Содержание
-
г. Красноярск – 2018 г. Возрастные особенности и новообразования детей старшего дошкольного возраста 5- 6 лет . Выполнила: педагог-психолог МБДОУ № 330 Кауткина В.А.
-
Каждый возраст характеризуется своей социальной ситуацией развития; ведущей деятельностью, в которой преимущественно развивается мотивационно-потребностная или интеллектуальная сфера личности; возрастными новообразованиями, формирующимися в конце периода, среди них выделяется центральное, наиболее значимое для последующего развития. Границами возрастов являются кризисы - переломные моменты в развитии ребенка. Подробнее о старшем дошкольном возрасте.
2
-
Показатели и ведущие потребности старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет.
Ведущая потребность - потребность в общении; творческая активность. Физиологическая чувствительность - уменьшение чувствительности к дискомфорту. Ведущая функция – воображение. Игровая деятельность -усложнение игровых замыслов; длительные игровые объединения. Форма общения - внеситуативно - деловое и внеситуативно – личностное. Отношения со взрослыми - источник информации, собеседник.
-
Интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребёнка о Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.
-
Отношения со сверстниками - углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтения в общении. Наличие конфликтов – отсутствуют. Способ познания – общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование. Эмоции - преобладание ровного оптимистического настроения. Объект познания - предметы и явления, непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы Произвольность познавательных процессов - развитие целенаправленного запоминания Воображение - развитие творческого воображения
-
На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость. Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т.е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.
-
Восприятие - знания о предметах и их свойствах расширяются, организуются в систему и используются в различных видах деятельности. Внимание- начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15 - 20 мин. Объем внимания 8 - 10 предметов. Память - развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5 - 7 предметов из 10, 3-4 действия. Мышление - наглядно-образное, начало формирования образно-схематического. Речь - формирование планирующей функции речи. Условия успешности - собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь.
-
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной, а не игровой. Появляется желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Совершенствуется восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд (по возрастанию или убыванию; до десяти различных предметов). Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
-
Новообразования старшего дошкольного возраста.
Предвосхищение результата деятельности. Активная планирующая функция речи. Внеситуативно-деловая форма общения со сверстником. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические). Появляется отстраненность от самого себя. Начинает формироваться« зеркальное Я», позволяющее воспринимать себя отстраненно. Данное личностное новообразование формируется в процессе развития функции рефлексии, являющейся ведущей психической функцией 4 фазы дошкольного возраста (6–7 лет). Начинает развиваться самосознание – понимание того, что собой представляет он сам, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение – это считается центральным новообразованием всего периода дошкольного детства.
-
Список литературы:
Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. От рождения до школы. - СПБ.: Питер, 2016. Смирнова Е.О. Детская психология. Учебник для вузов. - М.: Владос, 2015. https://pptcloud.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/01/27/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temuvozrastnye http://yapsiholog.ru/psihologicheskij-vozrast-po-elkoninu/ https://lektsii.org/10-30809.html http://uclg.ru/education/psihologiya/istoriya_psihologii/lecture_periodizatsiya_psihicheskogo_razvitiya_d__b__elkonina.html
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.