Содержание
-
Влияние конструктивно-модельной деятельности (КМД) на развитие высших психических функций (ВПФ) ребенка-дошкольника.
Подготовила: воспитатель ЧерноивановаМария Григорьевна
-
Высшие психические функции:
-
Восприятие
Восприятие – это познавательный психический процесс, обеспечивающий целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на органы чувств. Виды восприятия: Зрительное, Слуховое, Обонятельное, Осязательное, Кинестетическое, Вкусовое Во всех видах восприятия в той или иной степени всегда участвуют двигательные ощущения.
-
Влияние на зрительное восприятие
Одним из важных каналов получения информации из окружающего мира является визуальный-т.е. через зрение. Предлагая ребенку новые объекты и «завлекая» его различными видами конструирования, педагог, естественно, развивает зрительное восприятие ребенка. Воспринимая окружающий мир через визуальный канал, ребенок накапливает сведения о видах конструкторов, способах конструирования, готовых постройках и композициях –поделках ручного труда. Важно соблюдать постепенное наращивание сложности материала: -количества деталей, -разнообразия материалов, -сложности, многокомпонентности постройки.
-
Влияние на слуховое восприятие
Ребенок получает информацию и через аудиальный канал, то есть путем «слушания». Процент соотношения зрительного и слухового восприятия у человека составляет 60 и 40 %, т.е. если ребенок плохо слышит, он недополучит от 40 и до 60 % информации.
-
Влияние на обонятельное восприятие
Сложно представить, что конструктор может чем-то пахнуть. Или он может пахнуть дезинфицирующим раствором. Но шишки, листики, скорлупа орехов или какие-либо природные материалы имеют определенный запах. И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе.
-
Влияние на осязательное восприятие
Конструкторы бывают очень разнообразны по фактуре, по материалу, из которого изготовлены, по весу и объему. И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе, обсуждая какой конструктор (деталь)- гладкий, шершавый, легкий или тяжелый, твердый или мягкий, плоский или объемный. (также идет развитие речи и памяти).
-
Влияние на вкусовое восприятие
Сложно представить, что дети будут пробовать конструктор «на вкус», лизать его языком или кусать. Но можно попробовать в виде эксперимента расщелкнуть семечки подсолнуха, или кедровые орешки, или зернышко крупы и т.д…И это их свойство так же необходимо использовать в образовательном процессе.
-
Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие восприятия
Изучая объект, предлагаемый педагогом – видим его, слышим речь педагога, трогаем детали, ощущаем запах (если он есть) и т.д. Чем больше анализаторов в процессе восприятия включено, тем более полным и эффективным будет процесс восприятия!
-
Внимание
Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Условия влияния конструктивно-модельной деятельности на развитие внимания Если объект обладает новизной, Если применить неожиданность раздражителей Используя движущиеся предметы Контрастность фигуры и фона Учитывать внутреннее состояние человека.
-
Мышление
Это процесс познания окружающего реального мира, основу которого составляет образование и непрерывное пополнение запаса понятий, представлений; включает в себя вывод новых суждений (осуществление умозаключений).
-
Слайд
Собственно, без конструктивно-модельной деятельности развития мышления не произошло бы, как процесса. Анализ- расчленение объекта готовой постройки на части, Синтез- объединение в одно целое- некую композицию, постройку, Сравнение схемы и своей работы Абстрагирование-это отвлечение от символа Обобщение – то, из чего мы составляем композицию, называется одним словом –понятием (конструктор, природный материал, бумага) Конкретизация –(из даров природы берем шишки и палочки) Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие мышления
-
Этапы формирования мышления:
Наглядно-действенноемышление формируется у ребенка первым- «посмотри, как у меня», манипуляция предметами- наглядное предъявление информации; Образное- ребенок мыслит образами, которые существуют в сознании; Абстрактное или отвлеченное- мышление некими символами, абстрактными величинами. Мышление неразрывно связано с речью. В его основе лежит обобщение фактов, знание законов, умение логически обрабатывать информацию. Оно помогает нам организовать нашу деятельность и общаться с людьми.
-
Память
Па́мять — это процесс накопления и хранения информации. Виды памяти: по типу восприятия-… По длительности: Кратковременная Долговременная Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие памяти Через процессы восприятия, внимания, обработки информации в процессе мышления – укладывается в ячейки хранения информации в памяти Для этого в конструировании используются: Мнемотаблицы, схемы, модели, чертежи, алгоритмы
-
Воображение
Это свойство психики создавать образы в сознании. Психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, на основе воспринятого ранее материала. Разновидность творческого воображения — фантазия. Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие воображения Так же как и с мышлением, невозможно представить развитие воображения без конструирования. Чтобы создать что-то новое, нужно иметь что-то в опыте. И чем богаче опыт, тем развитее и богаче воображение.
-
Речь
Это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Конструктивно-модельная деятельность влияет на развитие речи Активизируя речь ребенка при назывании деталей, постройки, композиции, расширяя объем активного и пассивного словаря, Стимулируя речевое мышление, Обеспечивая необходимую коммуникацию.
-
Таким образом, конструктивно-модельная деятельность во всем своем многообразии содержания в образовательном процессе в ДОУ эффективно и положительно влияет на развитие ВПФ ребенка-дошкольника.
-
Спасибо за внимание!
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.