Содержание
-
Тепло родного детского дома
-
Дом
- У каждого человека бывает большая и малая Родина. Большая - это страна, в которой мы родились. Малая – это земля, на которой мы живем, дом в котором мы живем. Для вас, ребята, малой родиной является г.Санкт-Петербург, детский дом, имеющий свою 19 летнюю историю.
- Л.Н. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Каждому из нас нужно такое место , где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой. Наш дом теплый, солнечный, уютный. Это достигается нашими стараниями. В группе 9 девочек разного возраста 14-16 лет. Работают 2 воспитателя.
-
Определение проблемы
- Социальный опрос по методике «Незаконченное предложение»:
- «Я считаю, что в нашей группе надо обязательно обсудить такую проблему как…». Выявил желание всех воспитанниц группы обсудить проблему общения между собой и другими людьми: взрослыми, сверстницами, парнями. Мы не всегда бываем дружными, понимающими друг друга. Мы задумались над нашими взаимоотношениями. Решили лучше узнать себя и своих подруг.
-
I этап: разработка проектного задания
Обоснование актуальности. Умение общаться продиктовано самой жизнью с её социальным катаклизмами. Дети порой морально дезориентированы и нуждаются в этических занятиях – диалогах о самых важных вопросах человеческого бытия. Умение общаться в разных коллективах важно в процессе адаптации подростков в обществе и его профессиональной ориентации. Подросток стремится к своей личной значимости. Он нуждается в личностном росте, в самоукреплении и защищенности, в понимании и принятии себя другими, в обществе своих сверстников и в общении со взрослыми.
-
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Содействовать становлению личности воспитанниц.
Задачи:
- Ознакомить с основными нравственными категориями и понятиями (порядочность, честность, доброта, этика). Развивать навыки работы со словарями, учить анализировать смысл пословиц, поговорок, притч, литературных произведений, понимать Библию, изобразительное искусство, музыку. Дать общее представление о строении и функции головного мозга.
- Развивать приемы умственной деятельности: сравнение, обобщение, анализ. Научить размышлять, вести диалоги, познавательный спор, дискуссию.
- Воспитать устойчивость нравственного выбора в любых ситуациях. Формировать у воспитанниц умение анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.
-
II этап: разработка плана работы
- Определение срока выполнение проекта: февраль-март 2011 года.
- Формы работы:индивидуальная, подгрупповая деятельность по направлениям.
- Метод:коллективной творческой деятельности. Распределение обязанностей, составление плана промежуточной отчетности.
-
Направления работы
-
III этап: Реализация проекта
- Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
- Проведение исследования.
- Контроль и коррекция промежуточных результатов.
- Оформление материала для презентации.
- Проведение исследования: Развитие способностей человека начинается с мозга. Наша – жизнь – то, что мы о ней думаем. Без эмоций нет поступка. Появилась эмоция: «Она меня раздражает» - Мысль: «Нужно пересесть за другой стол» - Поступок: пересел за другой стол.
- «Медицинская энциклопедия» Шарова Аня.
- Мозг – важнейший орган в организме. Миллиарды крошечных клеток, составляющих мозг, в течение всей жизни непрерывно учатся и узнают новое, они удерживают в памяти множество вкусов и запахов, картин и звуков – и никогда не забывают их. Наш мозг состоит из 4 больших разделов:
-
- Большой мозг (большие полушария) управляют нашим мышлением. Даже когда мы спим, большой мозг работает – рождает мысли. Эти мысли – наши сноведения. Большой мозг также управляет нашими движениями и ощущениями.
- Под большими полушариями в задней части головы расположен мозжечок. Он управляет мышцами – заставляет наши руки и ноги двигаться слаженно, а не дёргаться в разные стороны.
- Под мозжечком в основании черепа расположен варолиев мост. Он принимает и рассылает сигналы, поступающие от большого мозга.
- Ниже моста находится продолговатый мозг, который соединён со спинным мозгом. Он передаёт в мозг сигналы, поступившие от всех других отделов нашего организма.
- Проведение исследования: «Рассмотрение клетки лука под микроскопом». Из похожих клеток состоит человек и его мозг.
-
Ход исследования
- Воспитанница №1:
- провела опрос среди сотрудников детского дома о знании мифов, легенд, притчей, о жизненной мудрости. Одна из воспитанниц рассказала интересную легенду Китая.
- В древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царили в ней лад, любовь и уважение. Слава о семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижая друг друга?» В ответ старейшина назвал лишь одно слово: «Терпение».
- Девочки делают вывод, что важно научиться владеть своими эмоциями и это поможет регулировать отношения с людьми.
- Воспитанница №2.
- В Библии, в Нагорной проповеди Христа утверждаются в качестве важнейших добродетелей такие как смирение, покорность, терпение, кротость, милосердие, снисходительность к порокам других.
- Работа со словарем по этике. Воспитанница №3.
- Коммуникация – это общение, основанное на взаимопонимании.
- Характер – это сочетание индивидуальных свойств человека, проявляющихся в его поведении и поступках.
- Этика – это наука, отвечающая на какие нормы, цели, ценности люди должны ориентировать свою жизнь.
- М.И. Дьяченко, Л.А. Кондыбович«Краткий психологический словарь».
- Воспитанница №1:
-
-
Ход исследования
- Воспитанница №4 привела пример о добром отношении к людям из литературы. В повести В.Г. Кораленко «Слепой музыкант» рассказывается о жизни слепого мальчика Петра. Мальчик никогда не видел света, цвета и стал оригинальным музыкантом. Он полюбил и понял природу, звуки, радость и горе человеческой жизни. Ему помогали мама и дядя Максим. Нужно помогать и сострадать инвалидам. «Я совсем лишний на свете» - говорил себе Пётр в начале повести, а стал выдающимся музыкантом.
- Проанализировать строки стихотворения и дописать основные правила «надо» и «нельзя» в отношении с людьми.
-
- Воспитанница №5 и Лидия Ивановна (по стихотворению Г. Остера). Советы наоборот.
- Требуют тебя к ответу?Что же, умей держать ответ. Не трясись, не хнычь, не мямли, Никогда не прячь глаза. Например, спросила Лидия Ивановна«Кто вещи разбросал?»Отвечай, что это одногруппницаПривела своих друзей.Ты поругалась с кем-то?Говори, что первый он Бил тебя ногой по шееИ ругался, как бандит.Если спросят, кто на кухнеНе убирал и посуду грязную оставил?Отвечай, что кот соседский, А возможно, сам сосед.В чем бы ты не провинилась,Научись держать ответ.За свои поступки каждый должен смело отвечать.
-
Работа с пословицами и поговорками
- Народная мудрость.
- Работа с пословицами и поговорками.
- Народные приметы. Воспитанница №6.
- Беседуем над содержанием, заучиваем их, проводим игры «Собери пословицу из данных слов», «Скажи вторую часть пословицы».
- Пословицы помогают воспитывать чувства коллективизма, дружбы доброты:
- «Живи для людей – поживут люди для тебя».
- «Один в поле не воин».
- «Дружно – не грузно, а врозь хоть брось».
- «Кто сегодня соврал, тому завтра не поверят».
- «На обмане далеко не уедешь»
- «У лжеца на одной неделе – семь четвергов».
- «Доброй славой дом цветёт».
- «Вранью да небылицам короткий век».
- «Кто добру учится, тот добром живет».
- Интересны пословицы и приметы о родной природе, которые обогащают знания детей.
- «Кто спит весной – тот плачет зимой».
- «Весенний день год кормит».
- В народных пословицах и поговорках метко говорится, что много зависит от вас:
- «Добрые дети – дому венец, худые дети – дому конец».
-
Оцени ситуацию
- «Оцени ситуацию» воспитанница №3, воспитанница №7, воспитанница №1.
- Задачи: восстановить чувство доверия к себе, другим, к миру, развивать чувство юмора, умение поставить себя на место другого.
- Все мы ошибаемся. Ведь не ошибается, лишь тот, кто ничего не делает, но мы по-разному реагируем на свои ошибки. Кто-то злится, кто-то смеется, а кто-то остается невозмутимым. Работая в парах, дети додумывают как лучше решить проблему, инсценируя финал. Ситуации описаны ниже:
- Ситуация 1: Оле давно нравится Миша. Однажды в столовой она, вставая из-за стола, случайно толкнула его. У Миши в руках был стакан с компотом, который упал и разбился, а компот вылился на новые брюки мальчика.
- Ситуация 2: Лена вызвалась сварить компот. Как же ей было досадно когда её труд пошел насмарку, потому что по ошибке она добавила в компот вместо сахара соль!
- Ситуация 3: Света бежала по коридору школы, как вдруг из-за угла вышла учительница истории. Девочка слишком поздно её увидела. Не успела остановиться и столкнулась с почтенной дамой. К счастью, дама не упала
-
- Ситуация 4: На первом уроке у Кати пропала её любимая ручка. Она искала её всюду, но не могла её найти. Пришлось писать запасной. Когда на третьем уроке Катя увидела такую же ручку в руках у Маши, она не разобравшись крикнула: «Это моя ручка!» Позже выяснилось. Что Маши папа купил такую же ручку. А Катина ручка всё это время находилась в нагрудном кармане её пиджака.
- Ситуация 5: После урока физкультуры Маша заговорила со своим другом и не успела переодеться. Когда прозвенел звонок она быстро сняла футболку и надела другую. Но поспешив не обратила внимания, что одела её наизнанку. Когда она появилась в классе, ребята начали над ней смеяться.
-
Обсуждение: Девочки говорят, что неприятно оказаться в неловкой ситуации, когда над тобой смеются. Но если мы будем из-за таких пустяков ругаться с окружающими, злиться и кричать, то сделаем себе только хуже. У нас испортится настроение мы не сможем играть и мирно разговаривать со своими одноклассниками. Есть такое выражение: «Только сильный человек может посмеяться над собой». Давайте постараемся быть сильными и взглянём с улыбкой на мелкие неприятности, и не забудем извиниться перед теми, кого по глупости обидели.
-
- Воспитанница №8
- Нравственный подвиг героев изобразительного искусства дает образное представление о великом прошлом.
- Главными героями картины «Последний день Помпеи» К.П. Брюллов сделал тех, кто «трепетал за друзей и родных». Мужчины, женщины и дети оглашали воплями безнадежности и жалобами воздух, причем кто звал отца, кто сына, другой трепетал за друзей и родных. Молодой юноша пытается спасти свою мать, в бессилии опустившуюся на дорогу. Поступками героев руководит чувство любви и привязанности к родным.
- Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, жители Помпеи думают не столько о себе сколько о близких.
-
-
Тестирование, тренинги, этические игры
- В результате цветового теста «Радуга» можно сказать о характере девочек группы в данный момент времени (10 февраля 2011 года).
- Воспитанница №1 - общительная.
- Воспитанница №7: воспринимает мир сказочно.
- Воспитанница №6 - недовольна всем на свете и собой то же.
- Воспитанница №2: в приподнятом, радостном, живом настроении.
- Воспитанница №9 - романтическое настроение.
- Воспитанница №4: в радостном, оживленном настроении.
- Воспитанница №5: в деловом, серьезном состоянии духа!
- Воспитанница №3: заболела, плохо себя чувствует.
- Воспитанница №8 - устала ни до чего нет дела.
- Мне понравилось, что девочки меня назвали: смешной, классной, хорошей воспитательницей.
- Проведен тест на определение характера (Данилова А.Г.):
- Покладистый доброжелательный характер – 1 чел.В характере есть недостатки, но можно ладить – 3 чел.Трудно общаться, тяжело дружить – 5 чел..
-
IV этап: Завершение проекта
Проведенный проект основан на целесообразной деятельности воспитанниц, заинтересованных в познании самого себя, своих сверстников, в приобщении к общепринятым нормам воспитанности, стремление не ущемлять достоинства и чувства другого человека.
Подростки сделали шаг к познанию того, что создание хороших доброжелательных отношений с окружающими зависит не от поведения окружающих, а от самого подростка. И только совершенствуя себя, развивая положительные и устраняя собственные отрицательные качества можно занять достойное место среди других.
Считаю, что цель проекта достигнута, подростки сориентированы на построение взаимоотношений с другими людьми с учетом нравственных, этических категорий.
-
Решили оформить журналы:
- «Этичекий журнал»
- «Мир моих интересов»
- «Мир моих друзей»
- «Мир общих дел».
Проводить:
- «Этические пятиминутки»: коллективный поиск выхода из уже создавшихся конфликтных ситуаций и определение способов их преодоления.
- «Этическую зарядку»: каждодневная установка на доброжелательность, уважение в отношениях с другими.
- Беседы на этический темы с включениям художественных текстов, пословиц, жизненных ситуаций.
- Этический диалог.
-
Рекомендации
- В процессе совместного поиска выводить нравственные истины. Деятельностная форма через тренинги, этические игры (происходит внутренний диалог, нравственный выбор ребенка), игры - процессы (моделируют проявление способностей, личностных качеств).
- Создан «Музей трудных вопросов» - коллекция из интересных игр, тренингов («Тумба честности», «Волшебный стул», «Панорама поступков», «Я среди людей», «Оцени ситуацию», «Законы коллектива»).
- Предложены правила поведения в группе:
- Правила «не»:
- Не спорь по пустякам, старайся быть спокойным в общении.
- Не ябедничай, если считаешь, что друг в чем-то не прав, скажи ему об этом сразу. Останови, если он занимается чем-то плохим.
- Не обижай людей. Помири поссорившихся.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается, не сердись и не падай духом, если что-то не выходит.
- Храни дружбу, не ссорься по мелочам.
- Не перекладывай свою работу на товарища.
- Не сквернословь.
-
- Основное правило поведения – уметь брать на себя ответственность за свои слова, дела и поступки.
- Главное правило вежливости: «Уважай окружающих, считайся с ними».
-
«Для успеха в жизни умение общаться и быть человеком воспитанным гораздо важнее обладания талантами». Д. Леббок
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.