Презентация на тему "0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни."

Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
1 из 65
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация powerpoint на тему "0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.". Содержит 65 слайдов. Скачать файл 6.16 Мб. Самая большая база качественных презентаций. Смотрите онлайн или скачивайте на компьютер.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    65
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: 0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.
    Слайд 1

    0.0. Уважаемый коллега! Мы приступаем к изучению образовательной дисциплины «Психология и педагогика». Основы психологии и педагогики, вместе с философией, культурологией и другими фундаментальными науками,создают базу профессиональной культуры и успешной деятельности специалиста в бизнесе и жизни в целом. В отличие от Западной традиции в России понятийная система психологии и педагогики формировалась на единой методологической платформе диалектического материализма и сильной научной биологической школы. Это создаёт возможность для учёта внутренней структуры профессиональной деятельности при построении механизмов бизнес-процессов в туризме и социально-культурном сервисе. Более этого. Овладение образовательной программой психологии и педагогики позволяет сохранять психическое и физиологическое здоровье себе и своим близким, воспитывать детей без насилия и нанесения взаимного ущерба…В целом изучение «Педагогики и психологии» повышает производственный потенциал профи, делает его более осмысленным и, как следствие, более предсказуемым и действенным (результативным), что, в конечном итоге, и определяет успешность и наполненность повседневной деятельности человека в современных условиях быстро изменяющейся жизни.

  • Слайд 2

    0.1. Задачи и результаты изучения дисциплины

    Основной задачей изучения «Психологии и педагогики» является формирование научного подхода к решению профессиональных задач и проблемных жизненных ситуаций на основе гражданской ответственности и положений психологии и педагогики. В результате изучения дисциплины «Психология и педагогика» образованты (студенты) обязаны достичь следующих показателей образованности: 1. Иметь представление о важнейших отраслях и этапах развития психологии и педагогики, об основных научных школах, направлениях, концепциях; понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; о сущности сознания, его взаимоотношения с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности и природе психики; соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании; роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; 2. Знать: условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры; основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека; знать формы, средства и методы педагогической деятельности; 3. Уметь: дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

  • Слайд 3

    0.2. Вопросы к экзамену

    Психология: предмет, объект, методы психологии. История развития психологического знания. Основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика. Структура психики. Структура сознания. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Познавательные процессы. Ощущение, восприятие. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемонические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Становление самосознания и саморегуляции. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Процесс социализации и профессионализации самосознания.

  • Слайд 4

    0.3. Вопросы к экзамену (продолжение)

    Педагогика: объект, предмет и задачи. Функции педагогики и связь с другими науками. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение. Педагогическая деятельность, педагогическое методология и взаимодействие. Педагогическая технология и исследования, задача и алгоритм решения. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, ситуационные занятия. Диспут, конференция, деловые игры, зачет, экзамен, факультатив-занятия, консультация. Методы, приемы и средства организации и управления педагогическим процессом. Понятие образовательной системы. Образование как ценность, социокультурный феномен. Образовательная система России. Управление образовательными системами. Семья как субъект педагогического взаимодействия. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности.

  • Слайд 5

    0.4. Библиография (Литература)

    Основная. Психология и педагогика: Уч. пособие / А. М. Столяренко [Электронный ресурс: КнигаФонд; http://www.iprbookshop.ru/15451.— ЭБС «IPRbooks»,]– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.– 543 с. Сластёнин В. А., В. П. Каширин. Психология и педагогика. Уч. пос.– М.: Академия, 2013. – 480 с. Резепов И.Ш. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Резепов И.Ш.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 105 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/1141.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2000. Англинов К. А. Культурологическая парадигма высшего образования в сфере туризма, гостеприимства и сервиса. Монография. – СПб.: СПИГ, 2009. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Академия, 2003. Вечорко Г.Ф. Основы психологии и педагогики. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Вечорко Г.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, 2014.— 272 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28175.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Гуревич П.С. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник/ Гуревич П.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.— 320 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8121.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Ермаков В.А. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ермаков В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 302 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11095.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Кочетков М.В. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: методические рекомендации к лекционному курсу, практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов очной формы обучения всех специальностей и направлений/ Кочетков М.В.— Электрон. текстовые данные.— Красноярск: Красноярский институт железнодорожного транспорта - филиал Иркутского государственного университета путей сообщения, 2015.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29287.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Крысько В. Г. Психология и педагогика. Схемы и комментарии. – М.: Владос-пресс, 2001. – 368 с. Кручинин В.А. Психология и педагогика высшей школы. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Кручинин В.А., Комарова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 197 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20793.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Островский Э. В., Чернышов Л. И. Психология и педагогика. Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2008. – 384 с. Пономарева М.А. Общая психология и педагогика [Электронный ресурс]: ответы на экзаменационные вопросы/ Пономарева М.А., Сидорова М.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28153.— ЭБС «IPRbooks», по паролю Источники информации Периодические издания Интернет-ресуры, включая электронные учебники и пособия

  • Слайд 6

    0.5. Регламент изучения дисциплины

  • Слайд 7

    1.1.Психология: предмет, объект, методы психологии. Место психологии в системе наук.

    Психология – это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявления психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности [1, c. 3]. В переводе с греческого «психология» означает учение, знание о душе («псюхе» - душа, «логос» - учение, знание). «По жизни» в содержание этой науки включают изучение законов (объективных закономерностей) психической жизни людей вообще и конкретного человека в частности. Это значит, что психология изучает факты, закономерности и механизмы психики. Предмет. Предметом научной психологии является психика, психическое во всех формах и разновидностях его существования; закономерности возникновения, формирования, функционирования и проявления психики, ее отдельных феноменов [1, c. 3]. Психика – это внутренний духовный мир человека: потребности, интересы, желания, влечения, установки, переживания, знания, умения, навыки… [1, c. 8]. Психика проявляется в высказываниях, эмоциях, жестах, мимике, поведении, деятельности, потовыделении, пульсе, давлении… Психика – это субъективный образ объективного мира, идеальное (нематериальное) отражение реальной действительности [1, c. 9]. Это отражение индивидуально (субъективно, своеобразно), зеркально, избирательно (абстрактно, направленно и выборчно). Выделяют три его уровня: досознательное (безусловно-рефлекторное, природное), сознательное (условно-рефлекторное), надсознательное (автоматизма, установки) [1, c. 10]

  • Слайд 8

    1.2.Психология: объект и функции.

    Объект психологии. Объектом психологии выступает не только конкретный и отдельный человек, но и различные социальные группы, массы и другие формы общностей людей [1, c. 3]. Это значит, что психолог исследует все то реальное в мире, что выступает действительным или потенциальным носителем психического. Сущность психики выражается в отражении особым образом организованной материи. Функции психологии: 1) развитие теории; 2) рекомендации для практики по совершенствованию профессиональной деятельности и обыденной жизни (развитию техники). Их выполнение определяется совершенством инструментов исследования психологии. Методом исследования психологии называют последовательность сбора, обработки данных и распределения информации о психике с помощью специальных средств (интеллектуально-познавательной деятельности, первая и вторая сигнальные системы организма человека, компьютерная, видео- и аудио-фиксирующая техника, тестовые опросники, бланки и т. п.). Каждый метод имеет свои параметры и ограничения. С помощью методов психологии раскрывают закономерности индивидуальной и групповой психики.

  • Слайд 9

    1.3. Методы исследования психологии

    Многообразие методов психологии сводят в 4 группы: Эмпирические методы сбора информации: наблюдение, беседа, опрос (письменный или устные в виде, например, анкетирования или интервью), экспертные оценки, оценки полярных профилей, эксперимент (естественный лабораторный), тестирование, анализ документов, анализ деятельности и ее результатов, самонаблюдение, самоотчет и др. Методы обработки полученной информации (данных илисведений) обобщения и дифференциациис привлечением инструментов математической статистики и средств электронно-вычислительной техники. Теоретические методы анализа, синтеза и интерпретации результатов, исследования и получения нового знания с использованием методов диалектической логики. Методы практического характера, разделяющиеся на две группы: психологической помощи и социально-психологического научения (тренинг). Подробнее см. [2, c. 22 – 24]. Кроме этих, общих методовсуществуют специальные методы отдельных отраслей психологии. Например, метод социометрии, контент-анализа, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки), синектики в социальной психологии. Для правильного применения метода или системы методов необходимо ответить на ряд вопросов: какие феномены будут изучаться; как они понимаются и проявляются; каков объект изучения, кто субъект изучения; какова цель изучения и другие. В зависимости от ответов разрабатывается или избирается методика исследования.

  • Слайд 10

    Философские науки Психологические науки Естественные науки Социальные науки Технические науки Гуманитарные науки Как область гуманитарного, антропологического знания психология связана со многими науками [1, c. 5]. Эти связи имеют два взаимосвязанных аспекта: Науки, которые являются ее основой (философия, физиология ВНД); Науки, в отношении которых психология сама является базовой, теоретической основой (педагогика, юриспруденция, медицина, политология, этика и др.). Характер взаимоотношений психологии с другими науками можно представить в виде схемы: 1.5. Место психологии в системе наук

  • Слайд 11

    3.1. Индивид, личность, субъект, индивидуальность.Выделенные Б. Г. Ананьевым (см. таблицу 2.3) эти уровни развития внутреннего мира человека позволяют системно представить процесс становления профессионализма как гармонии внутренней природы и культуры человека

    2 сигнальная (речевая) система самосознание   4 сознание Общество 3 Поведение (7) 1 Природа 2 Профессионал     1 сигнальная (образная) система   1 – образование функциональной системы индивида как отражения природы в сознании 2 – проявление активности субъекта труда (SId) в процессе обмена с природными силами 3 – образование функциональной системы личности как отражения общества в сознании 4 – проявление активности субъекта общения (SL) в процессе информ-обмена с обществом 5 – формирование индивид-ума (индивидуальности) как деятеля – носителя самосознания 6 – целостное проявление индивидуальности (индивидуума) как субъекта деятельности 7 – поведение как целостное проявление сознания в мимике, действиях, речи 8 – деятельность как целостное проявление самосознания профессионала Сначала через культуру чел. осознал (отразил) себя как природное существо (1). Затем он понял, что может противостоять природе культурой (2). После этого он культивировал (создал) общество (3). В обществе он культивировал речь как средство общения (4). Через культуру труда и общения человек создал (культивировал) в себе самосознание (5). В практике культуры самосознание создало человека творца, деятеля (6) Субъект труда (SId) Субъект общения (SL) Индивид (Id) Личность (L) Индивидуальность (D)5 Субъект жизне- деятельности (S) 6 Труд Общение Деятельность 8

  • Слайд 12

    4.1. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.

    Анализ схемы на слайде 3.1. делает понятным, что обе связи внутреннего мира человека с природой (1) и обществом (3) формируются в сознании человека (индивид и личность). Психика как комплексная функция организма человека. В этой связи важно, что психика человека, и в первую очередь его сознание, является результатом общительно-трудовой деятельности (игры, учеба, научное познание, производство, отдых и др.). Особую роль в развитии сознания играет вторая сигнальная система – язык и речь как формы ее выражения. С помощью языка человек информирует других людей, развивает мышление, память, внимание, профессионал. воображение, эмоции, волевую сферу, потребности (эстетические, этические и др.) При этом с точки зрения влияния на деятельность (8) и поведение (7) человека выделяют две взаимосвязанные регулятивные функции психики: побуждения (потребностно-мотивационная сфера психики) и исполнения (знания, навыки, умения, привычки, способности). К числу других функций психики человека относят [1, c. 11]: отражение, формирование образа, функции смыслообразования и понимания, функции отношения, целеполагания, накопления опыта, самопознания. Реализация этих функций приводит к формированию многообразных форм существования психического мира, сводящихся к четырем группам: Психические процессы: познавательные (внимание, ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь, воображение); б) эмоциональные (чувства); в) волевые; Психические состояния как система фильтров восприятия мира: эмоциональные (аффекта, страха, гнева…), познавательные (напряжения, утомления), мотивационные, волевые; Психические свойствачеловека (направленность, характер, темперамент, способности); Психические образованиячеловека (знания, навыки, умения, привычки; установки, взгляды, убеждения, вызревающие через желание, интерес и склонность).

  • Слайд 13

    5.3. Развитие психики в процессе онтогенеза и… .

    ОНТОГЕНЕЗ (от гр. род. падеж ontos – сущее, gene­sis — рождение) — процесс развития индивидуального организма. В психологии О.—формирование основных структур психики индивида в течение его етства; изучение О.— задача детской психологии. С позиций отечественной психологии основное содержание О. состав­ляет предметная деятельность и общение ребенка со взрослым). В ходе интериоризацииребенок «вращивает», «присваивает» социальные, знаково-символические структуры и средства этой деятельности и общения, на основе чего и формируется его сознание и личность. В представлении К.К.Платонова формирование сознания - это сопоставление уровней внутреннего отражения внешнесредовых воздействий (рис., эскиз А). Это обосновывает возможность представления процесса приращения индивидуальных структур как формирование внутреннего мира человека в его исторических (биографических, филогенетических) и современных (образовательных, онтогенетических) проявлениях как целенаправленное выстраивание отношений с внешними средами (рис., эскиз Б). По их совокупности социологические и культурологические отношения (приобщения) формируют самосознание. Физическая среда Биологическая среда Самосознание Психическая среда Социальная среда Сознание Ноосреда Индивидуальность Психическое Субъект Личность Физиологическое Индивид Организм Физическое Вещество Эскиз А Эскиз Б Схема эволюции отражения реальных (объективных) сред

  • Слайд 14

    5.4. Мозг и психика. Структура психики.

    Реализация этих функций приводит к формированию многообразных форм существования психического мира, сводящихся к четырем группам: Психические процессы: познавательные (внимание, ощущение, восприятие, представление, память, мышление, речь, воображение); б) эмоциональные (чувства); в) волевые; Психические состояния как система фильтров восприятия мира: эмоциональные (аффекта, страха, гнева…), познавательные (напряжения, утомления), мотивационные, волевые; Психические свойствачеловека (направленность, характер, темперамент, способности); Психические образованиячеловека (знания, навыки, умения, привычки; установки, взгляды, убеждения, вызревающие через желание, интерес и склонность). Психика является продуктом, функцией мозга. Мозг является материальной структурой, порождающей феномен психического мира человека.

  • Слайд 15

    Вопрос № 1.1 Познавательные процессы [1, c. 77 – 102].

    «По-знание» наряду с «по-ведением» категорией, т. е. важнейшим понятием психологии. Как комплекс психических процессов познание включает: внимание, ощущение, восприятие, память, представление, мышление, речь, воображение. Эти процессы выступают инструментами познавательной деятельности, обеспечивая ее эффективность. Основная функция этих процессов — познавательно-аналитическая. Ее реализация разбивает указанные процессы на группы, обеспечивающие разные ступени познания: Ощущение и восприятие обеспечивают простое созерцание окружающей действительности (мониторинг); Представление и воображение, воображение, мышление и речь способствуют анализу и пониманию объективной реальности. Внимание и память осуществляют выделение и фиксирование анализируемого объекта.  

  • Слайд 16

    1.2.Состав познавательных процессов

    В профессиональной деятельности важно знать наиболее общие особенности каждого психического познавательного процесса, ко- торые играют большую роль в любой профес- сиональной деятельности, в жизни вообще. Познание человеком действительности начи- нается с непосредственного контакта его орга- нов чувств с предметами и явлениями, с внеш- ней средой его жизни и деятельности, с ощу-щений признаков, свойств, других характе-ристик объектов реальности. Органы чувств человека имеют тонкую специ- ализацию к отражению определенных свойств предметов и явлений действительности, кон- кретных энергий. По своей сути органы чувств представляют собой фильтры энергий, через которые проходят соответствующие измене- ния как в среде, так и в организме человека. В этом смысле процесс ощущения выступает как система сенсорных действий, направлен- ных на отбор, селекцию и преобразование специфической энергии внешнего воздействия для обеспечения адекватного отражения окру- жающего мира.

  • Слайд 17

    Вопрос 2.1 Ощущение как познавательный процесс

    Ощущение — простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Это ощущение света, цвета, тепла, холода, формы, твердости, упругости, вязкости, боли, голода, жажды и другого дискомфорта в организме, его отдельных органах. Ощущение - это степень чувствительности человека, его органов чувств к физическим, химическим и другим свойствам среды, а также к изменениям в организме; это превращение энергии воздействий на органы чувств в акт сознания. Ощущения с помощью органов чувств дают человеку информацию о действительности, на основе которой, используя иные познавательные процессы (представ-ления, память, мышление, воображение...), человек получает возможность ориен-тироваться в мире. Физиологической основой ощущений выступают нервно-физиологические процессы, протекающие в анализаторах (И. П. Павлов). Анализатор — это нервно-физиологичес-кий аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности.

  • Слайд 18

    Вопрос № 3.1 Мышление…

    Мышление в психологии определяется как психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно представляет собой познание действительности, основанное на использовании ранее приобретенных знаний, опыта. Если на чувственной ступени познания внешнее воздействие непосредственно, прямо приводит к возникновению соответствующих образов в нашем сознании, то процесс мышления совершается сложнее. Отражение окружающего мира в процессе мышления осуществляется с помощью мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, систематизации, классификации. Мышление — опосредованное Отражение действительности и осуществляется с помощью слова, речи, оно невозможно без языка. Благодаря мышлению человек познает не только то, что может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого вос- приятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравне- ния, обобщения и т.д

  • Слайд 19

    3.2. Основными формами мышления являются:

    Понятиеесть мысль, в которой отражаются общие, существен­ные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях что-либо утверждается (или отрицается) относительно всех предметов данной группы, данного класса (например, «Все деревья — растения»). В частных суждениях утверждение или отри­цание относится уже не ко всем, а лишь к некоторым предметам (например: «Некоторые студенты — отличники»); в единичных суждениях — только к одному (например, «Этот студент плохо учится»). Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах. Различают два основных вида умозаключения: 1) индуктивные (индукция) и 2) дедуктивные (дедукция). Индукция есть умозаключение от частных случаев, примеров и т.д. (т.е. от частных суждений) к общему положению (общему ; суждению). Дедукция — это умозаключение, идущее от общего положения (суждения) к частному случаю. Суждение — это отражение связей между предметами и яв­лениями действительности или между их свойствами и признаками. В зависимости от того, как суждения отражают объективную действительность, они являются истинными или ложными. Истинное суждение выражает такую связь между предметами и их свойствами, которая существует в действительности. Ложное суждение выражает связь объективных явлений, в действительности не существующующих.

  • Слайд 20

    3.3. …и интеллект. Творчество.

    Анализируя и сравнивая отдельные наблюдения, опираясь на результаты прошлого опыта, человек в процессе мышления находит общее в отдель-ных объектах. Абстрагирование общего позволяет объединить эти объекты в различные системы знания, и тем самым для человека оказывается доступным обобщенное отражение окружающей действительности. Опосредованный и обобщенный характер мышления позволяет человеку познавать не только явления, но и их сущность. Для человека оказывается доступным установление различных связей и отношений, что позволяет находить и раскрывать объективные закономерности.

  • Слайд 21

    3.4. Виды мыслительных операций

    В психологии различают следующие виды мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстракцию, обобщение, конкретизацию, классификацию и систематизацию. Анализ. Суть операции состоит в разложении целого на состав­ные части. Ведь каждый предмет, явление можно мысленно расчленить на элементы. Синтез прямо противоположен анализу. Это восстановление расчлененного в целое на основе вскрытых анализом существенных связей. Так, например, многочисленные данные аэрофотосъемок постепенно объединяются и дают общую картину изучаемых объектов, больших территорий. Сравнение – операция, заключающаяся в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлении общности или различий между ними. Абстракция как операция состоит в том, что человек мысленно отвлекается от несущественных признаков изучаемого предмета, выделяя в нем основное, главное. Мышление, восходя от анализа конкретных предметов, явлений, событий к абстрактному, обобщенному их анализу, не отходит, если оно правильное, от истины, а подходит к ней: абстракции отражают природу явлений, событий глубже, вернее, полнее. Обобщение сводится к объединению многих предметов явлений по какому-то общему признаку. Конкретизация — это движение мысли от общего к частному, нередко это выделение каких-то определенных сторон предмета или явления. Классификация предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это подведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам. Систематизация — это мысленное расположение множества объектов в определенном порядке. В отличие от классификации она может осуществляться по многим признакам, как существенным, так и несущественным.

  • Слайд 22

    5.2.Психическая регуляция поведения и деятельности.

    Воля — это психические процессы человека, обеспечивающие о поведение и деятельность при возникновении трудностей на к достижению осознанно поставленных целей, способность контролировать свою деятельность. Основными признаками волевых (произвольных) действий являются: целеполагание (в отличие от непроизвольных, импульсивных действий); преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних трудностей. К волевым относят: исполнительность, инициативность, смелость и храбрость, самостоятельность, дисциплинированность.

  • Слайд 23

    6.2. …общение...

    Общение как социально-психологический феномен включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляющие его психологическую структуру: 1) восприятие людьми друг друга (В); 2) понимание людьми друг друга (П); 3) отношения людей друг к другу (О); 4) обращение как форма выражения отношений (Обр). В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении: коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению); перцептивную(взаимное восприятие и понимание людьми друг друга); интерактивную (взаимовлияние партнеров). Общение выполняет функции, среди которых: профессионально-деловая; познавательно-диагностическая; педагогическая; информационная; управленческая (мобилизующе-побудительная); обратная связь; самоутверждения личности; реализации потребности в общении, получении позитивных |эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком; решение других задач. В общении широко используются различные средства, знаковые системы общения. Все их многообразие можно свести в три группы: вербальные (слово, речь); невербальные (неречевые средства); смешанные (сочетание вербальных и невербальных средств общения, что обычно и бывает при вербальном общении). При изучении данной проблемы необходимо обратить внимание на своеобразие общения с помощью устной и письменно и речи. В психологии принято считать инициатора общения коммуни­катором (К), а его партнера — реципиентом (Р). Зк — зрительно конструируемые образы; Зэ — зрительно вспоминаемые (эйдетические) образы; (Расфокусировка и неподвижность зрачков также обозначает зрительный доступ) Ск — аудиально конструируемые вспоминаемые звуки или слова; Сэ — аудиально звуки или слова; К — кинестетические ощущения (также вкус и запах); С — внутренние ощущения Рис. Глазодвигательные реакции «нормально организованного» правши

  • Слайд 24

    6.5. Профессионализация самосознания

    Человеку нужны сведения об объективной действительности для осуществления более адекватного реагирования на происходящие в ней перемены. В то же время для нормального функционирования органов чувств, поддержания и развития их чувствительности человеку необходима соответствующая информация из окружающего мира. При этом как информационная перегруженность, так и недогрузка, дефицит информации имеют негативные последствия и для органов чувств человека, и для его физического и психического здоровья. Информационные перегрузки приводят к утомлению и снижению чувствительности органов чувств, анализаторов в целом и, по существу, к неадекватному реагированию человека на изменения внешней среды, а также и в его организме. Информационная недогрузка вследствие сенсорной изоляции ведет к сенсорной депривации и к серьезным функциональным расстройствам как организма, так и психики человека. Ощущения играют исключительно большую роль в жизни и деятельности человека, поскольку они выступают источником его знаний о мире и самом себе. Становится очевидным, что рост рациональности до результативности происходит при включении в деятельность личностного уровня. С этим мыслительный процесс обретает осмысленную осознанность, определяющуюся целостностью рефлексирования всех «Я-позиций» субъекта деятельности. Начинает определяться необходимость изменения типа педагогического взаимодействия и отношения в области обучения и воспитания. Основой этого процесса являются (см. рис.) выделенные аспекты самоопределения человека: значимый (обучающий) и смысловой (воспитательный).

  • Слайд 25

    1.2.Психологическая структура личности

    Внимательно проанализируйте представленную схему. Без подглядываний определите составляющие (наизусть, проверив себя). Выпишите свои составляющие этих элементов: каков Ваш моральный облик… социальные установки…??? (продолжите дома). Это позволит Вам составить самую полную самодиагностику!

  • Слайд 26

    2.2.Особенности межличностного общения

    В психологии выделяют закономерности общения: наличие общности интересов, потребностей, ценностей, целей партнеров по общению; отсутствие дефицита, вакуума: общение является одной из базовых потребностей личности, потому невозможность ее полной реализации заставляет человека искать пути, средства и способы ее реализации; развитие, наращивание, совершенствование, а если этого не происходит, то общение затухает и разрушается; позитивный настрой на партнера по общению. В противном случае возникает так называемый персонифицированный барьер восприятия информации, затрудняющий как восприятие, так и понимание идущей от партнера информации. Как социально-психологический феномен общение включает в себя следующие компоненты, в совокупности составляющие его психологическую структуру: восприятие людьми друг друга (В); понимание людьми друг друга (П); отношения людей друг к другу (О); обращение как форма выражения отношений (Обр). В социальной психологии выделяют три взаимосвязанные стороны в общении: I/ коммуникативную (обмен информацией между партнерами по общению); II| перцептивную(взаимное восприятие и понимание людьми друг друга); III|интерактивную (взаимовлияние партнеров). (Подробнее об этом см.: Андреева Г. М. Социальная психология.) Межличностное общение выполняет много и разных функций, среди которых в первую очередь выделяют: профессионально-деловую; познавательно-диагностическую; педагогическую; информационную; управленческую (мобилизующе-побудительную); обратной связи; самоутверждения личности; реализации потребности в общении, получении позитивных эмоций, психологической комфортности от общения именно с этим человеком; 7) решение других задач.

  • Слайд 27

    Вопрос № 3. Психология малых групп.

    Прочитайте материал слайда и составьте схему классификации Малые группы — это небольшие по составу общности, члены которых объединены единой целью деятельности и находятся в личном контакте (общении), что является основой для возникновения группы как целого. Различают несколько видов малых групп. С точки зрения статических характеристик различают условные и реальные, естественные и лабораторные, формальные и неформальные группы. Условные — группы, объединенные по какому-то общему признаку, например, по возрасту, полу и т. д. Реальные — группы, в которых люди постоянно находятся в повседневной жизни и деятельности. Они бывают естественными и лабораторными. Лабораторные создаются для научного изучения. Естественные возникают сами и делятся на малые и большие (нации, классы). Формальные (организованные) группы имеют официально заданную структуру. Неформальные (неорганизованные) — образуются на основе личностных предпочтений. Формальные группы функционирует по установ­ленным положениям, уставами. Неформальные группы – на основе личных сим­патий и антипатий ее членов.

  • Слайд 28

    3.2. Основные формы малых групп

    С точки зрения динамики развития, созревания групповых отношений выделяют: слаборазвитые и высокоразвитые, референтные и нереферент- ные, диффузные группы и коллективы. Слаборазвитые — группы в начале становления структуры. Высокоразвитые — устоявшиеся группы, отличающиеся единством целей и развитой системой отношений и т. д. Референтные(эталонные) — группы, на которые ориен- тируются в личностных предпочтениях. Нереферентные(группы членства) — группы, в которых люди реально включены (труд). Диффузные — случайные, объединенные эмоциям и переживаниями. Коллектив — форма объединения в малую группу с наиболее благоприятными условиями для совместной деятельности. Характеристики коллектива: деятельность, направленная на общий для группы объект, в которой они связаны местом, временем и имеют общие орудия производства, помещения и т. д.; это организованное объединение людей, имеющее за- крепленную структуру, общую волю, выразителем которой вы- ступают руководители; общие идеи и мысли, единые этические нормативы, близкие взаимоотношения.

  • Слайд 29

    3.6. Схемография психологии малой группы

  • Слайд 30

    Вопрос № 1. Педагогика: объект, предмет и задачи..

    Во взглядах ученых на педагогику, как в прошлом, так и в настоящем времени существует три концепции. Представители первой из них считают, что педагогика — междисциплинарная область человеческого знания. Однако такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.). Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач. возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений. Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краевского, является только третья концепция, согласно которой педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения. Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопрос: почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания? Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д.Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине. Однако житейский педагогический опыт, несмотря на изустную форму своего существования, не исчезал, а передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, его педагогической ментальности и сегодня составляет основу научного педагогического знания. Поэтому К.Д.Ушинский, выступая против эмпиризма в обучении и воспитании, не отождествлял его с народной педагогикой, а, напротив, утверждал, что, обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Если оно не хочет быть «бессильным, оно должно быть народным». Для определения педагогики как науки важно установить границы ее предметной области или ответить на вопрос: что же она изучает? В свою очередь, ответ на этот вопрос предполагает ос­мысление ее объекта и предмета.

  • Слайд 31

    Резюме по вопросу № 1

  • Слайд 32

    Вопрос № 2. Функции педагогики и связь с другими науками.

    В учебнике В. А. Сластёнина, В. П. Каширина функции педагогической науки определяются на двух страницах [1, c. 134 – 135]. Согласно мнению этих авторов «функции педагогики как науки обусловлены ее предметом. Это теоретическая и технологическая функции, которые она реализует в органичном единстве. Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уров­нях: описательном, объяснительном, — изучение передового и новаторского педагогич. опыта; диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление обеспечивающих условий и причин; прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности. Прогностический уровень теоретической функции связан с раскрытием сущности педагогических явлений, нахождением глу­бинных явлений в педагогическом процессе, научным обоснованием предполагаемых изменений. На этом уровне создаются теории обучения и воспитания, модели педагогических систем, опережающие образовательную практику. Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: 1) проективный — связанный с разработкой соответствующих методических материалов (учебных планов, программ, учебников и учебных пособий, педагогических рекомендаций), воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих «нормативный или регулятивный» (В. В. Краевский) план педагогической деятельности, её содержание и характер; преобразовательный — направленный на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности». В учебнике Бордовской, Реана[7, c. 29] три функции: теоретическая, прикладная (по отношению к другим наукам) и практическая (совершенствование учебно-воспит. практики).

  • Слайд 33

    История создания отечественной научной педагогической школы

  • Слайд 34

    Связь педагогики с другими науками (резюме)

  • Слайд 35

    3.3. Понятие «педагогический процесс»

    Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы). Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они необходимы и достаточны для возникновения любой педагогической системы. Предпосылкой возникновения педагогических систем является цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ. В содержании образования она педагогически интерпретируется в связи с учетом, например, возраста воспитанников, уровня их личност­ного развития, развития коллектива и т.д. Таким образом, цель, будучи выражением заказа общества и интерпретированная в педагогических терминах, выступает в роли системообразующего фактора, а не элемента педагогической системы, т.е. внешней силы по отношению к ней. Педагогическая система создается с ориентацией на цель. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в образовательном процессе являются обучение и воспитание. От их педагогической инструментовки зависят те внутренние изменения, происходящие в педагогической системе.

  • Слайд 36

    3.4. Воспитание и технология в педагогике

    Воспитание — это специально организованная деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в услови­ях педагогического процесса. Обучение — специфический способ об­разования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности. Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт (уровень) содержания образования. Обучение ограничено временными рамками (учебный год, урок и т.п.), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры…). Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса характеризуют технологии образования (или педагогические технологии), в которых фик­сируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения целей образования. Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупно­сти методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагоги­ческом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирования и конкретизации целей педагогического процесса; преобразования содержания образования в учебный материал; анализа межпредметных и внутрипредметных связей; выбора методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д. Именно педагогическая задача является единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы поэтому может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которую неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники. Педагогическая задача — это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация).

  • Слайд 37

    1.3. Педагогический процесс как объект управления

    В целом педагогический процесс есть законодательно принятая стандартизированная (целенаправленная и организованная) процедура формирования (компенсации) субъекта конкретного вида деятельности (как диалектического единства труда и общения). В связи с этим целостное русло педагогического процесса представляется как единство двух течений формирование субъекта труда (обмена веществ с природой) и субъекта общения (обмена информацией с обществом).

  • Слайд 38

    2.2. Функциональная модель педагогического процесса

    Педагогический процесс как тип социальной компенсации «недозрелости» индивидуума, целенаправленной организации передачи опыта (обучения) и ценностей (воспитания)   Воспитание Желание Интерес Склонность Убеждение Ориентация Образование Обучение Знание Навык Умение Привычка Мастерство   Упражнение Вожделение Хотение Влечение Чувство подготовка Социо-психол. Тренировка Суггестия Дрессура Тренинг Консультация помощь Ф о р м и р о в а н и е (образование) S С о зр е в а н и е (по К. К. Платонову происходит в системе «человек-среда») Уровни развития субъекта деятельности Схема соотношения функций педагогического процесса Проанализируйте схему и определите взаимосвязи функций педагогического процесса

  • Слайд 39

    Вопрос № 3. Воспитание в педагогическом процессе. .

  • Слайд 40

    2.2. Структура процесса воспитания (по Красько).

  • Слайд 41

    2.5. Механизмы управления в воспитании

  • Слайд 42

    2.7. Сущность метода убеждения

  • Слайд 43

    3.8. Сущность метода упражнения

  • Слайд 44

    3.12. Виды воспитания

  • Слайд 45

    Резюме по вопросу № 3.  

  • Слайд 46

    4.1. Основы организации процесса обучения

  • Слайд 47

    4.3. Сущность процесса обучения

  • Слайд 48

    4.4. Теория процесса обучения

  • Слайд 49

    4.12. Теория поэтапного формирования умственных действий

  • Слайд 50

    4.9. Контроль результатов процесса обучения

  • Слайд 51

    Практикум по психологии и педагогике

    Обязательное к исполнению заполнение «Карты личности» К. К. Платонова Заполнение карты личности предваряется инструкцией. Ее рекомендуется составлять лицам, хорошо знающим обследуемого. При этом желательно, чтобы эксперты находились с ним в разнообразных и неформальных взаимоотношениях (например, начальник, подчиненный, член команды, член семьи и т.д.). Возможно также заполнение карты методом самооценки. Каждая черта личности, учитываемая картой, определяется по выраженности одним из пяти баллов: 5 – названная в карте черта личности развита очень хорошо, ярко выражена, проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 4 – заметно выражена, но проявляется не постоянно, хотя противоположная ей черта проявляется очень редко; 3 – она и противоположная ей черта личности выражены не резко и в проявлениях уравновешивают одна другую, хотя обе проявляются не часто; 2 – заметно более выражена и чаще проявляется противоположная названной черта личности; 1 – противоположная названной черта личности проявляется часто и в различных видах деятельности, являясь чертой характера; 0 – если заполняющий карту не имеет сведений для оценки данной черты.

  • Слайд 52

    «Карта личности» К. К. Платонова

    Карта личности Способ заполнения: самооценка; оценка; МОНХ « » 20.. г. Фамилия И. О.______________ группа______________ Возраст______ образование_____________ Специальность _________________________ Состояние здоровья Отношение к здоровью Жизненные обстоятельства: 1. Работа 2. Семья 3. Материальные условия Д. Дополнительные данные: 1. 2. 3. 4. С. Проявление способностей: 1. Психомоторные 2. Музыкальные 3. Вокальные 4. Артистические 5. Художественные 6. Технические 7. Математические 8. Литературные 9. Педагогические 10. Организаторские 11. Нравственные 12. Правовые Прочие, наиболее отчетливо выраженные способности X. Черты характера: 1. Идейность 2. Патриотизм 3. Принципиальность 4. Коллективизм 5. Оптимизм Прочие, наиболее отчетливо выраженные черты характера Структура личности I. Социально-обусловленная подструктура 1. Общая направленность:  а) уровень  б) широта  в) интенсивность  г) устойчивость  д) действенность Профессиональная направленность 2. Атеистическая направленность 3. Отношение:  а) к труду  б) к людям  в) к себе II. Подструктура опыта 1. Профессиональная подготовленность 2. Культура:  а) психомоторная  б) музыкальная  в) театральная  г) художественная  д) литературная  е) поведения

  • Слайд 53

    «Карта личности» К. К. Платонова (продолж)

    III. Биологически обусловленная подструктура 1.Темперамент: а) сила б) подвижность в) уравновешенность 2.Патологические изменения личности IV. Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов 1.Эмоциональная возбудимость 2.Эмоционально-моторная устойчивость 3.Стеничность эмоций 4.Внимательность 5.Продуктивность памяти 6.Критичность мышления 7.Сообразительность 8.Творческое воображение 9.Воля: а) самообладание б) целеустремленность в) инициативность г) настойчивость д) решительность 10. Дисциплинированность По динамике каждая черта личности определяется одним из трех признаков: раньше было менее свойственно, теперь более, развивается, улучшается; остается без изменения; раньше было более свойственно, ухудшается. Динамика оценивается за последние 3 года, если это особо не оговорено. Балл 3 и знак «=» должны встречаться чаще других. Карта личности – это только форма фиксации имеющихся сведений о личности. Учет и оценка каждой черты личности должны опираться на знание определенных типичных случаев из жизни человека, на которого заполняется карта, его действий и поступков, в которых проявляется каждая предусмотренная картой черта личности. Если этих сведений нет, тогда ставится балл 0. Карта личности может заполняться как на основе самооценки, так и на основе оценок одним или несколькими лицами, знающими данного человека. В последнем (наилучшем) случае, т.е. при применении метода обобщения независимых характеристик (МОНХ) в итоговой карте выставляется обобщенный балл. Способ заполнения карты – подчеркивание. Перед заполнением серии карт желательно ознакомиться с одной из книг, в которых излагается понимание функциональной динамической структуры личности и ее подструктур и элементов, соответственно которому составлена данная карта.

  • Слайд 54

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе. Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т. е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются «лидер» группы и «отвергнутый»; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры.

  • Слайд 55

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе (продолжение). Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

  • Слайд 56

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе (продолжение). Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

  • Слайд 57

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе (продолжение). Членам группы предлагается ответить на вопросы, которые дают возможность обнаружить их симпатии и антипатии один до одного, к лидерам, членов группы, которых группа не принимает. Исследователь зачитывает два вопроса: а) и б) и дает подопытным такую инструкцию: «Напишите на бумажках под цифрой 1 фамилию члена группы, которого Вы выбрали бы в первую очередь, под цифрой 2 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого, под цифрой 3 — кого бы Вы выбрали, если бы не было первого и второй». Потом исследователь зачитывает вопрос о личных отношениях и так же проводит инструктаж. С целью подтверждения достоверности ответов исследование может проводиться в группе несколько раз. Для повторного исследования берутся другие вопросы.

  • Слайд 58

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе (продолжение). Примеры вопросов для изучения деловых отношений 1. а) кого с своих товарищей из группы Вы попросили бы в случае необходимости предоставить помощь в подготовке к занятиям (в первую, вторую, третью очередь)? б) кого из своих товарищей из группы Вы не хотели бы просить в случае необходимости предоставлять Вам помощь в подготовке к занятиям? 2. а) с кем Вы поехали бы в продолжительную служебную командировку? б) Кого из членов своей группы Вы не взяли бы в служебную командировку? 3. а) кто из членов группы лучше исполнит функции лидера (старосты, профорга и т.д.)? б) кому из членов группы тяжело будет исполнять обязанности лидера? Примеры вопросов для изученным личных отношений 1. а) К кому в своей группе Вы обратились бы за советом в трудной жизненной ситуации? б) с кем из группы Вам не хотелось бы ни о чем советоваться? 2. а) если бы все члены Вашей группы жили в общежитии, с кем из них Вам хотелось бы поселиться в одной комнате? б) если бы всю Вашу группу переформировали, кого из ее членов Вы не хотели бы оставить в своей группе? 3. а) кого из группы Вы пригласили бы на день рождения? б) кого из группы Вы не хотели бы видеть на своем дне рождения?

  • Слайд 59

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе (продолжение) Социометрическая карточка При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14-0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей (см. ниже).

  • Слайд 60

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе (продолжение) Величины ограничения социометрических выборов Обработка результатов Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

  • Слайд 61

    Социометрия: исследование межличностных отношений в группе (продолжение). Социоматрица (таблица). Вначале надо построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. ниже). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Таблицы результатов заполняются в первую очередь, в отдельности по деловым и личным отношениям. По вертикали записываются за номерами фамилии всех членов группы, которая изучается; по горизонтали — только их номер. На соответствующих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь, цифрами -1, -2, -3 — тех, кого подопытный не избирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицательный выбор обводится в таблице (независимо от очередности выбора). После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, надо подсчитать по вертикали алгебраическую сумму всех полученных каждым членом группы выборов (сумма выборов). Потом надо подсчитать сумму баллов для каждого члена группы, учитывая при этом, что выбор в первую очередь равняется +3 баллам (-3), во вторую — +2 (-2), в третью — +1(-1). После этого подсчитывается общая алгебраическая сумма, которая и определяет статус в группе.

  • Слайд 62

    Социоматрица (таблица) Примечание: + положительный выбор; - отрицательный выбор. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов. Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта.

  • Слайд 63

    Социограмма. Социограмма— графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы за их статусом (популярностью). Пример социограммы (карты групповой дифференциации), предложенной Я. Коломинским, см. ниже: ——> позитивный односторонний выбор, позитивный обоюдный выбор, ------> негативный односторонний выбор, негативный обоюдный выбор. Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений.

  • Слайд 64

    Социометрические индексы Различают персональные социометрические индексы (П.С.И.) и групповые социометрические индексы (Г.С.И.). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными П.С.И. являются: индекс социометрического статуса i-члена; эмоциональной экспансивности j-члена, объема, интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях; i — выбираемый, j — он же выбирающий, ij — совмещение ролей. Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле: Индекс социометрического статуса где Сi — социометрический статус i-члена, R+ и R- — полученные i-членом выборы, Z — знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N— число членов группы. Социометрический статус — это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т. е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом — индексом социометрического статуса.

  • Слайд 65

    Расчёт социометрических индексов и заключение Элементы социометрической структуры — это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т. д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко — либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы. Более подробно об осуществлении социометрии см. : http://psyfactor.org/moreno.htm По завершению процедуры замеров и расчётов делаются выводы, которые позволяют достоверно установить социометрические параметры обследуемого коллектива и наметить мероприятия по совершенствованию отношений в нём с целью повышения эффективности и производительности труда. Результаты проведённого обследования можно использовать при разработке курсовых и дипломных проектов, а также в процессе профессиональной деятельности. Успехов. С вопросами можно обратиться по эл. адресу: anglinov13@mail.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке