Содержание
-
Проблемное обучение
-
Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.
-
Проблемное обучение как педагогическое явление: история развития Психологической основой концепции проблемного обучения является теория мышления как продуктивного процесса, выдвинутаяС.Л.Рубинштейном. Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли Н.А. Менчинская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и др. Рубинштейн С.Л.
-
Проблемное обучение – не абсолютно новое педагогическое явление. Концепция проблемного обучения имеет довольно древнюю и богатую историю. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа.
-
Платон и в педагогической деятельности, и в научных трудах использовал метод диалога, обучение и радость познания, по его мнению, должны быть неразделимы; даже понятие «школа» в переводе с латинского означает «досуг».
-
Французский философ М. Монтень (1533-1592) указывал на необходимость введения гуманистических методов, считал, что обучение должно стать радостным, добровольным, сознательным процессом. В качестве важнейших и несправедливо забытых целей образования Монтень выделял развитие творческого подхода, умственных способностей и навыков самостоятельного мышления учащихся.
-
Выдающийся чешский философ и педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592-1670) для активизации учебного процесса проповедовал использование учебных игр, что по своим целям довольно близко к проблемному обучению.
-
История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого были разработаны американским психологом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952), основавшим в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью.
-
Для обучения Дьюи выделял четыре важнейших потребности-инстинкта: социальный, конструирования, художественного выражения, исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку дошкольного возраста предоставлялись в качестве источников познания слово (книги, рассказы), произведения искусства (картинки), технические устройства (игрушки); дети вовлекались в игру.
-
Его педагогическая теория получила название инструментальной педагогики или «обучения путем делания» и заключалась в том, что ребенок должен получать опыт и знания в процессе самостоятельного исследования, изготовления различных макетов и схем, производства опытов, нахождения ответов на спорные вопросы и так далее.
-
Дьюи считал, что для полноценного интеллектуального развития и образования вполне достаточно изначальной познавательной активности и любознательности ребенка, поэтому в процессе обучения педагог должен помогать ребенку в познании только того, чего требует сам ребенок.
-
Глубокие исследования в области проблемного обучения начались в 60-х годах 20-го века. Идея и принципы проблемного обучения в русле исследования психологии мышления разрабатывались советскими психологами С.Л. Рубинштейном, Д.Н. Богоявленским, Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкиным, а в применении к школьному обучению такими дидактами, как М. А. Даниловым, М.Н. Скаткиным[1][1]. Проблемная ситуация – способ вскрытия объективно существующей проблемности, выраженной эксплицитно или имплицитно, которое проявляется как психическое состояние интеллектуального затруднения при взаимодействии субъекта и объекта. Проблемная задача – средство создания проблемной ситуации – имеет оболочку, материализованную в ее формулировки (устной или письменной), ориентированно на потребность и возможности объекта. Проблема – это противоречие - единица содержания и процесса движения в материальном и идеальном пространстве, порождающая процесс развития мира и человека и порождаемая развитым человеком. Этот процесс не прерывен.
-
Классификация способов создания проблемных ситуаций основана на характере противоречия, возникающего в процессе учения: 1. столкновение учащихся с явлениями и фактами, требующими теоретического объяснения. 2. использование учебных и жизненных ситуаций возникающих при выполнении учащимися практических заданий. 3. постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления и поиск путей его практического применения. 4. побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, сталкивающих их с противоречиями между житейскими представителями и научными понятиями об этих фактах. 5. выдвижение гипотез формулировка выводов и их опытная проверка. 6. побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов явлений, правил, действий, в результате которых возникает познавательное затруднение. 7. побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов. 8. ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы. 9. организация межпредметных связей
-
Виды проблемного обучения Научное творчество основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. Практическое творчество базируется на постановке и решении практических учебных проблем. Художественное творчество – это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающие литературные сочинения, рисование, написание музыкального произведения, труд и другие.
-
Уровни проблемного обучения 1) Уровень обычной несамостоятельной активности 2) Уровень полусамостоятельной активности 3) Уровень самостоятельной активности 4) Уровень творческой активности
-
Особенности проблемного обучения 1. специфическая интеллектуальная деятельность ученика по самостоятельному усвоению новых понятий путем решения учебных проблем. 2. проблемное обучение - наиболее эффективное средство формирования мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого, диалектического мышления
-
3. Дидактический принцип связи обучения с жизнью. Связь с практикой и использование жизненного опыта учащихся при проблемном обучении. 4.Систематическое применение учителем наиболее эффективного сочетания разнообразных типов и видов самостоятельных работ учащихся.
-
Пятая особенность определяется дидактическим принципом индивидуального подхода. При проблемном обучении индивидуализация обусловлена наличием учебных проблем разной сложности, которые каждым обучаемым воспринимаются по-разному. Шестая особенность состоит в динамичности проблемного обучения. Эта особенность обусловлена динамичностью самой проблемы, в основе которой всегда лежит противоречие, присущее любому явлению, факту действительности.
-
Седьмая особенность заключается в высокой эмоциональной активности обучаемых. Сама проблемная ситуация является источником ее возбуждения и активная мыслительная деятельность обучаемого неразрывно связана с чувственно-эмоциональной сферой психической деятельности. Восьмая особенность проблемного обучения заключается в том, что оно обеспечивает новое соотношение индукции и дедукции и новое соотношение репродуктивного и продуктивного усвоения знаний.
-
Методы проблемного обучения 1. Метод монологического изложения 2. Рассуждающий метод обучения 3. Диалогический метод изложения 4. Эвристический метод изложения 5. Исследовательский метод 6. Метод программированных заданий
-
Основные психологические условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний. 2. Быть доступным для учащихся 3. Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность. 4. Задания должны быть таковыми, чтобы учащийся не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
-
+ Достоинства проблемного обучения: 1.Высокая самостоятельность учащихся; 2.Формирование познавательного интереса или личностной мотивации учащегося -Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легкосформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить ввиде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, неэкономично – требует больших затрат времени.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.