Содержание
-
Обобщение и распространение личного педагогического опыта. Учитель: Гайсина Э.А. (КОУ «Нефте- юганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
-
«Технология обобщения и распространения личного педагогического опыта».
Цель: Педагогический работник, со сформированным представлением о необходимости обобщения и распространения личного педагогического опыта. Задачи: 1) Изучить теоретические аспекты технологии обобщения и распространения личного педагогического опыта; 2) Познакомиться с опытом коллег в области обобщения и распространения педагогического опыта. 3) Апробировать различные способы обобщения и распространения личного педагогического опыта».
-
Тема:Реализация задач индивидуальных образовательных маршрутов по формированию навыка чтения через использование коррекционно-развивающих приёмов
Цель: обучающийся, воспитанник, владеющий навыком беглого, правильного, осмысленного, выразительного чтения Задачи: - обеспечить теоретическую и практическую базу для работы над темой; - определить уровень сформированности навыка чтения на основе диагностики; - простроить индивидуальную образовательную траекто- рию на каждого обучающегося, воспитанника с учё -том выявленных проблем; - подобрать и апробировать наиболее эффективные коррекционно-развивающие приёмы, обеспечивающие индивидуальный подход к обучающимся; - мониторинг динамики развития
-
Актуальность выбора темы.
Выбор темы обусловлен необходимостью целенаправленной коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими низкий уровень речевого развития и навыков чтения. Причинами затруднения в овладении навыками чтения у детей-олигофренов являются: 1. –общее недоразвитие речи и возникающая на этой основе несформированность фонематического восприятия ( отсюда и недостаточность звукового анализа и синтеза,нарушение произносительной стороны речи, бедность словаря, несовершенство грамматического строя речи ); 2.-слабость зрительного восприятия; 3.-пониженные работоспособность и внимание; 4.-слабое развитие смысловой догадки; 5.-недостаточно сформированная оперативная память; 6.-затруднения в понимании логических связей.
-
В результате
Все это приводит к тому, что обучающиеся читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного и начало второго слова, теряют строку, пропускают строки и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, являются типичными для обучающихся, представляют собой явление довольно стойкое, которое тормозит развитие навыка беглого чтения.
-
Вывод:
Эффективность дальнейшего обучения всем другим учебным предметам напрямую зависит от того, как сформированы у них навыки чтения. Таким образом, качество ЗУН обучающихся по всем учебным предметам зависит от того, насколько правильно организована работа на уроке по коррекции вышеперечисленных недостатков и реализации главных задач уроков чтения: выработке у детей навыков беглого, осмысленного, правильного и выразительного чтения. Показателем хорошей результативности работы по формированию навыков чтения явится успешность овладения ими программным материалом по всем предметам, что, в конечном итоге, будет способствовать их успешной социальной адаптации.
-
Этапы работы:
Диагностический этап: Определение уровня сформи -рованности навыка чтения на основе диагностики. Постановка задач индивидуальных образовательных маршрутов на основе выявленных проблем. Подготовительный этап: Определение наиболее эффективных коррекционно-развивающих приёмов работы. Обеспечение практической базы ( специаль -ная литература, дидактический и раздаточный мате- риал). Практический этап: Апробирование приёмов работы на практике с учётом индивидуальных возможностей каждого обучающегося, воспитанника. Мониторинговый этап: Провести диагностику.Отследить результативность обучения на уровне возможностей обучающегося, воспитанника.
-
Эффективность обучения школьников всем другим учебным предметам напрямую зависит от того, как сформирован у них навык чтения . Сформированный навык чтения характеризуется единством 4-х компонентов: - правильности, - беглости, - осмысленности, - выразительности.
-
Сформированность навыка чтения у обучающихся, воспитанников 5 класса на начало 2015-2016 учебного года
.
-
Сформированность навыка чтения у обучающихся, воспитанников 5 класса на начало 2015-2016 учебного года.
-
Средства реализации задач индивидуальных образовательных маршрутов по формированию навыка чтения
-
1) Упражнение по отработке произносительных навыков;2) «Догадайся, какие слова пропущены»
-
Применение на уроке приёма В. Ф. Базарного «Смена динамических поз»Работа за конторками В. Ф. Базарного способствует предупреждению переутомления на уроке, профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата
-
Использование иллюстративного материала на уроке (описание картины А. Пластова «Первый снег»)
-
Объяснение словарных слов с использованием иллюстративного материала
-
Упражнение по развитию смысловой догадки: чтение текста с пропущенными словами.
-
Рекомендациипо использованию коррекционно-развивающих приёмов для формирования навыка осознанного чтения.
I. Упражнения, направленные на развитие смысловой догадки: 1. Работа с таблицей слов. 2. Упражнения на различение (мел-мель, мал-мял). 3. Назови лишнее слово. 4. Назови одним словом (группа слов). 5. Составление слова из букв. 6. Перевертыши. 7. Чтение двусложных слов с одной пропущенной гласной: Г…ра, п…ле, к…сА. 8. Чтение слов с двумя пропущенными гласными: Д…р…во, в…т…р и так далее. 9. Чтение незаконченных предложений: Дверь была… . Солнце уже… . Утром шел… . 10. Чтение связных текстов с пропущенными словами: После холодной зимы наступила … . Яркое … прогревает землю. 11. Прогнозирование (по названию догадайся, о чем будем читать?) 12. Придумай свое название рассказу. 13. Работа с деформированным текстом. 14. Зрительные диктанты.
-
II. Словарная работа. Методические требования: на каждом этапе урока – не более 3 слов. 1. Подготовительный этап. (Критерии отбора слов: Обширность объяснения значения слова; Возможность объяснения слова вне контекста; Смысловая значимость для понимания фактического содержания; Проводится предварительное чтение слов со сложной слоговой структурой: со стечение 3-4 и более согласных, с удвоенной согласной, слов с ь ъ знаками. 2. Первичное чтение. (Критерии отбора слов – краткость пояснения значения слов, подбор синонимов) 3. Аналитическое чтение (Критерии отбора слов являются слова от контекста: Многозначные слова с переносным значением; Фразеологические обороты речи; Художественно-изобразительные средства произведения: метаморфозы, эпитеты, сравнения, олицетворения. Для активации словарного запаса ставить вопрос таким образом, чтобы дети в своих ответах употребляли изучаемые слова; при составлении пунктов плана так же включали необходимые слова. Межпредметная связь: С какими словами познакомились, составьте словосочетания, предложения.
-
III. Упражнения направленные на формирование навыка смыслового чтения, речевых умений и навыков. 1. Составление плана. Методические требования к составлению плана: План должен отразить основные моменты сюжета, т.е. воспроизводить события и последовательность. А также характерные черты персонажей, лексику произведения. Должны логически подводить обучающихся к выделению главной мысли. Заготовки плана в младших классах составляются в виде развернутых или вопросительных. С 6-го класса составляется цитатный план. С 8 класса пункты плана могут быть в форме назывных предложений. В специальной (коррекционной) школе VIII вида составляется простой по степени детализации план, который включает только основные пункты без подразделения на подпункты. 2. Пересказ прочитанного Виды пересказов: Подробный; Краткий; Выборочный; С изменением лица рассказчика; Пересказ по опорным словам; Пересказ по плану 3. Ответы на вопросы по содержанию. 4. Проблемные вопросы. 5. Устное рисование. 6. Оценка поступков героев, характеристика героев.
-
IV. Виды работ над текстом 1. Чтение по готовому плану. 2. Чтение с сокращением текста (дети убирают предложения или слова, которые можно пропустить. Подготовка к сложному (краткому) пересказу). 3. Чтение, поиск отрывка к рисунку. 4. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос. 5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу. 6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль. 7. Беседа с сопровождением выборочного текста. 8. Нахождение в тексте выводов. 9. Нахождение в тексте предложений, выражающих главную мысль произведения.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.