Содержание
-
ТЕХНОЛОГИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1 1 Доклад по педагогике высшей школы подготовили аспиранты 1-ого года обучения: Белова Татьяна Горелова Светлана Двуреченская Яна Налбандян Виктор Перякина Ксения Чекрыгина Вероника
-
ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ?
2 2 Моделирование – это исследование каких-либо явлений, процессов или систем путем построения и изучения их моделей; использование моделей для определения поведения и характеристик реальных систем. Игровое моделирование – это разновидность игрового метода, важный инструмент развития мышления, памяти, внимания обучающегося в процессе изучения им содержания учебных дисциплин, осуществляемое через «погружение» в конкретную ситуацию, смоделированную в учебных целях, и предполагающее максимально активную позицию самих обучающихся. Игровое моделирование – это процесс отражения реальности, или фантастической реальности в игре.
-
ВИДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
3 3 полное приближенное неполное внутреннее Моделирование индивидуально-личностное групповое открытое закрытое частичное полное мысленное материальное детерминированное в натуральном времени в измененном времени вероятностное наглядное знаковое математическое натуральное физическое математическое
-
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ОГРОМНЫ:
4 4 - развитие умения высказывать идеи и предложения; - совершенствование навыков взаимодействия с различными людьми; - отработка умения спонтанно отвечать на вопросы и решать неординарные ситуации; - визуализировать собранные идеи; - развитие навыков педагогического такта; - возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее; - развитие психологической пластичности; - развитие умения ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и, как бы, понарошку в своем вымышленном мире; - выработка активного отношения к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.
-
АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:
5 5 Понятие «игровое моделирование» можно трактовать как исследование каких-либо педагогических явлений, процессов или различных педагогических систем путем построения и изучения их моделей с целью дальнейшего их применения в педагогической практике; использование моделей в игровой ситуации для определения поведения и характеристик реальных систем и явлений в процессе игры. Проработка обдуманных решений, анализ последствий деятельности Проблема/ возникновение проблемы Выбор средств, способов и методов решения проблемы Непосредственно решение проблемы/ результат Игровое моделирование Определение целей игрового моделирования
-
Проблемы внедрения игрового моделирования в учебный процесс
6 Компетентность преподавателей; Педагогический «популизм» (игровой метод внедряется не для научения или развития обучаемых, а для решения исключительно игровых целей); Преувеличенное время проведения игры; Отсутствие образовательных и развивающих целей.
-
Обязательные профессиональные требования к преподавателю:
7 Игротехническая компетентность; Коммуникативная компетентность; Интерактивная компетентность; Психологическая компетентность.
-
Игра - это
8 некая искусственная реальность; свободная деятельность; сопровождается чувством удовольствия; субъект-объектные отношения; Это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство, какого-либо материального или идеального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр взрослых людей и детей).
-
Классификация игр по Р. Ван дерКоэй
9 Агональные игры (от греч. аgonia – борьба, состязание); Мимикрические игры (от англ. mimicry – подражание); Игры шанса, алеаторические игры ( от лат. аlea – игральная кость, жребий, случайность); Игры, основанные на эффекте движения («головокружительные») Деловые игры появились в 1930-е гг. военные игры, игры в шахматы
-
СПОСОБНОСТИ - ЭТО ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЯВЛЯЮЩИЕСЯ УСЛОВИЕМ УСПЕШНОСТИ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ.
10 10 Виды способностей: общие; частные (восприятие, внимание, память и т.д.); специальные.
-
СХЕМА ЭТАПОВ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ:
11 11 первичные умения осознание цели действия недостаточно умелая деятельность использование ранее приобретенных навыков отдельные общие умения навык мастерство творческое использование различных умений
-
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
12 12 Свойства личности, составляющие педагогические способности (по Ф.Н. Гоноболину): способность делать учебный материал доступным; творчество в работе; педагогически-волевое влияние на учащихся; способность организовывать коллектив учащихся;
-
13 13 интерес и любовь к детям; содержательность и яркость речи; педагогический такт; способность связать учебный предмет с жизнью; наблюдательность; педагогическая требовательность. Сопутствующие способности личности педагога: организованность, трудоспособность, самообладание, активность, настойчивость, сосредоточенность.
-
14 14 Педагогические способности и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы По Е. А. Климову человеку этой профессиональной схемы свойственны: 1) умение руководить, учить, воспитывать, "осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей"; 2) умение слушать и выслушивать; 3) широкий кругозор; 4) речевая (коммуникативная) культура; 5) "душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту"; 6) "проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше"; 7) способность сопереживания; 8) наблюдательность; 9) "глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом"; 10) умение решать нестандартные ситуации; 11) высокая степень саморегуляции. По А. К. Марковой, структура профессионально необходимых свойств педагога может быть представлена следующими блоками характеристик. • объективные характеристики: профессиональные знания, профессиональные умения, психологические и педагогические знания; • субъективные характеристики: психологические позиции, установки, личностные особенности. Климов Е. А.- один из основоположников современной отечественной дифференциальной психофизиологии, разработчик теории типологического индивидуального стиля деятельности; А.К. Маркова - автор психологической концепции профессионализма, которая включает.
-
15 15 5 структурных элементов: - цели, - учебная информация, - средства коммуникации, - учащиеся, - педагоги. 5 функциональных элементов: - исследовательский, - проектировочный, - конструктивный, - коммуникативный, - организаторский. В.А.Крутецкой- один из видных специалистов в области возрастной и педагогической психологии, психологии способностей Н.В. Кузьмина разработала предмет акмеологии профессионального образования 1. дидактические способности; 2. академические способности; 3. перцептивные способности; 4. речевые способности; 5. организаторские способности; 6. авторитарные способности; 7. коммуникативные способности; 8. педагогическое воображение; 9. способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности. В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н. В. Кузьминой и ее школой, доказывает, что педагогическая система включает В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А.Крутецким , который и дал им соответствующие общие определения:
-
16 16 Уровни педагогических способностей по Н.В. Кузьминой Уровни педагогических способностей Перцептивно- рефлексивные: чувство объекта, чувство меры, чувство причастности 2. Проективные Гностические обеспечивают накопление информации учителя о своих учениках, о самом себе. Проектировочные проявляются в способности представить конечный результат воспитывающего обучения в заданиях-задачах. Конструктивные проявляются в создании творческой рабочей атмосферы в наибольшей степени соответствующего заданной цели развития обучающегося. Коммуникативные проявляются в освоении учебного материала, самоорганизации обучающихся, в самоорганизации собственной деятельности педагога. Организаторские проявляются в установлении контакта, педагогически целесообразных отношений.
-
ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ПО Н.А. АМИНОВУ
17 17 Терминальные способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые не только обеспечивают ему успешность в какой-либо деятельности, но и повышают его конкурентоспособность, т.е. успешность в соперничестве; Инструментальные способности – способы, с помощью которых человек достигает успеха в реализации себя (личностном росте) без конкуренции с другими. Эти способности делятся на две группы: общие (перцептивные) и специальные (эмоциональные, волевые, мнемические, аттенционные, имажитивные).
-
ПРИЗНАКИ «СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ»
18 18 Истощение, усталость; Психосоматические осложнения; Бессонница; Негативная установка к клиентам; Негативная установка к работе; Пренебрежение исполнением своих обязанностей; Увеличение приема психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); Уменьшение аппетита или переедание; Негативная самооценка; Усиление агрессивности; Усиление пассивности; Чувство вины.
-
БАТАРЕЯ ТЕСТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, РАЗРАБОТАННАЯ Н.А. АМИНОВЫМ
19 19 Тестовые методики для определения выраженности первичных компонентов педагогических способностей (семь тестов); Тестовые методики для определения педагогического потенциала (шесть тестов); Методики для определения выраженности педагогического мастерства (семь тестов).
-
ПЛАНЫ СООТВЕТСТВИЯ ПЕДАГОГА СВОЕЙ ПРОФЕССИИ
20 20 Предрасположенность или пригодность в широком неспецифическом смысле; Личностная готовность к педагогической деятельности; Включаемость во взаимодействие с другими людьми, в педагогическое общение.
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
21 21 Индивидуальные качества человека (темперамент, задатки и т.д.); Личностные качества, особенности социальной сущности человека; Коммуникативные (интерактивные) качества; Статусно-позиционные качества (особенности положения, роль, отношения в коллективе и т.д.); Деятельностные качества (профессионально-предметные); Внешнеповеденческие показатели.
-
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
22 22 Для развития педагогических способностей будущего преподавателя посредством игрового моделирования аспирантам возможно предложить тренинговые упражнения – педагогические ситуации (импровизации, драматизации), проводимые на основе несложных ситуативных игр (игры в начале занятий – 5-7 минут). Участники по желанию объединяются в микрогруппы по 5-7 человек, каждая группа играет определенную роль. Например, «оптимисты» раскрывают положительные моменты, помогающие разрешению предложенной ситуации, «пессимисты» описывают факторы негативного характера, делающие ситуацию тупиковой, «реалисты» пытаются описать действительное состояние, используя аргументы как «оптимистов», так и «пессимистов».
-
ПРИМЕРЫ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
23 23 Разыгрывание ситуации/имитация. Время подготовки: 3 минуты; показ-выполнение: 2 минуты. Группы: 2-5 человек. 1. Поругайте студента за невыполненное задание. 2. Похвалите студента за проект/доклад. 3. На первую пару явилось только 30% группы: как быть? 4. В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, студент заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Ваша реакция? 5. Преподаватель дает студенту задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция преподователя?
-
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
24 24 Деятельность педагога складывается из восьми ведущих сложно переплетающихся функций: Информационная; Развивающая; Ориентационная; Мобилизационная; Конструктивная; Организаторская; Коммуникативная; Исследовательская функции. Формирование названных функций обеспечивается выполнением системы личностных и педагогических требований к преподавателю.
-
ВЫВОД
25 25 Основной характеристикой профессионально-педагогического вуза должна стать научно понимаемая профессиональная направленность всего учебно-воспитательного процесса, успешно решающая задачи подготовки к непосредственной профессиональной деятельности и формирования личности педагога-воспитателя, а значит, педагогический процесс должен быть направлен и на развитие педагогических способностей будущего преподавателя, так как не имея высокого уровня данных способностей невозможно выполнить всех вышеперечисленных функций педагога-профессионала.
-
Список используемой литературы
26 Фоминых М.В. Технология применения игрового моделирования в процессе развития педагогических способностей студентов профессионально-педагогического университета. – Москва, 2010. – 85 с. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. Фоминых М.В. Инновационные технологии в педагогике: игровое моделирование // Гуманитарные и социальные науки, 2009. – № 5. С. 70-76
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.