Содержание
-
Учебно-игровая деятельность при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности
Подготовила Слушатель программы профессиональной переподготовки «Содержание и методика преподавания предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» ГБОУ ВО МО «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ» Чернобровкинаалександравикторовна Научный руководитель Филимонов Владимир Васильевич
-
Цель:исследовать особенности и условия организации учебно-игровой деятельности при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи: 1. Изучить назначение игровой деятельности в учебном процессе. 2. Рассмотреть возможности применения учебных игр в изучении основ безопасности жизнедеятельности.
-
Игра как предмет научных исследованийИзучение игр в мировой педагогике
Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году. Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах К.Д.Ушинского, А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Ценными являются и практические исследования таких ученых, как Д.Б. Эльконин, А.М. Леонтьев, Н.П. Аникеев, О.С. Анисимов, В.В. Петрусинский, Л.С. Выготский, Г.А. Кулагин, В.Ф. Смирнов и др. Анализируя изучение педагогами такого явления, как игра, можно сделать вывод, что игра — разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. В ней моделируются жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. Сегодня в России, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.
-
Классификация и функции учебных игр
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность школьника: I группа - предметные игры, манипуляции с игрушками и предметами. Дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей II группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, где сюжет – форма интеллектуальной деятельности III группа - игры с готовыми правилами или дидактические. Они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет IV группа -строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых V группа - интеллектуальные, игры-упражнения, игры-тренинги. Они показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые.
-
Функции учебных игр
Обучающая - в значительной степени определяет выбор средств, способствует развитию навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных ситуациях. Другими словами, игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями в условиях межличностного общения, способствует осознанному восприятию знаний Воспитывающая - воспитывает сознательную дисциплину, трудолюбие, взаимопомощь, активность обучающихся, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях Ориентирующая - ориентирует учащихся на планирование собственного безопасного поведения и поведения партнера по игре, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
-
Применение учебных игр при обучении ОБЖОрганизация учебно-игровой деятельности
Выбор игры. Он зависит от того, какова подготовка участников игры, какие задачи требуют своего разрешения, времени ее проведения и протяженности, наличия игровых аксессуаров, конкретной ситуации, сложившейся в классе. Предложение игры. Главная задача при проведении игры - создать условия, обеспечивающие интерес у ее участников. В предложение игры входит объяснение ее правил и техники действий. Объяснение должно быть кратким и точным. Оборудование рабочих мест проведения игры. Место игры должно подходить по размеру по числу играющих, быть безопасным, удобным для игры, не иметь отвлекающих факторов. Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. Игровая команда - коллектив обучающихся, созданный для проведения игры. При ее формировании необходимо учитывать индивидуально-психологические особенности участников, уровень их подготовки, совместимость. Развитие игровой ситуации. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий.
-
Особенности применения учебных игр в ОБЖ
Материал, предлагаемый для изучения ОБЖ, представляет большие возможности для организации разных форм коллективной учебно-игровой деятельности учащихся, формирования их познавательных интересов, закладывает фундамент для развития умения применять полученные знания при решении вопросов жизненно-практического и производственного характера.
-
В старших классах урок ОБЖ может быть ориентирован на развитие дальнейшей профессиональной деятельности. На уроках есть возможность познакомить обучающихся с различными профессиями, имеющими отношение к безопасности жизнедеятельности – пожарные, спасатели, сотрудники МЧС, медицинские работники, военнослужащие разных родов войск. А во внеурочной деятельности – экскурсии и встречи с представителями этих профессий поддерживают и развивают интерес к выбору будущей профессии.
-
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Учебно-игровая деятельность в процессе изучения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» оказывает влияние на развитие коллективного образного мышления, познавательного интереса и творческих способностей личности, а также повышает практическую направленность полученных знаний по безопасности. Учебные игровые методы помогают предостеречь учащихся от совершения опасных поступков, побудить их к активным действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, к безопасному поведению в личной и будущей профессиональной жизнедеятельности.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.