Презентация на тему "Познавательные процессы, их место и роль в психике человека.Ощущение. Восприятие.Воображение. Память. Мышление. Интеллект."

Презентация: Познавательные процессы, их место и роль в психике человека.Ощущение. Восприятие.Воображение. Память. Мышление. Интеллект.
Включить эффекты
1 из 64
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн с анимацией на тему "Познавательные процессы, их место и роль в психике человека.Ощущение. Восприятие.Воображение. Память. Мышление. Интеллект.". Презентация состоит из 64 слайдов. Материал добавлен в 2019 году. Средняя оценка: 5.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.53 Мб.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    64
  • Слова
    другое
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Познавательные процессы, их место и роль в психике человека.Ощущение. Восприятие.Воображение. Память. Мышление. Интеллект.
    Слайд 1

    Познавательные процессы, их место и роль в психике человека.Ощущение. Восприятие.Воображение. Память. Мышление. Интеллект.

    Профессор, доктор медицинских наук Подвигин Сергей Николаевич

  • Слайд 2

    Ощущения

    ОЩУЩЕНИЯ – (согласно теории отражения) непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителей в факты сознания – в информацию. Ощущения – дают информацию об отдельных качествах предметов, явлений, объектов.

  • Слайд 3

    Роль ощущений

    Своевременно и быстро доводить до ЦНС, как главного органа управления деятельностью, сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличие в ней биологически значимых факторов.

  • Слайд 4

    Функции ощущений

    Регулирующая. Познавательная. Эмоциональная.

  • Слайд 5

    Классификация ощущений

    1. По модальности: зрительные; слуховые; осязательные; обонятельные.

  • Слайд 6

    Основные классы ощущений

    1.Экстероцептивные – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела: дистантные (зрительные, слуховые); контактные (осязательные, вкусовые). 2. Проприоцептивные (кинестетические) – отражающие движение и относительное положение частей тела. 3. Интероцептивные (органические) – сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

  • Слайд 7

    Восприятие

    Активное отражение в сознании человека предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.

  • Слайд 8

    Образы восприятия

    Это та психическая реальность, которую человек может нейти в своем сознании с помощью самонаблюдения.

  • Слайд 9

    Свойства образа восприятия

    предметность; структурность; подвижность и управляемость; целостность; константность; избирательность.

  • Слайд 10

    Факторы, влияющие на восприятие

    органические, связанные с органами чувств; состояние сознания; предшествующий опыт; «культурное моделирование».

  • Слайд 11

    Организация восприятия

    1. Принцип «фигуры и фона» – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. 2. Принцип «заполнения пробелов» – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром

  • Слайд 12

    3. Принцип «объединения» (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии. близость – близкие или смежные элементы объединяются в единую форму; сходство – в единую форму легче объединить схожие элементы; непрерывность – элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление; симметрия – форма будет воспринята как «правильная», если она имеет одну или несколько осей симметрии.

  • Слайд 13

    Перцептивные процессы

    Наблюдение – целенаправленное и осознанное изучение мира на основе чувственного познания. В нем проявляются индивидуальные особенности восприятия, установки, направленность личности.

  • Слайд 14

    Наблюдение

    Самая большая трудность наблюдения- можно легко смешать существенное с второстепенным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Наблюдение является одним из основных методов исследования в психологии – это целенаправленное, осознанное восприятие психических явлений и поведения людей в естественных для них условиях.

  • Слайд 15

    Основное достоинство наблюдения как метода психологического исследования- оно проводится в естественной ситуации и не изменяет обычного поведения наблюдаемых. Основные недостатки наблюдения: Динамику наблюдаемой ситуации можно предвидеть, но невозможно контролировать, в нее вмешиваются случайные факторы, что снижает ценность полученных данных. Наблюдение не свободно от влияния установок и предубеждений наблюдателя.

  • Слайд 16

    Подпороговое восприятие

    Раздражители, интенсивность или время действиякоторых ниже абсолютного порога, не вызывают осознанных ощущений и не синтезируются в осознаваемые образы восприятия. Однако, многими экспериментами показано, даже очень слабые раздражители воспринимаются нижележащими отделами нервной системы (подкорковые ядра) и наиболее старой подструктурой психики- бессознательным. Восприятие работает как фильтр, отсеивающий неактуальную или неприемлемую для сознания информацию. Но она не исчезает, а сохраняется в бессознательном.

  • Слайд 17

    Перцептивная защита- для восприятия психотравмирующей информации требуется большая интенсивность стимула и большее время воздействия, чем для эмоционально нейтральной информации

  • Слайд 18

    Бинауральное (дихотическое) прослушивание- если через специальные наушники в одно ухо громко транслировать текст одного содержания, а в другое- очень тихо текст другого содержания, то человек будет считать, что слышал только «громкий» текст, но запомнит содержание обоих текстов

  • Слайд 19

    «25й кадр»- если в видеоматериале в течение очень короткого времени (1\25 минуты) воспроизводится кадр, не относящийся к его основному содержанию, то человек не осознает, что видел этот кадр, но воспринимает содержавшуюся в нем информацию

  • Слайд 20

    Иллюзии восприятия

    Иллюзии — извращенное восприятие, при котором идентификация реального объекта восприятия нарушена. При иллюзии субъективный образ не соответствует реальному объекту восприятия и замещает его. Иллюзии могут встречаться как при психических заболеваниях, так и у здоровых.

  • Слайд 21

    Возникновению иллюзий восприятия у здоровых способствуют: Низкая интенсивность раздражителей (темнота, едва слышные звуки) Плохая структурированность объектов восприятия, трудности выделения фигуры и фона (текст, написанный неразборчивым почерком) Малое время воздействия стимула. Переутомление Аффект- сильное душевное волнение

  • Слайд 22

    Физиологические иллюзии восприятия

    Связаны со свойствами зрительного анализатора и с активным характером восприятия, свойственны всем без исключения людям: Иллюзия движения- если демонстрировать два изображения простого геометрического объекта (линии) в разных положениях, меняя их с частотой не менее 12 раз в минуту (критическая частота мельканий), то будет казаться, что линия движется

  • Слайд 23

    Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной (из- за разности показателей преломления воздуха и воды) Иллюзия «переструктурирования фона» (2 профиля и ваза) Если человеку с закрытыми глазами вложить в ладони 2 шара одинакового веса, но разного размера, то больший шар будет казаться более тяжелым

  • Слайд 24

    Комната со стенами, окрашенными в светлые цвета, кажется больше, чем комната со стенами, окрашенными в темные цвета Горизонтальные линии кажутся более длинными, чем вертикальные линии той же длины

  • Слайд 25

    Иллюзии, встречающиеся при пограничных состояниях психики

    Аффективные- «пуганая ворона куста боится», ночью в темном лесу любой куст кажется зверем или бандитом Вербальные- в шуме толпы слышатся ругательства или оклики, направленные в адрес больного Парейдолии- обычные предметы приобретают фантастическое значение, например, трещины на потолке складываются в ухмыляющееся лицо

  • Слайд 26

    Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение, - все в этом.

    В. Гюго

  • Слайд 27

    ВООБРАЖЕНИЕ

    Воображение- это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.

  • Слайд 28

    ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

    Воображение позволяет представить результат деятельности до ее начала- оно является одной из предпосылок мотивации поведения и необходимой составляющей творчества Воображение позволяет составить программу поведения, когда не хватает информации для осмысления проблемной ситуации

  • Слайд 29

    Воображение позволяет частично снять психическое напряжение, связанное с отсутствием удовлетворения какой- либо потребности Воображение позволяет нам представить ситуацию или объект по их описанию другим человеком, то есть, это предпосылка коммуникативной стороны общения.

  • Слайд 30

    ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ

    Пассивное воображение- образы воображения возникают спонтанно, без воли и желания человека. Преднамеренное пассивное воображение- человек позволяет собственному бессознательному продуцировать воображаемый мир, в котором он находит защиту от фрустрации и удовлетворение потребностей. Для детей дошкольного возраста является нормой. Непреднамеренное пассивное воображение- наблюдается в состоянии физиологического сна, гипнотического транса и при психических заболеваниях, протекающих с помраченным сознанием.

  • Слайд 31

    2. Активное воображение- человек вызывает возникновение образов воображения по своему желанию, усилием воли Продуктивное активное воображение (творческое)- действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется. Репродуктивное активное воображение (воссоздающее)- при его использовании ставится задача воспроизвести реальность, как она есть. Необходимо, например, при работе с картами и чертежами.

  • Слайд 32

    МЕХАНИЗМЫ ВООБРАЖЕНИЯ

    Сущность всех механизмов воображения- преобразование представлений (образов ранее воспринятого) различными способами: Агглютинация- склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых, необычных сочетаниях (кентавр) Гиперболизация- изменение размера предмета (карлик, великан) или количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус) Заострение- подчеркивание каких- либо признаков (карикатура) Схематизация или типизация- выделение нескольких характерных частей и создание на их основе нового образа

  • Слайд 33

    Что же и состявляет величие человека, как не мысль

    А. Пушкин

  • Слайд 34

    Мышление

    Процесс познавательной деятельности индивида, характерной обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

  • Слайд 35

    Формы мышления

    Понятия – отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов Понятия: конкретные; абстрактные.

  • Слайд 36

    Суждения

    Отражают связи между предметом и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

  • Слайд 37

    Умозаключения

    Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

  • Слайд 38

    Классификация типов мышления

    По характеру используемых средств: наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме (муляжи, лабораторное оборудование и др.) знаковое – материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации).

  • Слайд 39

    2. По характеру протекания познавательных процессов: интуитивное – осуществляется как непосредственное схватывание ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения; аналитическое – совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.

  • Слайд 40

    Мыслительные операции аналитического мышления

    1. Абстрагирование – выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечения от остальных. 2. Анализ – процесс мысленного расчленения целого на части. 3. Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. 4. Синтез – процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. 5. Сравнение – установление сходства и различия между объектами.

  • Слайд 41

    Классификация типов мышления

    3. По характеру выполняемых задач: практическое – когда человеку приходится решать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями (в клинике, на месте происшествия и т.д.); теоретическое – стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде.

  • Слайд 42

    4. По функциям: творческое (сознательное) – порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи; стереотипное – решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.

  • Слайд 43

    5. По уровню развития: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.

  • Слайд 44

    Мышление – составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят: понимание себя как субъекта мышления; дифференциация «своих» и «чужих» мыслей; осознание еще нерешенной проблемы, как именно своей; осознание своего отношения к проблеме.

  • Слайд 45

    Интеллект

    Определенный уровень развития мыслительной деятельности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.

  • Слайд 46

    Интеллект – система умственных операций; Интеллект – стиль и стратегия решения проблем; Интеллект – эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности; Интеллект – когнитивный стиль.

  • Слайд 47

    Критерии оценки интеллекта

    Глубина. Обобщенность и подвижность знаний. Владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.

  • Слайд 48

    Формы интеллектуального поведения

    Вербальный интеллект – запас эрудиции, умение понимать прочитанное. Способность решать проблемы. Практический интеллект – умение адаптироваться к окружающей обстановке

  • Слайд 49

    Формы организации интеллекта

    Здравый смысл. Рассудок. Разум.

  • Слайд 50

    Здравый смысл –

    процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональных способ мышления.

  • Слайд 51

    Рассудок –

    процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.

  • Слайд 52

    Разум –

    высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования деятельности.

  • Слайд 53

    Память

    Психический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта (представлений) чувственного и рационального познания человеком окружающей среды и самого себя, что обеспечивает дифференцированное его представление.

  • Слайд 54

    Процессы, составляющие память

    Запоминание (запечатление) Сохранение (объем памяти) Воспроизведение Забывание

  • Слайд 55

    Классификация памяти

    1. По характеру психической активности: – двигательная (моторная); – образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная); – эмоциональная; – словесно-логическая.

  • Слайд 56

    2. По характеру целей деятельности: – производящая; – непроизводящая.

  • Слайд 57

    3. По продолжительности закрепления материала и сохранения его: – кратковременная; – долговременная.

  • Слайд 58

    4. По степени использования средств запоминания: – непосредственная; – опосредованная.

  • Слайд 59

    Запоминание зависит от ряда факторов:

    От осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится лучше того, что мы просто зазубрили; От эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше индифферентного материала; От организации материала- поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы- лучше, чем текст; От установки на запоминание: от того, насколько важным мы считаем запоминаемый материал, сколько мы намерены хранить его в памяти и как скоро он нам понадобится вновь.

  • Слайд 60

    Приемы организации запоминания

    В процессе запоминания повторять в различных формах новый материал. Повторять материал в тот же день или на следующий (основное забывание происходит на 2-й день после заучивания). Заучивание материала чередовать с периодами отдыха. Сконцентрированное повторение дает меньший эффект. При работе с текстами выделять в материале смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи.

  • Слайд 61

    Улучшить запоминание можно:

    Тренируя память как можно чаще; Представляя материал в виде наглядного зрительного образа; Четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет хранится этот материал; Составляя предварительный план запоминаемого материала;

  • Слайд 62

    Устанавливая смысловые связи с известной информацией; Используя специальные мнемонические приемы («цвета радужного спектра») Используя реминисценцию- отсроченное воспоминание (если материал воспроизводится не сразу после заучивания, а через несколько дней, то качество воспроизведения повышается).

  • Слайд 63

    Век живи – век учись!И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.

    К. Прутков

  • Слайд 64

    СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке