Содержание
-
ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
-
Дети "группы риска"
"Группу риска" составляют дети и подростки с различными формами психической и социальной дезадаптации, выражающейся в поведении, не адекватном нормам и требованиям ближайшего окружения: семьи, детского сада, школы и т. д. Педагогически запущенные дети– это здоровые, потенциально полноценные, но недостаточно воспитанные, обученные и развитые дети. Следствием этого являются недостатки, пробелы, отклонения в деятельности, поведении, общении. Такие подростки отчуждаются от школы, но значимость семьи для них не утрачивается. Социально запущенные детиотчуждаются не только от школы, но и от семьи. Они усваивают искаженные ценностно-нормативные представления и перенимают криминальный опыт в асоциальных подростковых компаниях и группировках.
-
Социально незащищенныминазывают детей и подростков, находящихся в критической ситуации или в неблагоприятных для жизни условиях. Социальная незащищенность возникает в результате действий различных факторов риска: экономических (низкий уровень жизни), экологических (неблагоприятная среда обитания), медицинских (болезни, отклонение в развитии, алкоголизм, наркомания и т. д.), психологических (конфликтность отношений в группах, социальная и педагогическая запущенность, деформированность мотивации), криминогенных (влияние преступных групп) и др. Девиантное поведение– это поступки (действия индивида), не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе. Делинквентное (от англ. delinquency – провинность) поведение– это противоправные действия, психическая готовность к правонарушению, повторяющиеся асоциальные поступки, формирование отрицательно ориентированных личностных установок.
-
Дезадаптация – это несоответствие социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации – школьного обучения, выражается в нарушении успеваемости, поведения, межличностных взаимодействий учащегося. Различают три вида антиобщественного поведения: аморальное – нарушение норм морали и правил человеческого общения; противоправное – не уголовно наказуемое правонарушение; преступное – нарушение уголовно-правовых норм. Трудновоспитуемость предполагает ту или иную степень сопротивления ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, его неспособность или нежелание адекватно реагировать на них. Трудновоспитуемость может быть вызвана самыми различными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных норм.
-
Учащихся "группы риска" можно распределить по четырем категориям
1. Медицинская (имеют хронические заболевания внутренних органов. Имеют проблемы с органами слуха, зрения, речи). 2. Социальная (живут в асоциальной семье. Живут в малообеспеченной семье; окружающие относятся пренебрежительно или агрессивно). 3. Учебно-педагогическая (имеют стойкую неуспеваемость. Прогуливают, пропускают занятия без уважительной причины). 4. Поведенческая (имеют стойкие нарушения поведения и повышенную тревожность. Испытывают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями).
-
Особенности психолого-педагогической работы с семьями девиантных подростков
Как правило, в таких семьях преобладают не благо- приятные социальные и психолого-педагогические условия, и в целом имеет место факт нарушения внутрисемейных отношений. В связи с этим особо актуальной является проблема оказания психолого- педагогической помощи семьям девиантных под -ростков с позиций комплексного подхода. Все усилия необходимо направлять на восстановление семейных систем, культивирование взаимопонимания в семьях, на повышение психологической и педагогической грамотности и культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
-
Основные направления работы с семьями девиантных подростков:
Диагностическое направление. Включает в себя использование широкого спектра психодиагностических методик, имеющих конечной целью постановку семейного диагноза (методика «Типовое семейное состояние»; опросник «Анализ семейной тревоги»; тест-опросник родительского отношения; тест «Кинетический рисунок семьи»; опросник «Анализ семейного воспитания»).
-
Консультативное направление. Консульта-тивная помощь семье может быть представ-лена следующими моделями, которые может использовать психолог или социальный педагог: Педагогическая модель Социальная модель Психологическая модель Диагностическая модель Медицинская модель
-
Превентивное направление зависит от конкрет-ного вида девиации подростка и вида психо-профилактики (первичная, вторичная, третич-ная). Считается, что она более эффективна в форме воздействия на условия и причины, вызывающие девиантное поведение, на ранних этапах появления проблем. В связи с этим весь комплекс превентивных мероприятий направлен на семью как социальный институт, где возможна организация оптимальной воспитательной среды. Наиболее результативной формой психопрофи-лактической работы является групповая, а веду-щими методами работы групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры.
-
Коррекционное направление в деятельности с семьями девиантных подростков в основном представлено социально-педагогической деятельностью, которая состоит из следующих этапов: Проектировочный Реабилитационный Коррекционный Результативный
-
Психокоррекционный процесс направлен на решение следующих задач:
реконструкцию детско-родительских взаимоотношений; оптимизацию супружеских и внутрисемейных взаимоотношений; гармонизацию межличностных отношений между диадой мать с подростком и членами семьи, членами семьи и другими посторонними лицами; коррекцию неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей девиантных подростков; развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению; формирование навыков адекватного общения с социумом; личностный рост каждого участника в процессе коррекционных занятий.
-
Психокоррекционный процесс строится с учетом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей и подростков. В рамках этого направления наиболее эффективной формой работы является групповая, а именно родительские коррекционные группы, а методом работы может выступить когнитивно - поведенческий тренинг в сочетании с элементами семейной психотерапии.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.