Содержание
-
Тема: «Школьная и социальная дезадаптация как педагогическое явление»
-
1. Сущность понятия «школьная дезадаптация», предпосылки ее возникновения.2. Факторы и причины дезадаптации обучающихся.3. Дети группы риска.3. Механизмы развития адаптационных нарушений.
План
-
1. Сущность понятия «школьная дезадаптация», предпосылки ее возникновения.
Company Logo www.themegallery.com Дезадаптация –какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней Дезадаптация – в современной психолого-педагогической литературе рассматривается как нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, протекающее в рамках нормального развития ребенка, но связанное с отвыканием от привычных условий жизни и, собственно, привыканием к другим. (Александровская Э.М., Беличева С.А., Кумарина Г.Ф., Лусканова Н.Г. и др.).
-
Детская дезадаптация
педагогические просчеты воспитателей, родителей дефекты психического и социального развития «Трудновоспитуемость» - сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию особенности характера, темперамента, другие личностные характеристики учащихся, воспитанников ПРИЧИНЫ Сопротивление педагогическому воздействию не сводится к отклоняющемуся поведению и далеко не всегда проявляется в отклонениях асоциального характера и педагогической запущенности.
-
Дезадаптация
Company Logo www.themegallery.com 1 Социальная выражается в неадекватности поведения индивида общепринятым нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую включается человек по мере своего социального развития и становления. 2 Школьная некоторая совокупность признаков и свойств, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или, в отдельных случаях, невозможным (Беличева С.А.).
-
Виды дезадаптации(в зависимости от природы характера и степени дезадаптации )
Company Logo www.themegallery.com связана с половозрастными и индивидуально-психическими особенностями ребенка, подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ. Выделяют психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т. д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (15 – 20% детей школьного возраста). проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок Психогенная Психосоциальная Социаль-ная
-
Company Logo www.themegallery.com Выделяют психогенную дезадаптацию (фобии, навязчивые дурные привычки, энурез и т. д.), которая может быть вызвана неблагоприятной социальной, школьной, семейной ситуацией (15 – 20% детей школьного возраста). психогенная
-
Company Logo www.themegallery.com Устойчивые: акцентуации характера (крайние проявления нормы, за которыми начинаются психопатические проявления снижение эмпатийности, индифферентность интересов, низкая познавательная активность, дефекты волевой сферы (безволие, податливость чужому влиянию, импульсивность, расторможенность, неоправданное упрямство и т.д.). Формы психосоциальной дезадаптации Временные, неустойчивые: психофизические половозрастные особенности отдельных кризисных периодов развития ребенка, подростка
-
Company Logo www.themegallery.com Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентаций, социальных установок. Стадия школьной социальной дезадаптациипредставлена педагогически запущенными учащимися, для которых характерны парциальные социальные нарушения и деформации. Основные деформации связаны со школьным педагогическим процессом, отношением к учебной деятельности, учителям, нормам школьной жизни и школьного распорядка. Педагогическая запущенность характеризуется хроническим отставанием по ряду предметов школьной программы, сопротивлением педагогическим воздействиям, дерзостью с учителями, негативным отношением к учебе, различными асоциальными проявлениями (сквернословие, курение, хулиганские поступки, пропуски уроков, конфликтные отношения с учителями, одноклассниками). Социально запущенные учащиеся не только плохо учатся, имеют хроническое отставание по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но в отличии от педагогически запущенных, профессионально не ориентированны, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы , их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностных ориентаций и социальных установок несовершеннолетних . Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения (бродяжничество, наркомания, пьянство, алкоголизм, правонарушения, аморальное поведение и т.д.).
-
2.Факторы, способные стать причиной школьной неуспеваемости:
Недостатки в подготовке ребёнка к школе, социально-педагогическая запущенность. Длительная и массивная психическая депривация (психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможности удовлетворения основных психических потребностей). Соматическая ослабленность ребёнка (соматика – человеческое тело, общая физическая ослабленность). Нарушение отдельных психофизических функций и познавательных процессов. Нарушение формирования так называемых школьных навыков. (Дислексия – нарушение чтения, дисграфия –нарушение письма, дислалия – нарушение произношения звуков и их сочетания, дискалькулия – нарушение навыков счёта). Двигательные нарушения. Эмоциональные расстройства(4,11). Company Logo www.themegallery.com
-
3. Дети «группы риска»– это дети, по состоянию здоровья, развитию физиологических и психических функций, находятся в пограничной области между нормой и патологией. Это здоровые (не больные), в собственном смысле этого слова, дети. (Кумарина Г. Ф.)
Company Logo www.themegallery.com
-
В силу физической и психической ослабленности, психосоциальной запущенности дети группы риска характеризуются:
дисгармоничным развитием; пониженной обучаемостью и работоспособностью; Они имеют худшее, чем сверстники, качество приспособляемости (адаптации); склонны к патологическим реакциям на перегрузки; Company Logo www.themegallery.com
-
Индивидуально-психологические отличие детей группы риска (от обычных детей)
в темпах морфологического и функционального созревания организма в физиологических особенностях (выносливость, работоспособность организма, состояние организма) в нервно-психических характеристиках (повышенная тревожность, импульсивность, эмоциональная неустойчивость, склонность к негативизму, болезненная реакция на несправедливость Company Logo www.themegallery.com
-
В основе школьной дезадаптации детей «группы риска» лежат следующие причины:
нарушение экологического равновесия, физические эмоциональные перегрузки, низкая культура семейного воспитания и кризис совершенной семьи, несовершенство дошкольного воспитания, недостатки медицинского обслуживания. Company Logo www.themegallery.com
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.