Содержание
-
Требования к современному уроку
-
Социокультурные, политические, экономические условия в стране в данный временной период Государственный заказ Социальные заказы Обр. стандарты и программы Совр. пед. подходы с их системой целей, принципов УМК, учебники, учебные пособия (отбор и организация уч. материалавсоответствии с целями и принципами концепции, реализованной в них Ученики Учитель Замысел Урок как «молекула» учебно-воспитательного процесса с определенным содержанием и организацией планирование проведение (реализация) анализ
-
Урок как отражение педагогической концепции
Общие черты: Культурологическая направленность. Личностно - деятельностная направленность. Комплексность целей. Стремление к системности и адекватности средств целям обучения. Различия: Какая идея является центральной. Как объединены, обобщены и ранжированы цели. Какие принципы определяют сущность. Как выстраивается система средств обучения и контроля.
-
Методика и технология
Методическая система: Цели Содержание Методы Контроль Формы Средства Методика Технология
-
Подходы с доминированием учебной цели
Подходы с воспитательной доминантой. Развивающие (развитие способностей). Когнитивно – ориентированные (знания, умения, навыки). Коммуникативные. Смешанные (все цели рядоположены).
-
Способы постановки педагогических целей
Цели должны быть: реальны, достижимы (указывать на конкретные результаты обучения); инструментальны, технологичны ( определять конкретные действия по их достижению); диагностичны (поддаваться измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)
-
« Поначалу ломают древнюю стену, потому что ее клали необразованные каменщики; потом кладут ее по науке – выходит плохо: наконец, перекладывают еще раз – но уже в соответствии с такой замечательной наукой, когда можно складывать стену почти что так хорошо (практически: все-таки хуже), как было сложено изначально…
-
Потому что необразованный каменщик трудился подобно природе – свободно, легко, играя, а не напрягаясь – и выходило очень хорошо. А образованный кладет, видя кирпич, а не постройку…» Василь Стус
-
«Постройка»:
цель педагогического процесса в целом; цель обучения как составная часть педагогического процесса школы; цель раздела, целого курса, учебного предмета; личная цель…
-
Как же все-таки ставить цели урока?
Цель – это модель результата. Результат связан с учениками? с учителем? Цели должны характеризовать не то, что сделаем мы, а то, что произойдет с нашими учениками.
-
Результат обучения - это знание. Знание имеет значение в способах действия. Глаголы, характеризующие деятельность ученика: воспроизводить, узнавать, определять, формулировать, наблюдать, изображать, раскрывать, показывать, зарисовывать, комбинировать, применять, решать, строить…
-
Задачи обучения:
формирование учебных «зунов» (глагол совершенного вида); формирование общеучебных «зунов» (глагол совершенного вида); интеллектуальное развитие (понимать, соотносить, сопоставлять, объяснять, делать выводы, доказывать…); личностное развитие (сформировать отношение к …)
-
Цель формулируется двумя путями: как смысловое обобщение задач; как тождественная той, которая доминирует на уроке.
-
Усвоено может быть только то, что значимо для конкретного человека
Совместная постановка проблемы урока. Подведение учителем и учениками своих личных итогов урока: деятельностные итоги: что успели сделать? развивающие итоги: чему научились, на какую ступень поднялись, в чем стали умнее, сильнее…? содержательные итоги: на какие вопросы смогли ответить, какие из проблем смогли разрешить?
-
Общепедагогические принципы
Принцип научности и принцип связи теории с практикой. Принцип повторяемости и принцип новизны. Принцип доступности (от простого к сложному) и принцип опережения. Принцип наглядности и принцип обобщенности, крупноблочной систематизации знаний. Принцип коллективного характера обучения и принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся. Принцип культуросообразности и принцип природосообразности.
-
Частнопедагогические принципы
Принципы индивидуализации и сотрудничества. Принцип опоры на настоящее и принцип учета будущих потребностей. Принцип эмоциональной комфортности и мыслительной активности. Принцип коммуникативности (внешнего самовыражения) и интеркультурной ориентации (внутреннего самоопределения). Принципы комплексности и доминантности.
-
Урок как организационная форма УВП
Классический традиционный урок. Интегрированный «урок». Лекционно – семинарские или лекционно – практические занятия. Проектные занятия. Автономное учение. Творческие мастерские. Свободная работа.
-
Экспозиция Презентация нового Проработка нового Контрольно-оценочный Организационно-связующий этап (задания на дом, создание мотивации для дальнейшей работы)
-
Экспозиция Контроль и оценка ранее изученного Презентация нового Проработка нового Контроль и оценка Организационно-связующий этап (задания на дом, создание мотивации для дальнейшей работы)
-
Организационный момент как часть экспозиции Контроль и оценка домашнего задания Экспозиция (мотив и цель) Презентация нового Проработка нового Контрольно-оценочныйэтап
-
Этапность современного комбинированного урока
-
-
-
-
-
Логика урока предполагает:
Соответствие его реальных результатов запланированному. Соответствие его содержания, построения и средств теме и цели. Взаимосвязанность всех частей урока, внутреннюю непротиворечивость. Цельность (одно вытекает из другого). Обоснованную последовательность всех шагов, ведущих к цели. Динамику и прогрессию на пути к цели.
-
Дидактическая логика урока:
а) тип, вид, структура урока (назвать структурные звенья), ее обоснованность, хронометрирование урока (структурных компонентов урока) и целесообразность распределения времени; б) особенности оргмоментов и мотивационно-целевой экспозиции; в) целесообразность и характер проверки домашнего задания; г) при когнитивном подходе: характер презентации нового материала со стороны учителя и характер его осмысления и восприятия со стороны учеников; д)при развивающем подходе: особенности поиска и выбора нового материала учащимися для решения поставленной проблемы, особенности презентации материала учителем, учебником, а также самими учениками друг другу.
-
Методическая логика урока:
а) использование различных средств обучения: заданий различного характера, образцов, инструкций, алгоритмов, правил, опор (схем, моделей, смысловых, содержательных, вербальных ориентиров, текстов как опор, планов, иллюстративной и прочей наглядности и т.п.), ключей для самоконтроля, временных ограничителей, информационных источников и носителей, в том числе ТСО, мультимедийных средств, доски, карточек, плакатов и опорных сигналов; адекватность использованных средств основной и сопутствующим целям урока; правомерность использования средств на данном этапе урока; эффективность использования средств в данном классе; грамотное использование и сочетание средств в разных видах деятельности;
-
б) использование различных методических приемов: адекватность данного приема основным и сопутствующим целям; обоснованность места использования данного приема; эффективность использования данного приема; грамотное использование и сочетание приемов в данном виде деятельности; в) использование различных организационных форм в учебно-воспитательной деятельности: индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная, фронтальная работа, КСО и др.; адекватность и уместность выбранных учителем форм, их сочетание и сменяемость; эффективность использования.
-
при воспитательном подходе: диалогический характер презентации, осмысления и восприятия материала; степень инициативности и самостоятельности учащихся на этапе презентации материала; д) характер проработки нового (запоминание, воспроизведение и использование материала или развитие умений и навыков); е) оценочная деятельность учителя и самооценка учащихся; ж) организация домашней работы (общей для всех или дифференцированной, обязательной или на выбор, завершающей и закрепляющей или предваряющей новую порцию материала, которую предполагается дать на следующем уроке, для последующего контроля на уроке или для самоконтроля. Содержательная логика урока: его информационная ценность.
-
Проблемное обучение -
организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленным содержанием обучения, в ходе которого он учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
-
Цели проблемного обучения
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. Развитие профессионального проблемного мышления.
-
Задачи проблемного обучения
Изучать мотивацию всех участников образовательного процесса, способность к актуализации, закреплению и обобщению полученных знаний, самостоятельному конструированию новых знаний. Способствовать овладению культурой ведения дискуссий, развивать умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать свою точку зрения, формировать навыки самооценки и самоанализа. Формировать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда.
-
Согласны ли Вы с данным утверждением?
Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь.
-
Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения
Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации. Разрешение проблемной ситуации (поиск). Анализ полученного решения.
-
Приемы создания проблемных ситуаций
Подвести обучающихся к противоречию и предложить им найти способ его решения. Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты. Ставить конкретные вопросы на обоснование, конкретизацию, логику рассуждения. Давать исследовательские задания по тексту, литературоведческим источникам, учить вести репродуктивную и частично - поисковую работу по тексту.
-
Организация исследовательской деятельности на уроке
Возможные варианты: Использование продуктивных методов Использование групповых, коллективных форм организации Использование системы специально подобранных средств (заданий) Использование современных образовательных технологий
-
Структура традиционного урока Организационный момент Сообщение темы, постановка целей Актуализация опорных знаний Основной этап (УЗ, УУ, ПЗУ) Подведение итогов Структура проблемного урока Постановка проблемы Проблемная ситуация Актуализация знаний Выдвижение гипотез Проектирование поиска Поиск, проверка гипотез Обоснование решения Проверка решения, введение нового знания в систему
-
Структура урока - исследования
актуализация знаний мотивация создание проблемной ситуации определение темы исследования формулирование цели исследования выдвижение гипотезы проверка гипотезы (чтение литературы, размышления) интерпретация полученных данных вывод по результатам исследовательской работы применение новых знаний в учебной деятельности подведение итогов урока домашнее задание
-
Задания на развитие исследовательских способностей:видеть проблему
Изменения точки зрения на объект Что имел в виду мыслитель? Составь рассказ от имени другого Составь рассказ, используя данную концовку Метод шести «думательных» шляп: информация; эмоции; интуиция, предчувствия; преимущества, выгоды; возможности, альтернативы; как мыслили
-
Задания на развитие исследовательских способностей:ставить вопросы
«Какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете…?» «Найди причину события с помощью вопросов» «Вопросы незнакомца» «Угадай о чем спросили?»
-
Задания на развитие исследовательских способностей:выдвигать гипотезу
«А почему?..» «Определить условия …» «Найди возможную причину события» Самое логичное и нелогичное объяснение «А что, если?..» Обсуждение известных гипотез
-
Исследовательский метод в преподавании
Познавательная задача /самостоятельность, активизация образовательного процесса/. Урок-исследование. Проблемная задача /самодостаточная лингвистическая задача/. Задания творческого характера, ответ на которые требует понимания системного языкового явления. Исследовательские задания (стимулирование творчества, исследовательских умений)
-
Цель :
познакомить учащихся со словарем парадоксальных определений. развивать умение доказательства или опровержения. стимулировать творчество, исследовательские умения.
-
Знания — это пища для понимающего, приправа для пресыщенного и отрава для неготового. Интерес — мотор жизнедеятельности. Интеллект — это способность видеть и показывать соединенность фактов. Книга — это шелестящая кормушка мысли. Критика — умение быть писателем, оставаясь читателем. Правило — это ботинок, который всегда жмет ногу свободе. Противоречие — это дрожжи понимания. Словарь — это проекция мировосприятия на алфавит. Способности — это мышцы души. Талант — зерна неба для земли.
-
Парадокс — неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.
Задание : согласиться или опровергнуть за две минуты каждое толкование. Домашнее задание :дать парадоксальное толкование слов телефон, цирк, улитка, детский сад, ученик, учитель, деньги, ремень, торт, телевизор. ПДТД — парад домашних творческих достижений.
-
Самая занимательная поверхность на земле — это …..Г. К. Лихтенберг
Задание: продолжить и аргументировать окончание афоризма. Как вы думаете, почему Г. К. Лихтенберг именно так закончил свою мысль? Считаете ли вы, что автор прав? Если — да, то докажите. Домашнее задание: найти афоризмы, связанные с чувствами и характером человека.
-
Обучающиеся получают начало фразы, которую они должны закончить.
1. Самый счастливый человек тот, который... 2. Самое трудное в жизни — это... 3. Самый главный вопрос на земле — это... 4. Самый сладкий сон — это... Защита афористических проектов.
-
Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:
Не стоит и пуговицы. Убить двух птиц одним камнем. На другой стороне холма и трава зеленее. По самые локти. Что для одного – мясо, для другого яд. Просто, как упасть с бревна.
-
На доске в беспорядке написаны слова. Обучающимся необходимо распределить эти слова по группам под общим понятием. Найти это общее понятие.
Корова, химия, диван, сентябрь, свекла, ручка, свинья, физика, кровать, июнь, картофель, карандаш, овца, математика, тахта, июль, капуста, тетрадь, лошадь, история, софа, август, морковь, пенал. Время выполнения задания 2 минуты.
-
Вспоминать и говорить. Встав потом… Как вы встали на колени, Как мы ели чахохбили. Как мы пили «Ахашени», Как отряхивали брюки, Можно будет повторить, На груди сложивши руки – Неужели вы забыли, Так – крестом, Только что теперь об этом Я опять приеду летом -
-
Только что теперь об этом Вспоминать и говорить. Я опять приеду летом – Можно будет повторить, Как мы пили «Ахашени», Как мы ели чахохбили. Неужели вы забыли, Как вы встали на колени, На груди сложивши руки – Так – крестом, Как отряхивали брюки, Встав потом…
-
Усвоение учащимися учебного материала при различных методах преподавания
-
Какие, на Ваш взгляд, существуют проблемы в школьной практике, обусловленные традициями оценивания достижений обучающихся? Назовите их
-
Сравните традиционную систему оценивания с системой оценивая результатов ЕГЭ. В чём Вы видите её обновление?
-
Основными принципами изменения оценивания являются: критериальность, приоритет самооценки, гибкость, вариативность, дающие возможность отражать все важные характеристики способностей обучающихся и сравнивать сегодняшние достижения обучающихся с их же успехами некоторое время назад.
-
Оценочная деятельность самого учителя, суть которой заключается в коррекции и стимулировании учебно-познавательной деятельности школьника. Образование общественных эталонов, общественного мнения, выражение и установление положительно-критических отношений в коллективе. Регулирование учебно-познавательной деятельности на основе содержательной самооценки
-
Владение способами целеполагания и достижения поставленных целей, обеспечивающих развитие рефлексивных способов деятельности, оценочных умений, – важное условие обновления системы оценивания учебных достижений.
-
Эффективные формы, средства, методы, технологии оценивания
Дневники учебных достижений, рейтинговые карты, листы индивидуальных достижений, портфолио, альбомы умных мыслей, вопросов и др. – средства, позволяющие существенно изменить оценочную деятельность, влекущие за собой необходимость осваивать, разрабатывать новые технологии.
-
Сформулируйте критерии оценивания различных видов учебной деятельности (практическая работа, устный ответ) по теме.
-
Критерии оценки выполнения практической работы Полнота выполнения. Соответствие предложенного варианта решения условию выполняемого задания. Оригинальность предложенного варианта решения. Соответствие общим закономерностям обучения, развития, воспитания. Да 3б Скорее да, чем нет 2б Скорее нет, чем да 1б Нет 0б
-
Итого
12-10 баллов – «Отлично» 9-7 баллов – «Хорошо» 6-4 баллов – «Удовлетворительно» 3-1 баллов – «Неудовлетворительно»
-
Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с удовлетворительным уровнем подготовки:
адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию); сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи; обрабатывать информацию звучащего текста; адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
понимать отношение автора или героя к одной из поставленных в прочитанном тексте проблем; использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента; определять лексическое значение слова и фразеологического оборота; находить грамматическую основу предложения; применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания; последовательно излагать собственные мысли; оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
-
Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с хорошим уровнем подготовки (включая перечисленные выше):
понимать отношение автора или героя к поставленным в прочитанном тексте проблемам; интерпретировать информацию прочитанного текста; проводить морфемный и словообразовательный анализ слова; определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам; определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.
-
Перечень умений, которыми должен владеть учащийся с отличным уровнем подготовки (включая перечисленные выше):
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; определять функционально-смысловой тип речи; проводить анализ средств речевой выразительности прочитанного текста; создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи; осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи; использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.