Содержание
-
Познавательные процессы, их место и роль в психике человека.Ощущение. Восприятие.Воображение. Память. Мышление. Интеллект.
Профессор, доктор медицинских наук Подвигин Сергей Николаевич
-
Ощущения
ОЩУЩЕНИЯ – (согласно теории отражения) непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешних раздражителей в факты сознания – в информацию. Ощущения – дают информацию об отдельных качествах предметов, явлений, объектов.
-
Роль ощущений
Своевременно и быстро доводить до ЦНС, как главного органа управления деятельностью, сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличие в ней биологически значимых факторов.
-
Функции ощущений
Регулирующая. Познавательная. Эмоциональная.
-
Классификация ощущений
1. По модальности: зрительные; слуховые; осязательные; обонятельные.
-
Основные классы ощущений
1.Экстероцептивные – возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела: дистантные (зрительные, слуховые); контактные (осязательные, вкусовые). 2. Проприоцептивные (кинестетические) – отражающие движение и относительное положение частей тела. 3. Интероцептивные (органические) – сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
-
Восприятие
Активное отражение в сознании человека предметов или явлений при непосредственном воздействии на органы чувств.
-
Образы восприятия
Это та психическая реальность, которую человек может нейти в своем сознании с помощью самонаблюдения.
-
Свойства образа восприятия
предметность; структурность; подвижность и управляемость; целостность; константность; избирательность.
-
Факторы, влияющие на восприятие
органические, связанные с органами чувств; состояние сознания; предшествующий опыт; «культурное моделирование».
-
Организация восприятия
1. Принцип «фигуры и фона» – все то, что для человека имеет какой-то смысл, воспринимается им как фигура на некотором гораздо менее структурированном фоне. 2. Принцип «заполнения пробелов» – мозг человека всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым и полным контуром
-
3. Принцип «объединения» (группировки) элементов – элементы могут объединяться по признакам близости, сходства, непрерывности (воображаемой), симметрии. близость – близкие или смежные элементы объединяются в единую форму; сходство – в единую форму легче объединить схожие элементы; непрерывность – элементы будут организовываться в единую форму, если они сохраняют одно направление; симметрия – форма будет воспринята как «правильная», если она имеет одну или несколько осей симметрии.
-
Перцептивные процессы
Наблюдение – целенаправленное и осознанное изучение мира на основе чувственного познания. В нем проявляются индивидуальные особенности восприятия, установки, направленность личности.
-
Наблюдение
Самая большая трудность наблюдения- можно легко смешать существенное с второстепенным, или же интерпретировать события, исходя из ожидаемого, а не из того, что происходит. Наблюдение является одним из основных методов исследования в психологии – это целенаправленное, осознанное восприятие психических явлений и поведения людей в естественных для них условиях.
-
Основное достоинство наблюдения как метода психологического исследования- оно проводится в естественной ситуации и не изменяет обычного поведения наблюдаемых. Основные недостатки наблюдения: Динамику наблюдаемой ситуации можно предвидеть, но невозможно контролировать, в нее вмешиваются случайные факторы, что снижает ценность полученных данных. Наблюдение не свободно от влияния установок и предубеждений наблюдателя.
-
Подпороговое восприятие
Раздражители, интенсивность или время действиякоторых ниже абсолютного порога, не вызывают осознанных ощущений и не синтезируются в осознаваемые образы восприятия. Однако, многими экспериментами показано, даже очень слабые раздражители воспринимаются нижележащими отделами нервной системы (подкорковые ядра) и наиболее старой подструктурой психики- бессознательным. Восприятие работает как фильтр, отсеивающий неактуальную или неприемлемую для сознания информацию. Но она не исчезает, а сохраняется в бессознательном.
-
Перцептивная защита- для восприятия психотравмирующей информации требуется большая интенсивность стимула и большее время воздействия, чем для эмоционально нейтральной информации
-
Бинауральное (дихотическое) прослушивание- если через специальные наушники в одно ухо громко транслировать текст одного содержания, а в другое- очень тихо текст другого содержания, то человек будет считать, что слышал только «громкий» текст, но запомнит содержание обоих текстов
-
«25й кадр»- если в видеоматериале в течение очень короткого времени (1\25 минуты) воспроизводится кадр, не относящийся к его основному содержанию, то человек не осознает, что видел этот кадр, но воспринимает содержавшуюся в нем информацию
-
Иллюзии восприятия
Иллюзии — извращенное восприятие, при котором идентификация реального объекта восприятия нарушена. При иллюзии субъективный образ не соответствует реальному объекту восприятия и замещает его. Иллюзии могут встречаться как при психических заболеваниях, так и у здоровых.
-
Возникновению иллюзий восприятия у здоровых способствуют: Низкая интенсивность раздражителей (темнота, едва слышные звуки) Плохая структурированность объектов восприятия, трудности выделения фигуры и фона (текст, написанный неразборчивым почерком) Малое время воздействия стимула. Переутомление Аффект- сильное душевное волнение
-
Физиологические иллюзии восприятия
Связаны со свойствами зрительного анализатора и с активным характером восприятия, свойственны всем без исключения людям: Иллюзия движения- если демонстрировать два изображения простого геометрического объекта (линии) в разных положениях, меняя их с частотой не менее 12 раз в минуту (критическая частота мельканий), то будет казаться, что линия движется
-
Ложка, опущенная в стакан с водой, кажется сломанной (из- за разности показателей преломления воздуха и воды) Иллюзия «переструктурирования фона» (2 профиля и ваза) Если человеку с закрытыми глазами вложить в ладони 2 шара одинакового веса, но разного размера, то больший шар будет казаться более тяжелым
-
Комната со стенами, окрашенными в светлые цвета, кажется больше, чем комната со стенами, окрашенными в темные цвета Горизонтальные линии кажутся более длинными, чем вертикальные линии той же длины
-
Иллюзии, встречающиеся при пограничных состояниях психики
Аффективные- «пуганая ворона куста боится», ночью в темном лесу любой куст кажется зверем или бандитом Вербальные- в шуме толпы слышатся ругательства или оклики, направленные в адрес больного Парейдолии- обычные предметы приобретают фантастическое значение, например, трещины на потолке складываются в ухмыляющееся лицо
-
Ум человеческий имеет три ключа, все открывающих: знание, мысль, воображение, - все в этом.
В. Гюго
-
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение- это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулируя им.
-
ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ
Воображение позволяет представить результат деятельности до ее начала- оно является одной из предпосылок мотивации поведения и необходимой составляющей творчества Воображение позволяет составить программу поведения, когда не хватает информации для осмысления проблемной ситуации
-
Воображение позволяет частично снять психическое напряжение, связанное с отсутствием удовлетворения какой- либо потребности Воображение позволяет нам представить ситуацию или объект по их описанию другим человеком, то есть, это предпосылка коммуникативной стороны общения.
-
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Пассивное воображение- образы воображения возникают спонтанно, без воли и желания человека. Преднамеренное пассивное воображение- человек позволяет собственному бессознательному продуцировать воображаемый мир, в котором он находит защиту от фрустрации и удовлетворение потребностей. Для детей дошкольного возраста является нормой. Непреднамеренное пассивное воображение- наблюдается в состоянии физиологического сна, гипнотического транса и при психических заболеваниях, протекающих с помраченным сознанием.
-
2. Активное воображение- человек вызывает возникновение образов воображения по своему желанию, усилием воли Продуктивное активное воображение (творческое)- действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется. Репродуктивное активное воображение (воссоздающее)- при его использовании ставится задача воспроизвести реальность, как она есть. Необходимо, например, при работе с картами и чертежами.
-
МЕХАНИЗМЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Сущность всех механизмов воображения- преобразование представлений (образов ранее воспринятого) различными способами: Агглютинация- склеивание частей ранее воспринимаемых образов в новых, необычных сочетаниях (кентавр) Гиперболизация- изменение размера предмета (карлик, великан) или количества частей предмета (циклоп или двухголовый Янус) Заострение- подчеркивание каких- либо признаков (карикатура) Схематизация или типизация- выделение нескольких характерных частей и создание на их основе нового образа
-
Что же и состявляет величие человека, как не мысль
А. Пушкин
-
Мышление
Процесс познавательной деятельности индивида, характерной обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
-
Формы мышления
Понятия – отражают существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов Понятия: конкретные; абстрактные.
-
Суждения
Отражают связи между предметом и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
-
Умозаключения
Форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.
-
Классификация типов мышления
По характеру используемых средств: наглядное – материал для мыслительной деятельности представлен в наглядной, конкретной форме (муляжи, лабораторное оборудование и др.) знаковое – материал для мыслительной работы представлен в знаковой, символической форме (оперирование числами, словесное описание ситуации).
-
2. По характеру протекания познавательных процессов: интуитивное – осуществляется как непосредственное схватывание ситуации, «усмотрение» решения без осознания путей и условий его получения; аналитическое – совершается путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основного принципа, закономерности.
-
Мыслительные операции аналитического мышления
1. Абстрагирование – выделение определенных признаков изучаемого объекта и отвлечения от остальных. 2. Анализ – процесс мысленного расчленения целого на части. 3. Обобщение – продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. 4. Синтез – процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. 5. Сравнение – установление сходства и различия между объектами.
-
Классификация типов мышления
3. По характеру выполняемых задач: практическое – когда человеку приходится решать конкретную ситуацию с ее характерными особенностями и условиями (в клинике, на месте происшествия и т.д.); теоретическое – стоящие перед человеком задачи решаются в общем виде.
-
4. По функциям: творческое (сознательное) – порождение новых идей, поиск оригинального решения задачи; стереотипное – решение типичных задач по заранее усвоенной схеме.
-
5. По уровню развития: наглядно-действенное; наглядно-образное; словесно-логическое.
-
Мышление – составная часть и особый объект самосознания личности, в структуру которого входят: понимание себя как субъекта мышления; дифференциация «своих» и «чужих» мыслей; осознание еще нерешенной проблемы, как именно своей; осознание своего отношения к проблеме.
-
Интеллект
Определенный уровень развития мыслительной деятельности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.
-
Интеллект – система умственных операций; Интеллект – стиль и стратегия решения проблем; Интеллект – эффективность индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности; Интеллект – когнитивный стиль.
-
Критерии оценки интеллекта
Глубина. Обобщенность и подвижность знаний. Владение способами кодирования, перекодирования, интеграции и генерализации чувственного опыта на уровне представлений и понятий.
-
Формы интеллектуального поведения
Вербальный интеллект – запас эрудиции, умение понимать прочитанное. Способность решать проблемы. Практический интеллект – умение адаптироваться к окружающей обстановке
-
Формы организации интеллекта
Здравый смысл. Рассудок. Разум.
-
Здравый смысл –
процесс адекватного отражения реальной действительности, базирующийся на анализе сущностных мотивов поведения окружающих людей и использующий рациональных способ мышления.
-
Рассудок –
процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовок мотивов деятельности участников коммуникации.
-
Разум –
высшая форма организации интеллекта, при которой мыслительный процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования деятельности.
-
Память
Психический процесс, выполняющий функцию накопления, сохранения и воспроизведения опыта (представлений) чувственного и рационального познания человеком окружающей среды и самого себя, что обеспечивает дифференцированное его представление.
-
Процессы, составляющие память
Запоминание (запечатление) Сохранение (объем памяти) Воспроизведение Забывание
-
Классификация памяти
1. По характеру психической активности: – двигательная (моторная); – образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная); – эмоциональная; – словесно-логическая.
-
2. По характеру целей деятельности: – производящая; – непроизводящая.
-
3. По продолжительности закрепления материала и сохранения его: – кратковременная; – долговременная.
-
4. По степени использования средств запоминания: – непосредственная; – опосредованная.
-
Запоминание зависит от ряда факторов:
От осмысленности материала: то, что мы поняли, осмыслили, запомнится лучше того, что мы просто зазубрили; От эмоционального ответа личности: то, что волнует, запоминается лучше индифферентного материала; От организации материала- поэзия запоминается лучше, чем проза; схемы- лучше, чем текст; От установки на запоминание: от того, насколько важным мы считаем запоминаемый материал, сколько мы намерены хранить его в памяти и как скоро он нам понадобится вновь.
-
Приемы организации запоминания
В процессе запоминания повторять в различных формах новый материал. Повторять материал в тот же день или на следующий (основное забывание происходит на 2-й день после заучивания). Заучивание материала чередовать с периодами отдыха. Сконцентрированное повторение дает меньший эффект. При работе с текстами выделять в материале смысловые группы, устанавливать внутригрупповые отношения между элементами и межгрупповые связи.
-
Улучшить запоминание можно:
Тренируя память как можно чаще; Представляя материал в виде наглядного зрительного образа; Четко формулируя цели запоминания, определяя временной период, во время которого будет хранится этот материал; Составляя предварительный план запоминаемого материала;
-
Устанавливая смысловые связи с известной информацией; Используя специальные мнемонические приемы («цвета радужного спектра») Используя реминисценцию- отсроченное воспоминание (если материал воспроизводится не сразу после заучивания, а через несколько дней, то качество воспроизведения повышается).
-
Век живи – век учись!И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу, будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь.
К. Прутков
-
СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.