Презентация на тему "Технология проблемного обучения"

Презентация: Технология проблемного обучения
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Технология проблемного обучения" в режиме онлайн с анимацией. Содержит 16 слайдов. Самый большой каталог качественных презентаций по педагогике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    педагогика
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Технология проблемного обучения
    Слайд 1

    Технология проблемного обучения Главный механизм реализации системно – деятельностного подхода в обучении, который лежит в основе новых ФГОС и заключается в том, что ребёнок не получает готовое знание, а добывает его в результате собственной деятельности.

  • Слайд 2

    Применяя технологию проблемного обучения, необходимо и возможно решить главную задачу – раскрыть способности каждого ребенка, открывая знания на уроке вместе с ним.

  • Слайд 3

    Проблемная ситуация– условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т.е. у них возникает интеллектуальное затруднение. Проблема – это задача, не имеющая стандартного решения: это поисковая задача, направленная на поиск недостающих для ее решения знаний, способов мышления и деятельности; это ложный теоретический или практический вопрос, который содержит в себе скрытое противоречие, вызывающее разные, порой противоречивые, позиции при его решении; это задание (задача или вопрос), способ выполнения которого ученику заранее неизвестен, однако он имеет необходимые опорные знания и умения для осуществления полного решения; проблемная задача, которая вызывает у учащихся затруднения, удивление, но является посильной Основные понятия проблемного обучения

  • Слайд 4

    Способы создания проблемных ситуаций Проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда включение в нее ученика позволяет ему разграничить известное и неизвестное и наметить (самостоятельно или с помощью учителя) пути решения, проблемной задачи. Можно выделить следующие способы создания проблемной ситуации: использование учебных и жизненных ситуаций; побуждение к теоретическому объяснению явлений или фактов, их анализу, обобщению, классификации; ознакомление детей с фактами, носящими якобы необъяснимый характер; противоречия между научными фактами; новые условия применения уже имеющихся у ученика знаний. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: ПРОБЛЕПМНАЯП ПРОБЛЕМНАЯСИТУАЦИЯ ПРОБЛЕМНАЯ ЗАДАЧА МОДЕЛЬ ПОИСКОВРЕШЕНИЯ РЕШЕНИЕ

  • Слайд 5

    Цель - усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения). Основные задачи проблемного обучения: * усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности; * развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; * воспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); * воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы; * формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем) Цели и задачи проблемного обучения

  • Слайд 6

    Существует две группы проблемного обучения: общие и специальные. К общим функциям относится: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей; формирование диалектико-материалистического мышления школьников; формирование всесторонне и гармонично развитой личности. К специальным функциям относят: воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности); воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности); формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей. Творческое развитие – неотъемлемая часть проблемного обучения. Функции проблемного обучения

  • Слайд 7

    Важными функциями проблемного обучения являются развитие творческих способностей учащихся, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала. А что отличает творческий процесс от обычного способа усвоения знаний? Отличительной чертой творческого процесса является способность использовать имеющиеся знания в нестандартных ситуациях. Проблемное обучение как средство развития творческой личности формирует умение анализировать и делать выводы. Формированию творческой личности способствует умение видеть проблему и находить способы её решения, развитие познавательных навыков, развитие поисков исследовательских навыков. Творческий процесс включает этапы столкновения с трудностями и попытки решить проблему с помощью имеющихся знаний, интуитивный поиск решения, логическое обоснование решения. Функции проблемного обучения

  • Слайд 8

    Структура технологии проблемного обучения Постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие её проявления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители Начало активного поиска ответа на поставленный вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задаёт наводящие вопросы и т.д. Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно учащиеся выдвигают гипотезы. Привлекают дополнительную информацию. Появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания , реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта. I этап II этап III этап IV этап

  • Слайд 9

    Можно указать несколько основных способов создания проблемных ситуаций.  1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. 2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой и так далее. Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему. 3. Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете, а также на уроках по гуманитарным предметам. 4. Побуждения учащегося к анализу фактов и явлений действительности, порождающему противоречия между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах. 5. Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка Способы создания проблемных ситуаций

  • Слайд 10

    Формы решения проблемной ситуации дискуссии; научный спор; проблемная лекция; проблемные задачи и задания; задачи исследовательского характера; документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

  • Слайд 11

    Уровни проблемного обучения Уровень обычной несамостоятельной активности - это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера. Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы. Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога. Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество.

  • Слайд 12

    Структура проблемного урока I. Постановка учебной проблемы II. Постановка учебной задачи III. Поиск решения IV. Выражение решения V. Реализация продукта

  • Слайд 13

    Методы проблемного обучения Объяснительный метод состоит из системы приемов, включающих сообщение и обобщение учителем фактов данной науки, их описание и объяснение; репродуктивный метод применяется для осмысления усвоения теоретических знаний, отработки умений и навыков, заучивания учебного материала; практический метод основывается на том, что в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач, на первый план выдвигается умение использовать теорию на практике; частично-поисковый метод включает восприятие объяснений учителя учеником, сочетание с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса; исследовательский метод представляет умственные действия по формулировке проблемы и нахождению путей ее решения.

  • Слайд 14

    Достоинства проблемного обучения Способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, выбор плана решения и т.д.); развитию творческого мышления (поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации). Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе. Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

  • Слайд 15

    Недостатки проблемного обучения Не всегда легко сформулировать учебную проблему Не весь учебный материал можно построить в виде проблем Проблемное обучение не способствует отработке навыков Не экономично – требует больших затрат времени

  • Слайд 16

    Библиографический список Федеральный закон об образовании в Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 99-ФЗ) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), 2010 г. 1. Арапов К. А. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников [Текст] / К. А. Арапов, Г. Г. Рахматуллина // Молодой ученый. - 2012. - №8. 2. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников.- Ростов-на-Дону, 1970. 3. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: 3нание, 1991. 4. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. 5. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение как средство реализации ФГОС: Пособие для учителя. – М.: ФГАОУ АПКиППРО, 2013. – 138 с.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке