренность Способности Задатки Среда Активность личности Талант Наслед- ственность - 1 из 10 000 чел. 2-3 % 15-20 %
-
Выделяют различные виды одаренности (по видам деятельности):
интеллектуальную – у ребенка повышенная любознательность, исключительная сообразительность, полное погружение в умственную деятельность и т.д.; творческую – легкость генерирования идей, способность предлагать качественно разные, неповторяющиеся решения, оригинальность мышления и т.д.; академическую, проявляющуюся в успешном обучении отдельным учебным предметам, в выраженной избирательности интересов ребенка художественно-эстетическую: изобразительную, музыкальную, литературную, актерскую; социальную или лидерскую связанную с легкостью установления контактов и высоким качеством межличностных отношений; психомоторную (т.е. спортивную) – характеризующуюся способностями человека иметь объективную информацию о своих движениях, точно контролировать свои движения и управлять ими
-
Структура одаренности. Модель Дж. Рензулли
1 – интеллектуальный компонент (уровень развития процессов внимания, памяти, мышления); 2 – креативность, или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность); 3 – мотивационный компонент (познавательная и исследовательская активность). Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренный ребенок.
-
Интеллектуальные способности
Обширный словарный запас Большой запас информации в различных областях Быстрое понимание, запоминание и воспроизведение информации Глубокое понимание причинно-следственных связей Быстрое обобщение, поиск сходства и различий, анализ составных частей Логичность в рассуждениях Наблюдательность
-
Творческие способности
Любознательность Большое количество идей; нестандартность предлагаемых решений; Свобода и независимость в выражении своего мнения, Склонность к риску, предприимчивость и решительность Развитое воображение Чувство юмора Эмоциональная чувствительность, импульсивность Чувство прекрасного – эстетическая восприимчивость Конструктивная критика, критичность мышления
-
Мотивационно-личностные способности
Настойчивость в поиске пути решения проблемы Непереносимость рутинной работы Наличие внутренней мотивации к деятельности Самокритичность, высокая требовательность к себе Самостоятельность и независимость в работе «Взрослый» круг интересующих вопросов Твердость в отстаивании своего мнения Способность организовать и структурировать вещи, людей и ситуации
-
Кризисы детской одаренности
Утрата творческого потенциала: ребенок прекращает создавать особые, свойственные его одаренности творческие продукты – кризис креативности; Снижение интеллектуальной продуктивности- кризис интеллектуальности; Снижение или полная потеря интереса к процессу и результатам своего труда - кризис мотива достижений.
-
Притча о слепом
Однажды один человек проходил мимо слепого. У ног слепого лежала табличка, на которой было написано: «Я слепой. Помогите мне, пожалуйста». По-видимому, дела слепого шли не очень хорошо - в его шляпе была всего одна монета. Человек взял табличку, что-то на ней написал, поставил табличку на место и пошел своим путем. Через несколько часов он возвращался обратно и, проходя мимо слепого, увидел, что его шляпа полна монет. Табличка с новой надписью стояла на том же месте. На ней было написано:
-
Сейчас весна, но я не могу её увидеть…
-
«Эврика! Нашел!» -
воскликнул когда-то древнегреческий ученый Архимед, сделав открытие. Ныне пробивает путь себе так называемая эвристическая педагогика, в отличие от традиционной направленная не на усвоение и воспроизводство готовых знаний без развития творческих способностей учеников, а на непрерывное открытие ими нового.
-
Эвристика
непрерывное открытие нового (от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю). это наука о творчестве, цель которой получение качественно новых результатов (кибернетика, синергетика, психология и т.п.)
-
Эвристическое обучение (дидактическая эвристика)
Система образования основанная на эвристическом подходе к основным элементам дидактики: целям принципам содержанию формам и методам образовательной деятельности ученика образовательным результатам
-
Эвристическое обучение
обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.
-
Принципы дидактической эвристики
Принцип личностного целеполагания ученика.Свобода выбора учеником главных элементов своего образования: целей, смысла содержания и форм. Принцип метапредметных основ содержания образования.Основу содержания образовательных областей и учебных дисциплин составляют фундаментальные образовательные объекты, обеспечивающие возможность их субъективного личностного познания учениками.
-
Принцип соответствия образовательной деятельности изучаемому предмету. Принцип первичности образовательной продукции учащегося.Создаваемое учеником личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных культурно-исторических достижений в изучаемой области.
-
Принцип сопровождающего обучения. Положительные проявления творчества учащегося находят поддержку и сопровождение со стороны педагога Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром обучения является личное образовательное приращение ученика, складывающееся из его внутренних продуктов учебной деятельности (умения, способности, способы деятельности и т. п.) и внешних (версия, текст, рисунок и т. п.).
-
Принцип образовательной рефлексии.Образовательный процесс включает непрерывное осознание учеником и учителем собственной деятельности: анализ и усвоение способов этой деятельности, получаемых результатов, конструирование на данной основе последующих действий и планов обучения.
-
Организационные основы эвристического обучения
Методологическая деятельность Когнитивная деятельность Креативная деятельность
-
Методологическая деятельность обеспечивает развитие таких способностей ученика
целеполагание, планирование, нормотворчество, самоопределение, рефлексия, самооценка.
-
Индивидуальная траектория образования
выявление индивидуального смысла и целей ученика в каждом учебном предмете, теме, уроке, составление индивидуальных образовательных программ по изучаемым предметам на четверть или год; право выбора индивидуального темпа обучения, форм и методов решения образовательных задач, способов контроля, рефлексии и самооценки своей деятельности на основе знания своих индивидуальных особенностей; индивидуальный отбор изучаемых предметов, творческих лабораторий, и иных типов занятий в заданных школой рамках; превышение (опережение или углубление) осваиваемого содержания учебных курсов; индивидуальный выбор тематики и количества творческих работ по предметам; право на индивидуальную картину мира и индивидуальные обоснованные позиции по каждой образовательной области; право на личные трактовки и понимания фундаментальных понятий и категорий.
-
Когнитивной деятельностью считают
деятельность, опирающуюся на познавательные (когнитивные) способности ученика. когнитивныме способности (от лат. cogito — мыслю): логические и эмоционально-образные способности, смысловое и разнонаучное видение, способности задавать вопросы, прогнозировать перспективу, формулировать гипотезы, делать выводы и др.
-
Алгоритм по исследованию образовательного объекта (феномена)
Обозначьте обнаруженный вами феномен понятием, рисунком или символом Опишите свои чувства и мысли, возникшие при наблюдении феномена. Выразите необычность феномена, ту его суть, которая отличает его от других похожих явлений. Сформулируйте возникший у вас вопрос или проблему. Составьте план своего дальнейшего исследования феномена. Предложите свою версию, гипотезу, объясняющую феномен. Сделайте выводы из своего исследования. Проведите рефлексию своей деятельности и выполните ее самооценку.
-
Примеры заданий, предполагающих познавательную продуктивность учеников:
предложите версию происхождения алфавита, появления письменности; объясните причины применения десятеричной системы счисления при измерении расстояний, а двенадцатеричной — при измерении времени; исследуйте слово “город”, установите его происхождение, смысл, строение, признаки, функции, связи; проведите опыт по установлению зависимости настроения человека от цвета его одежды; найдите общие элементы в орнаментах (традициях, языках) разныхкультур; выясните, что общего в цвете и музыке, в числах и геометрическихфигурах; отыщите общие принципы строения различных государств; сформулируйте закон отталкивания в природе; выведите закономерности собственной речи.
-
Креативная деятельность
креативные (от лат. creatio — созидание) виды деятельности характеризуют “творческость” образовательного процесса.
-
Эвристическая образовательная ситуация
Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Создание образовательной среды. Создание образовательной напряженности. Личное решение эвристической ситуации каждым учеником. Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Введение учителем культурно-исторических аналогов Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности.
-
Эвристическая образовательная ситуация (Этап1)
Обозначение главного образовательного объекта эвристической ситуации в виде явления, понятия, предмета. Выявление личного опыта и проблематики учеников по отношению к обозначенному объекту. Расширение образовательной среды, необходимой для дальнейшей деятельности. МИР – что это для вас? Как вы себе это представляете? Предложите свои ассоциации, символ и сущность понятия. Нарисуйте ВАШ МИР. Составьте СИНКВЕЙН к слову МИР
-
Синквейн к слову «МИР»
Первая строка — тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект . Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть объекта. человек прекрасный счастливый думает делает говорит человек - собаке друг подруга
-
Эвристическая образовательная ситуация (Этап 2)
Создание образовательной напряженности. Формулировка проблемы, связанной с объектом, которая не имеет известного решения. Или фиксация двух и более решений одной проблемы. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта. Формулировка учебного задания в такой форме, которая обеспечит возможность личного уникального решения ситуации каждым учеником. ”Откуда возникло все? Что было в начале? Что такое начало?” — краткое обсуждение детьми этих вопросов Возникает несколько разных точек зрения на поставленные вопросы. Вокруг фундаментального объекта “мир” и проблемы его происхождения создается образовательная напряженность.
-
Эвристическая образовательная ситуация (Этап 3)
Личное решение эвристической ситуации каждым учеником. Возможна парная и групповая деятельность учеников, а также другие эвристические формы и методы обучения. Сопровождающее отношение учителя к созданию учениками их образовательной продукции. Помощь в достраивании этой продукции до понятного и воспринимаемого другими учениками вида. Коллективное обсуждение прекращается и каждому ученику предлагается нарисовать происхождение мира так, как он себе это представляет (создание каждым учеником собственного образовательного продукта).
-
Эвристическая образовательная ситуация
Демонстрация и обсуждение образовательных продуктов учеников: стихов, задач, определений, символов, поделок, идей и т.п. Дискуссии, споры, переформулирование обсуждаемых проблем, рождение новых. Сопоставление и,(или) переопределение начальных позиций, мнений, результатов учеников. Через 10 минут дети начинают по очереди комментировать свои версии-рисунки. Другие ученики задают им вопросы на понимание. Происходит коллективное обсуждение проблемы и переосмысление первонвчальных плозиций.
-
Эвристическая образовательная ситуация (Этап 5)
Систематизация полученных типов продукции, их фиксация и представление в качестве коллективного образовательного продукта. Выявление метапредметных уровней полученных продуктов. Анализ использованных способов решения проблемы. Переопределение образовательной напряженности на качественно ином уровне. Учитель записывает на доске основные типы детских версий: “Взрыв”, “Движение в пустоте”, “Океан и тепло”, “Соединение пылинок”, “Сотворение Богом”. Обобщение основных ученических позиций— коллективный образовательный продукт на данном этапе. Проводится устная промежуточная рефлексия: Что мы сегодня делали? Что вы чувствовали? Что нового каждый из нас понял, узнал, придумал?
-
Эвристическая образовательная ситуация (Этап 6)
Введение учителем культурно-исторических аналогов созданным учениками образовательным продуктам, в том числе и внесение в образовательное пространство представлений самого учителя. Сопоставление разных типов продукции, самоопределение участников образования по отношению к многообразию точек зрения и способов решений. При необходимости — развитие эвристической ситуации на новом уровне. На следующем занятии учитель знакомит детей с культурно-историческими аналогами решения изучаемого вопроса, зачитывает отрывки о происхождении мира из книг: Ригведа, Библия, Древнегреческие мифы и др. Дети делают рисунки к наиболее ярким сюжетам, смотрят иллюстрации, сравнивают их, отыскивают сходство и отличие с версиями одноклассников. Образовательный результат по данной теме не является единым для всех.
-
Эвристическая образовательная ситуация
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходящей деятельности. “Снятие” и усвоение использованных методов познания, способов решения возникших проблем. Обозначение и оценка достигнутых результатов. Осознание методологии эвристической деятельности каждого из учеников. Каждый ученик пытается письменно изложить свои результаты в форме рефлексивного минисочинения. Желающим продолжить занятия по данной теме предлагается взять творческую работу, в ней более подробно разработать свою гипотезу происхождения мира, изготовить модель (схему, презентацию) и выставить ее на защиту в конце четверти.
-
Особенности содержания учебного материала
Фундаментальные образовательные объекты Образовательный продукт ученика Культурно-исторические аналоги образовательному продукту ученика.
-
Материал, который задается учителем в качестве образовательной среды. Его назначение — обеспечить детям условия для возникновения у них собственного содержания образования. Этот материал косвенно содержит в себе предполагаемую образовательную доминанту— фундаментальный образовательный объект, т.е. общий для всех учащихся объект познания, который обеспечивает каждому познающему личный результат познания. Фундаментальные образовательные объекты — ключевые сущности, отражающие целостность и единство мира и концентрирующие в себе реальность бытия.
-
2. Образовательный продукт ученика. Это то содержание образования, которое рождается у каждого учащегося в ходе образовательной деятельности в направлении заданного фундаментального образовательного объекта- Образовательный продукт в зависимости от выбранных способов познания различен для разных учащихся.
-
Культурно-исторические аналоги образовательному продукту ученика. Их вносит в образовательный процесс учитель после того, как личные результаты учеников оказываются оформлены настолько, чтобы быть сопоставленными с общепринятыми аналогичными достижениями.В широком смысле слова культурно-исторические аналоги — это фундаментальные знания и опыт человечества во всем богатстве и многообразии. С точки зрения традиционного образования культурно-исторические аналоги — это образовательные стандарты, включающие в себя основное содержание и методы учебных дисциплин.
-
Формы эвристического обучения
сократический диалог эвристические уроки, олимпиады, погружения, деловые игры, очные и дистанционные проекты, интерактивные формы обучения, творческие защиты.
-
Автор – Сократ (сократический диалог, сократическая беседа). Беседа характеризовалась 2 специфическими чертами:
первая – метод собеседования, состоящий из наводящих вопросов, отвечая на которые собеседник сам постепенно убеждался в неверности собственных суждений; вторая – шутливо искаженная позиция учителя, подчеркивающего его мнимое незнание обсуждаемого вопроса.
-
Условия эффективности эвристической беседы:
Наличие четкого и достаточно гибкого предварительно продуманного плана эвристической беседы. Постановка серии логически взаимосвязанных эвристических вопросов. Переформулировка вопросов, если учащиеся затрудняются на них ответить. Поэтапное обсуждение и подведение итогов, т.е. использование поэтапного общения. Итоговое обобщение и заключение учителя.
-
Систематика эвристических вопросов
-
Эвристический урок включает задания на собственное творчество учащихся
изобрести свои буквы, цифры, животных, географический материк, государство, планету; придумать символ или знак для обозначения дня недели, месяца, года, мира; дать определение изучаемому понятию, объекту, явлению; сформулировать математический принцип; отыскать историческую закономерность; сконструировать теорию природы; сочинить сказку, задачу, поговорку, пословицу, загадку, зазывалку, считалку, небылицу, рифму, стихотворение, песню, очерк, трактат, современные виды текста (интервью, реклама, деловые диалоги); составить словарь, прописи, кроссворд, игру, викторину, родословную, примету, сценарий спектакля, программу концерта, свое задание для других учеников, сборник математических задач;
-
придумать образ — рисуночный, двигательный, музыкальный, словесный; “оживить” буквы, слова, числа, фигуры, ноты; перевести образ с одного языка на другой: нарисовать музыку, определить цвета дней недели, нарисовать картину природы; изготовить поделку, модель, макет, газету, журнал, маску, математическую фигуру, геометрический сад, вышивку, фотографию, видеофильм, берестяную грамоту; разработать цели своих занятий по всем предметам на день, четверть, год; разработать план домашней, классной или творческой работы; написать самооценку, рецензию, индивидуальную программу занятий по предмету.
-
Творческие задания
исследование (эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы); сочинение (стихи, сказки, задачи, очерки, трактаты); педагогическое произведение (проведенный в роли учителя урок, составленный кроссворд, обучающая компьютерная программа, придуманная игра, викторина); художественное произведение (живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, выставка); техническое произведение (поделка, модель, макет, схема, фигура, компьютерная программа); зрелищное произведение (концерт, спектакль, сценка, показательное выступление, соревнование); методологическое произведение (индивидуальная образовательная программа, план занятий по выбранной теме, тест или проверочное задание для учеников, рефлексивный дневник).
-
Методы эвристического обучения
Метод “вживания” Метод смыслового видения Метод символического видения. Метод образного видения Метод придумывания. Метод «Если бы…» Метод эвристических вопросов (Квинтилиан) Метод гиперболизации. Метод агглютинации. “Мозговой штурм” (Л.Ф. Осборн). Метод синектики (Дж. Гордон) Метод морфологического ящика Метод инверсии,
-
Центр дистанционного образования «Эйдос»http://eidos.ru/olymp/index.htm
ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ Здравствуйте! Вы находитесь на сайте самых необычных и популярных олимпиад в сети Интернет. Более 180 тысяч школьников и студентов из сотен городов России и других стран уже приняли участие в этих олимпиадах! Многие учащиеся ждут эвристических олимпиад с нетерпением, как глоток творчества! Ближайшие олимпиады: 26 января - Компьютер и программирование >> 28 января - АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК >> 2 февраля - Алгебра >> 3 февраля - Физика (исследования)>> 4 февраля - Русский язык (морфология) >> 9 февраля - Телекоммуникации >> Расписание всех олимпиад >> Центр дистанционного образования «Эйдос»http://eidos.ru/olymp/index.htm
-
Слоган эвристических олимпиад
Не бойся необычных идей и «сумасшедших» ответов! Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях! Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!
-
Цель дистанционных эвристических олимпиад
выявление и развитие творческих способностей участников. В эвристических олимпиадах могут участвовать школьники с любым уровнем подготовки. От них требуется создание собственного результата — образовательного продукта. Задания в эвристических олимпиадах открытые, без заранее известных ответов. Для выполнения заданий требуется проявить индивидуальность, уникальность, самобытность. Жюри оценивает оригинальность, аргументированность, мировоззренческую глубину предлагаемых гипотез, проектов, моделей, сочинений.
-
Типы Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад
Предметные эвристические олимпиады — предлагаются задания по фундаментальным темам традиционных учебных предметов. Метапредметные эвристические олимпиады — олимпиады, ориентированные на изучение глубинных основ мироздания. Олимпиады, включающие в себя задания определённого типа: исследования, задачи, сочинения, стихи, путешествия, игры и т. д.
-
Задания распределяются по отдельным номинациям
«Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция»
-
Примеры олимпиадных заданий
Математика: Задание «ЗАКОНОМЕРНОСТЬ»: «Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности». Русский язык: Задание «БУКВЫ»: «Много лет назад из русского языка исчезли буквы „кси“, „пси“, „фита“, „ять“. Как вы думаете, почему это произошло? Какие буквы, по-вашему, могут исчезнуть в ближайшие 500 лет, обоснуйте свой ответ». Литература: Задание «ВКУС КНИГИ»: Составьте каталог книг на разные вкусы: «кислые» книги, «солёные», «сладкие» и т. п. В каждом разделе приведите по 1-2 названия книг и их авторов. Обоснуйте, почему именно эти книги вы отнесли к данному разделу.
-
Жил старик, известный своей мудростью, к которому за советом шли люди. Однажды пришел к нему один человек и стал жаловаться на все зло, которое принес в его жизнь так называемый технический прогресс. - Разве имеет цену весь этот технический хлам, - спросил он, - когда люди задумываются о смысле и ценности жизни?- Все в мире может способствовать нашему знанию: не только то, что создал Бог, но и то, что сделал человек - Но чему мы можем научиться у железной дороги? - спросил в сомнении пришедший. - __________________________________________________ - А у телеграфа? - __________________________________________________- А у телефона?- __________________________________________________Понял пришедший слова старика, поблагодарил его и пошел своей дорогой.
-
Жил старик, известный своей мудростью, к которому за советом шли люди. Однажды пришел к нему один человек и стал жаловаться на все зло, которое принес в его жизнь так называемый технический прогресс. - Разве имеет цену весь этот технический хлам, - спросил он, - когда люди задумываются о смысле и ценности жизни?- Все в мире может способствовать нашему знанию: не только то, что создал Бог, но и то, что сделал человек - Но чему мы можем научиться у железной дороги? - спросил в сомнении пришедший. - Тому, что из-за одного мгновения можно упустить все. - А у телеграфа? -Тому, что за каждое слово надо отвечать.- А у телефона?- Тому, что там слышно все, что мы говорим здесь . Понял пришедший слова старика, поблагодарил его и пошел своей дорогой.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.