Презентация на тему "Учебно-методическая литература для учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении"

Презентация: Учебно-методическая литература для учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении
1 из 46
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.6
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Учебно-методическая литература для учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении" по педагогике, включающую в себя 46 слайдов. Скачать файл презентации 34.23 Мб. Средняя оценка: 3.6 балла из 5. Для студентов. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по педагогике

Содержание

  • Презентация: Учебно-методическая литература для учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении
    Слайд 1

    Учебно-методическая литература для учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении

  • Слайд 2

    Учебно-методическая литература для учащихся начальных классов, испытывающих трудности в обучении

  • Слайд 3

    3 ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования

  • Слайд 4

    Трудности в формировании навыка чтения

    Дети читают медленнее, чем предусмотрено показателями по темпу чтения школьной программы. Допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Искажения звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного. В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения. 4

  • Слайд 5

    Риски возникновения нарушений письма и чтения

    навык чтения не сформирован (не знает всех букв; знает буквы, но не «сливает» в слоги, «набирает» по буквам); ребенок – левша; ребенок посещал логопедическую группу (по коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФН), общего недоразвития речи (ОНР), для детей с заиканием; есть проблемы с мелкой и общей моторикой; присутствует двуязычие в семье; у ребёнка вялая артикуляция, нарушение звукопроизношения; словарь не соответствует возрастной норме; в речи присутствуют аграмматизмы; связная речь не развита. 5

  • Слайд 6

    Школьный учебник – достаточно?

    Анализ школьных учебников показывает, что программный материал не обеспечивает «научение» ребенка быстрому чтению «с нуля». В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп прохождения программы слишком высок для того, чтобы автоматизировать навык у слабочитающего ребенка. Поэтому в сложившейся ситуации первоклассник сможет успешно учиться, если он владеет как минимум послоговым чтением со скоростью 20-25 слов в минуту. Учебники по чтению не содержат специализированных упражнений, обеспечивающих совершенствование навыка. Текстовые задания учебников по остальным предметам рассчитаны на хорошее владение навыком чтения. Они содержат тексты, включающие слова со сложной звуковой структурой и грамматической конструкцией. 6

  • Слайд 7

    Особые подходы к детям с особыми образовательными потребностями

    Дети с предпосылками к нарушениям чтения нуждаются в индивидуализации методик обучения чтению. Ученику пришедшему в первый класс необходимо создать фундамент дальнейшего обучения грамоте, на котором базируются все грамматические правила родного языка. Отсюда вытекает проблема: успеет ли ребенок за букварный период освоить все необходимые фонетические понятия (звук и буква, согласные и гласные, звонкие и глухие и т.д.) на которых базируется фонетика, которая в свою очередь является фундаментом изучения русского языка. Для осознания, закрепления фонетических понятий первокласснику с особыми образовательными потребностями необходимы дополнительные занятия со школьным логопедом. 7

  • Слайд 8

    Спектр проблем при обучении письму

    8 Общие проблемы развития Трудности ориентировки в пространстве (трудности осознания своего положения в пространстве) Трудности переноса информации с вертикальной плоскости на горизонтальную Трудности ориентировки на листе бумаги Трудности опознания и дифференциации зрительных образов Проблемы переработки слуховой информации Проблемы развития мелкой моторики и артикуляции Трудности регуляции мышечного тонуса и удержания рабочей позы Недостаточная сформированность серийной организации движений и чувства ритма Трудности программирования и контроля, проблемы концентрации и распределения внимания Проблемы, возникающие при обучении Трудности дифференциации строки и межстрочного пространства Трудности нахождения начала строки и передачи на листе бумаги пространственных отношений «верх», «низ», «над», «под», «выше», «ниже» Трудности запоминания графем (оптических признаков буквы) Трудности дифференциации фонем и графем Зеркальность написания графем Трудности соединения букв между собой, неплавное замедленное письмо Трудности следования инструкции, ошибки по невнимательности

  • Слайд 9

    Спектр проблем при обучении чтению

    Проблемы освоения техники чтения Трудности усвоения образа печатной графемы Слияние слогов Зеркальность (при чтении открытых, закрытых слогов) Трудности слияния слогов в слово Трудности при присоединении согласного к открытому слогу Дифференцировка слогов с гласными 1-го и 2-го рядов при чтении Трудности при чтении слогов со стечением согласных Понимание текстов Умение понять и повторить слово (словарный запас) Умение вычленять непонятные слова из группы слов Умение понять смысл короткого предложения и повторить его Умение ответить на вопросы по прочитанному предложению Умение сделать вывод из прочитанного умение понять смысл короткого текста Умение ответить на вопросы по прочитанному тексту 9

  • Слайд 10

    Диктант учителя русского языка и литературы 1 орфографическая ошибка С камушка на камушек прыгал вороб(у/ы)шек, а на террасе веснушчатая тётка АгриппинаСавви(ш/ч)на исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом со снетками. 10

  • Слайд 11

    Диктант студента 4 орфографические ошибки С камушка на камушек прыгал вороб(у/ы)шек, а на террасе веснушчатая тётка АгриппинаСавви(ш/ч)на исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом со снетками. 11

  • Слайд 12

    Диктант десятиклассника 12 орфографических ошибок С камушка на камушек прыгал вороб(у/ы)шек, а на террасе веснушчатая тётка АгриппинаСавви(ш/ч)на исподтишка потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом со снетками. 12

  • Слайд 13

    Диктант четвероклассника 1 1 орфографических ошибок, 13 дисграфических ошибок: 10 моторных ошибок, 3 ошибки языкового анализа Бабочка на дорожке. Кусты и травы сгибаются от воды, а узкую тропинку солнце уже высушило. Идёшь – и только разноцветные камушки под ногами звенят. На тёплую дорожку вылетели жёлтые, голубые бабочки. Крылья бабочек в горошек, в крапинку, в полоску. 13

  • Слайд 14

    Диктант третьеклассника Множественные ошибки Осень пришла. Все меньше стало тёплых дней. В садах и в парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса. Краснеют осинки. Берёзы стоят в золотом уборе. Вот на землю упал лист клёна. Птицы тронулись в дальний путь. 14

  • Слайд 15

    Овладение процессами чтения и письма должно стать одним из основных результатов обучения на уровне начального общего образования , который во многом определит успешность продолжения образования. Автоматизация навыка чтения - это сложный процесс. В норме у разных детей его протяженность длится от 1 года до 3 лет. А в случае возникновения трудностей он может растянуться до 5-8 лет и более. Школьная программа не дает нам такой возможности.

  • Слайд 16

    Учебно-методический комплекс «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»

    Авторский коллектив: О.А. Ишимова, С.Н. Шаховская, А.А. Алмазова, С.И. Сабельникова, Н.Н. Алипченкова, И.Е. Юсов, В.Д. Подотыкина, Е.В. Дерябина, Е.Х. Заббарова УМКпредставляет собой комплект специальных методических пособий и специальных дидактических материалов, используемых в коррекционно-педагогической работе с младшими школьниками, испытывающими трудности в освоении основной образовательной программы НОО. УМК применяется для: – оказания специальной помощи учащимся 1-4 классов с трудностями формирования или с нарушением письма и (или) чтения с учетом их особых образовательных потребностей; – наиболее полной реализации образовательных и воспитательных задач по предметам «русский язык», «литературное чтение» (предметная область «филология»), включая метапредметную программу «Чтение. Работа с текстом». 16

  • Слайд 17

    17 Учащиеся с трудностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Учащиеся, для которых русский язык не является родным Для кого? УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»

  • Слайд 18

    18 Предназначен для использования в общеобразовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в коррекционной работе с детьми, обучающимися в образовательных организациях, реализующих адаптированные программы (специальных (коррекционных) школах ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ включают: описание структуры и систематизации разделов коррекционной работы планируемые результаты и систему оценки достижения планируемых результатов примерное тематическое планирование методическое и дидактическое обеспечение Предназначен УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»

  • Слайд 19

    19 Предупредить у обучающихся трудности в освоении основной образовательной программы НОО Оказать помощь обучающимся, испытывающим трудности в достижении предметных результатов (письмо, чтение) на начальном этапе их формирования Повысить качествоосвоения учащимися начальных классов содержания основной образовательной программы Обеспечить учителейначальных классов и других специалистов диагностическими, методическими и практическими материалами Цели УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»

  • Слайд 20

    20 Пособия разработаны на основании ФГОС начального общего образования Серия рассчитана на детей старшего дошкольноговозраста и учащихся начальных классов Пособия учитывают психологические особенности детей младшего школьного возраста, разработаны в игровой форме, имеют систему оценки достижения детьми результатов В каждой тетради-помощнице имеется «страничка взрослого» с разъяснениями как работать по книге Тетради-помощницы можно использовать в урочной или внеурочной деятельности, при оказании помощи детям со стороны родителей. Задания позволяют получить первоначальные знания и представления в области математики и окружающего мира, тренируют память, логику, мышление, учат самостоятельности, умению общаться, рассуждать, отвечать на вопросы, рассказывать, подготавливают к обучению в школе, готовят руку к письму. УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов»

  • Слайд 21

    2методических пособия для педагогов 10дидактических пособий для учащихся Чтение Письмо УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» 21

  • Слайд 22

    Учебно-методический комплект по письму: 1 методическое пособие + 6 дидактических пособий 22 Для детей Тетради-помощницы – дидактическое обеспечение коррекционно-педагогической работы Для педагогов Программно-методические материалы – методическое обеспечение коррекционно-педагогической работы

  • Слайд 23

    23 Содержание ПММ Пояснительная записка Характеристика этапов КПР Планируемые результаты и система оценки результатов КПР Содержание КПР Примерное тематическое планирование КПР Условия реализации КПР Приложения 1-6 1. Методические рекомендации к занятиям 2. Описание диагностических методик 3. Комплекс упражнений для физкультминуток 5. Сведения об апробации 6. Материал для проверочных работ / Таблица КТЧ / Дополнительный речевой материал Преимущества использования ПММ Позволяет использовать для составления рабочих коррекционно-развивающих программ, реализуемых в рамках программы коррекционной работы в КПР с учащимися с трудностями формирования (1-2 классы) или с нарушением чтения / письма (2-4 классы) Отнесено к методическому обеспечениюКРПрограммы и адресовано учителям-логопедам, педагогам Программно-методические материалы. Чтение. Письмо

  • Слайд 24

    Этап 1. Предупреждение нарушения письма Работа направлена на создание предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования письма: - устно-речевых - операциональных функциональных, способствующих предупреждению трудностей формирования первоначального навыка письма. Продолжительность – 1-1,5 года Количество тем – 35 Периодичность занятий – 2-3 раза в нед. Количество занятий – от 60 до 90 (ориентировочно) Этап 2. Коррекция нарушения письма Продолжение работы по формированию операций письма Продолжительность – 1-1,5 года Количество тем – 50 Периодичность занятий – 2-3 раза в нед. Количество занятий – от 60 до 90 (ориентировочно) Особенности: Перед каждой темой раздела проводятся диагностические работы После каждого раздела выполняются проверочные работы Прохождение разделов и конкретных тем определяется характером проявления, частотностью и стойкостью ошибок Этапы коррекционно-педагогической работы 24

  • Слайд 25

    Развитие речи. Письмо Письмо. Понимаю и различаю текст, предложение, слово. Правильно пишу КОМУ: детям первого года школьного обучения и старшего дошкольного возраста для развития речи и начинающим писать буквы детям, которые нуждаются в развитии речи и которым трудно писать КОМУ: детям, которым трудно усвоить понятия «текст», «предложение», «слово» и различать их между собой 25 Тетради-помощницы по письму: описание

  • Слайд 26

    Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Правильно пишу КОМУ: детям, которые на письме смешивают и заменяют буквы, обозначающие гласные звуки, между собой КОМУ: детям, которые смешивают или заменяют на письме буквы, обозначающие твердые и мягкие согласные звуки, которым трудно обозначать мягкость согласных звуков на письме КОМУ: детям, которые на письме смешивают или заменяют буквы, обозначающие свистящие и шипящие согласные звуки, аффрикаты и их компоненты Письмо. Различаю звонкие и глухие согласные звуки. Правильно пишу КОМУ: детям, которые на письме смешивают и заменяют буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные звуки, между собой Тетради-помощницы по письму: описание 26 Письмо. Различаю гласные звуки. Правильно пишу Письмо. Различаю твердые и мягкие согласные звуки. Обозначаю мягкость согласных

  • Слайд 27

    Разнообразие заданий и упражнений по коррекции несформированности: - фонематического восприятия (=60% заданий) - зрительно-пространственного восприятия и двигательных функций (=20%) операций языкового анализа и синтеза (=20%) Вариативность использования: Вариант А. +   Вариант Б.   Вариант В.  +   Вариант Г. Шаг 1 Для 1 класса Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Шаг 5 Шаг 6 Для 2-4 класса Тетради-помощницы по письму: особенности 27

  • Слайд 28

    Адресовано первоклассникам или старшим дошкольникам для подготовки к формированию первоначального навыка письма Состоит из 33 занятий Каждое занятие включает 3 вида заданий: 1 вид. Устно-речевые задания. Направленына развитие лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов устной речи . Включают 20 заданий. Выполняются устно с использованием сюжетных тематических картинок в течение 15 минут. 2 вид. Двигательные упражнения. Направлены на снятие общего и локального утомления, развитие крупной и мелкой моторики, овладение моторным планированием и его исполнением. Включают 2 упражнения. Проводятся в форме физкультминутки в течение 5 минут. 3 вид. Письменные задания. Направленына формирование умения выделять звук в слове, переводить его в букву, затем в графическое начертание. Включают 5 заданий. Выполняются письменно в течение 10-15 минут. !!!Все письменные задания выполняются ребенком простым карандашом. В конце каждого занятия проводится балльное оценивание выполнение заданий «Оцени свои успехи» («свои успехи оцениваю сам», «мои успехи оценивает взрослый») Наличие раздела «Страничка для тех, кто помогает детям учиться» 28 Тетрадь-помощница по письму: открывая тетрадь

  • Слайд 29

    Лексическая тема «Осенний пейзаж. Дети собирают грибы. Буква Е» Лексическая тема «Осенний пейзаж. Животные и птицы готовятся к зиме. Буква А» Лексическая тема «Осенний пейзаж. Буква О» Приём конфликт лексических темдля развития всех аспектов речевой, языковой и мыслительной деятельности детей 29 Тетрадь-помощница по письму: открывая тетрадь

  • Слайд 30

    Установление ассоциативных и смысловых связей между буквой и предметом Формирование обобщённого образа буквы Комментированное письмо буквУчёт акустико-артикуляционных свойств звуков Учёт графической особенности каждой буквы Формирование операций звуко-буквенного анализа 30 Тетрадь-помощница по письму: открывая тетрадь

  • Слайд 31

    1. Выполнение устных заданий: развитие речи лексический раздел грамматический раздел фонетико-фонематический раздел 2. Выполнение двигательных упражнений:физкультурная минутка упражнения для развития мелкой моторики упражнения для развития крупной моторики 3. Выполнение письменных заданий 4. Повторение. Подведение итогов, оценивание достижений самостоятельно ребёнком, затем взрослым 31 Тетрадь-помощница по письму: открывая тетрадь

  • Слайд 32

    Инструкции к заданиям выполнены с помощью печатного шрифта Тексты к заданиям выполнены с помощью рукописного шрифта В инструкциях к заданиям использованы значки-символы Возможность использования в КПР с учащимися по исправлению нарушения чтения: «Чтение. Работа с текстом» 32 Тетрадь-помощница по письму: открывая тетрадь

  • Слайд 33

    Для педагогов Программно-методические материалы – методическое обеспечение коррекционно-педагогической работы Для детей Тетради-помощницы – дидактическое обеспечение коррекционно-педагогической работы ТП 1. Работа на уровне буквы и слога ТП 2. Работа на уровне слога и слова ТП 3. Работа на уровне слова и предложения ТП 4. Работа над пониманием 3 1 4 Учебно-методический комплект по чтению: 1 методическое пособие + 4 дидактических пособия 33 2

  • Слайд 34

    Этап 1. Предупреждение нарушения технического компонента чтения Создание предпосылок, способствующих предупреждению трудностей формирования громкого чтения: - операциональные (определение букво-звуковых соответствий, слогослияние) - функциональные (развитие гностических и моторных функций) устно-речевые (развитие фонемного анализа и синтеза, фонематического восприятия, коррекция звукопроизношения) Продолжительность – 1-1,5 года Количество тем – 66 Периодичность занятий – 2-3 раза в нед. Количество занятий – от 60 до 90 (ориентировочно) Этап 2. Предупреждение нарушения смыслового компонента чтения Продолжение работы по формированию операций и способов действий громкого чтения: быстрое узнавание слов и объединение в словосочетание, предложение Работа направлена на формирование молчаливого чтения Продолжительность – 0,5-1 год Количество тем – 33 Периодичность занятий – 2-3 раза в нед. Количество занятий – от 30 до 60 (ориентировочно) Этапы коррекционно-педагогической работы 34

  • Слайд 35

    Чтение. Читаю словами Чтение. Читаю и понимаю Чтение. От буквы к слогу и словам Чтение. От слога к слову КОМУ: детям, не умеющим читать, детям, которым трудно: - запоминать буквы, - воспроизводить печатные буквы (писать, выкладывать, рисовать), - сливать буквы в слоги КОМУ: детям, начинающим читать детям , которым трудно овладевать чтением по слогам и переходить от слогового чтения к чтению словами КОМУ: детям, начинающим читать детям, которым трудно овладевать чтением словами и переходить к чтению группами слов КОМУ: медленно читающим детям, детям, которым трудно понимать прочитанное Тетради-помощницы по чтению: описание 35

  • Слайд 36

    Критериальный отбор материала. Для ТП 1 – особенности пространственного расположения элементов букв Для ТП 2 – частотность двубуквенных открытых слогов типа СГ Для ТП 3 –частотность слов Вариативность использования для формирования способов чтения. Вариант А. +  Вариант Б. +  Вариант В.  +  Вариант Г. Шаг 1 Шаг 2 Шаг 3 Шаг 4 Чтение вслух Чтение про себя Тетради-помощницы по чтению: особенности 36

  • Слайд 37

    Состоит из 15 занятий (5 разделов по 3 занятия) Каждое занятие включает 4 основные группы заданий и 2 дополнительных задания: Основные задания «Цепочки слогов» «Таблицы слогов» «Конструктор слогов» «От слога к слову» Дополнительные задания В начале занятия «Подготовка к занятию» В конце занятия «Читаю я – читаешь ты» В каждую группу 15 основных заданий входят по 3 упражнения разного уровня сложности Все задания выполняются с использованием громкого чтения (чтение вслух) 37 Тетрадь-помощница по чтению: открывая тетрадь

  • Слайд 38

    тренировка процесса узнавания и запоминания слогов с конкретным буквенным составом Фиксация времени, потраченного ребенком на поиск слогов 38 Тетрадь-помощница по чтению: открывая тетрадь

  • Слайд 39

    отработка навыка чтения словами чтение слов с различной слого-ритмической структурой чтение группы слов 39 Тетрадь-помощница по чтению: открывая тетрадь

  • Слайд 40

    Задача: включение ребёнка как активного участника в процесс совместного со взрослым чтения 40 Тетрадь-помощница по чтению: открывая тетрадь

  • Слайд 41

    При завершении изучения каждого раздела занятий проводится оценка прибавления слов при чтении Количественные показатели нормы чтения соответствуют скорости чтения слов в минуту (для 2,3,4 классов). Показатели выбраны как ориентировочные на основании опыта работы с учащимися 2-4 классов с тяжелой формой нарушения чтения 41 Тетрадь-помощница по чтению: открывая тетрадь

  • Слайд 42

    42 Тетрадь-помощница по чтению: открывая тетрадь

  • Слайд 43

    Сочетание методического материала для педагогов (ПММ по чтению и письму) и дидактического материаладля детей (Тетради-помощницы по чтению и письму) Критериальный отбор содержания материала и последовательное формирование операций и способов действий при коррекции нарушения чтения и (или) письма Высокий коррекционный потенциал использования наиболее эффективных заданий при исправлении нарушения чтения, письма по результатам апробации Возможность применения дидактического материала пособий как «конструктора»: изменение последовательности заданий как внутри темы, так и между темами Использование различных методов в коррекционно-педагогической работе с учетом цели и задачи занятий и соответствующих им видов деятельности педагога и детей: коммуникативный, познавательный, преобразовательный, систематизирующий, контрольный (по классификации В.А. Онищук) Вариативные возможности использования специальных дидактических пособий при организации как индивидуальных, так и групповых занятий:в коррекционно-педагогической работе (учителем-логопедом на занятиях), в урочной или внеурочной деятельности (учителем на уроках или дополнительных занятиях), в самостоятельной работе (родителями во время занятий с детьми дома) Преимущества использования УМК «Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов» 43

  • Слайд 44

    44 Сайт АО «Издательство «Просвещение» www.prosv.ru

  • Слайд 45

    45 Сайт АО «Издательство «Просвещение» www.prosv.ru Вебинар О.А. Ишимовой

  • Слайд 46

    ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ АО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» www.prosv.ru Руководитель Центра специальных форм образования АО «Издательство «Просвещение» Сацевич Сергей Вильевич SSatsevitch@prosv.ru

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке