Содержание
-
Владение дактилологией и жестовым языком как одна из составляющих педагогической компетенции педагогов в коррекционном учреждении I-II вида Учитель-дефектолог Биндер Т.А.
-
Л.С. Выготский пришел к выводу, что: 1) жестовый язык глухих — сложная и своеобразная лингвистическая система. Это очень богато развитый язык, на котором вполне можно выражать различные абстрактные понятия, в том числе ряд положений, мыслей и сведений общественно-политического характера; 2) жестовая речь «есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения», т. е. не только средство межличностного общения глухих, но и средство «внутреннего мышления» самого ребенка; 3) словесно-жестовое двуязычие глухих — объективно существующая реальность; ситуация такого билингвизма плодотворна, и ее следует использовать «для восхождения глухого ребенка к овладению речью», для его общего и лингвистического развития; 4) необходимо переоценить традиционное отношение к жестовой речи, «использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага», поставить теоретически и практически вопрос о сотрудничестве и структурном комплексировании словесной и жестовой речи «на различных ступенях обучения». (Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 216.)
-
На основании материалов исследований и анализа практики советских школ А.И. Дьячков утверждал: 1. Жестовая речь (мимико-жестикулярная, по его терминологии) является средством общения в детском коллективе школ, играет значительную роль в познавательной и мыслительной деятельности глухих учащихся. 2. Жестовая речь фактически используется как одно из средств в обучении глухих, ее полного вытеснения в практике специальных школ не происходит. 3. Жестовая речь является весьма полезной при решении некоторых педагогических задач урока
-
С.А. Зыков (1977) выдвигал дактильную речь как исходную в процессе обучения языку, так аргументировал свой подход: 1. Дактильная речь легко воспринимается, ребенок видит каждый элемент слова. 2. Она полностью контролируется самим говорящим. Глухой может проверить себя, сопоставляя свою речь со словом, данным учителем. 3. При дактилировании формируются пальцевые кинестезии (мышечное чувство руки), благодаря которым структура слова запоминается быстрее и прочнее. 4. Между пальцевыми кинестезиями и кинестезиями артикуляционного аппарата устанавливаются прочные нейродинамические связи, благодаря которым дактильная речь становится опорой для устной речи.
-
Дактилология необходима: -на начальном этапе обучения для правильного усвоения звуко-буквенного состава слова; -для того, чтобы понять ребёнка, пока все звуки ему не поставлены, -для формирования навыка чтения с губ, когда каждая дактилема соотносится фонемой (включается аналитический компонент, а не только синтетический при глобальном восприятии слов).
-
Жестовая речь необходима сурдопедагогу: 1.а) при проведении внеклассных мероприятий, когда восприятие устной речи затруднено (шум, большое расстояние, быстрый темп речи), когда нужно обеспечить обязательное получение информации всеми участниками мероприятия; б) при установлении взаимопонимания между учащимися, разборе ситуаций, когда дети не владеют достаточными средствами устной речи, здесь помогут невербальные средства общения; в) при объяснении нового материала, новых слов (когда наглядность подобрать сложно, порой невозможно- глаголы, прилагательные, наречия). г) при общении с родителями, имеющими снижение слуха.
-
2. Применение жестовой речи в работе со слабослышащими детьми. 3. Применение жестовой речи в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения . 4. Требования и притязания родителей по поводу использования жестовой речи. 5. Перемены в Российском обществе.
-
Схема использования различных методов по серии уроков в классах, где обучаются глухие дети. 1 урок Словарная работа (объяснение значений слов с помощью наглядности, словообразования, синонимичных слов, словосочетаний, жестов). Первичное слухо-зрительное восприятие текста с жестовым переводом. Вторичное чтение учителем- нотирование текста учениками. Д/з- выучить словарь, прочитать нотированный текст с жестовым переводом для слабых учеников.
-
2 урок Проверка словаря. Слухо-зрительный диктант. Чтение текста учениками с жестовым переводом. Ответы на вопросы по прочитанному. Д/з- выразительное чтение, ответы на вопросы.
-
3 урок Выразительное чтение на время. Слуховой диктант. Ответы на вопросы (устные вопросы, устно-дактильные, с опорой на таблички, при затруднении вопрос задается жестами) Д/з- повторить словарь, ответы на вопросы.
-
Схема при сдаче бытовых фраз. -первоначально вопрос, фраза предъявляются в устной форме, при затруднении- устно-дактильно, -при дальнейшем непонимании- на жестовом языке.
-
Те результаты, которых достигли педагоги нашего учреждения в области освоения дактилологии и жестовой речи стали возможны благодаря синтезу 2-х составляющих: 1.Требования и правильное руководство со стороны администрации школы. 2.Ответственное отношение к своим должностным обязанностям в плане самообразования сотрудников школы.
-
В нашем учреждении проводятся следующие мероприятия: 1.Обязательное изучение дактилологии вновь поступивших на работу в кратчайшие сроки. 2.Пропаганда дактилологии среди родителей. 3.Проведение семинаров для сотрудников школы по овладению жестовой речью. 4.Проведение всех массовых общешкольных мероприятий с обязательным использованием жестового перевода. 5.Просмотр теленовостей с обязательным жестовым переводом педагогами по графику. 6.Пропаганда жестовой речи среди родителей, оказание помощи, желающим овладеть ею.
-
Благодарю за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.