Содержание
-
Выступление на педагогическом советеАвтор: учитель начальных классов,Матвеева Екатерина ЕвгеньевнаИнтерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации
-
Пассивное обучение
Обучающийся – объект учебной деятельности. Задача – усвоить и произвести материал. Логика образовательного процесса – от теории к практике.
-
Схема 1 (пассивный метод)
-
Проблемы
Проблема мотивации активности обучаемых. Ориентация образования не только на усвоение обучающимся определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование ключевых компетенций.
-
Схема 2 (активный метод)
-
Схема 3 (интерактивный метод)
-
Интерактивное обучение Логика образовательного процесса – от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя. Повышается мотивация, продуктивность обучения.
-
Задачи интерактивных методов обучения и воспитания Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации. Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять терпимость к другой точке зрения. Научить формировать собственное мнение, опираясь на определённые факты.
-
Принципы интерактивного обучения и воспитания диалогическое взаимодействие; работа в малых группах на основе кооперации и сотрудничества; активно – ролевая (игровая) деятельность; тренинговая организация обучения.
-
Задачи педагога - ведущего направление и помощь процессу обмена информацией; выявление многообразия точек зрения; обращение к личному опыту участников; поддержка активности участников; соединение теории и практики; взаимообогащение опыта участников; облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников; поощрение творчества и самостоятельности участников.
-
Нормы поведения в процессе интерактивного обучения и воспитания в совместной работе не «актёров» и «зрителей», все - участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например «Правильно ли я понял?..»; только после этого делаются выводы; критикуются идеи, а не личности; цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.
-
Формы и методы интерактивного обучения и воспитания дискуссионные: диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуации морального выбора и др.; игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые (управленческие) игры, ролевые игры; тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
-
Приёмы, повышающие эффективность группового обсуждения уточняющие вопросы, побуждающие более чётко формулировать и аргументировать мысли («Что вы имеете в виду, когда говорите…?», «Как вы докажете, что это верно?»); парафраз – повторение ведущим высказываний выступающих с целью стимулировать переосмысление и уточнение сказанного («Вы говорите, что…», «Правильно ли я понял(а), что…»); демонстрация непонимания – побуждение участников повторить, уточнить своё суждение («Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду. Уточните, пожалуйста»);
-
Приёмы, повышающие эффективность группового обсуждения выражение сомнения, которое позволяет убрать слабо аргументированные и непродуманные высказывания («Так ли это?», «Вы уверены в том, что утверждаете?»); приведение альтернативной точки зрения – акцентуация на другом подходе; «доведение до абсурда» – ведущий соглашается с высказанным утверждением, а затем делает из него абсурдные выводы; «задевающее утверждение» – ведущий высказывает суждение, заведомо зная, что оно вызовет бурную реакцию и несогласие участников, стремление опровергнуть данное мнение и изложить другую точку зрения.
-
Вывод: интерактивные формы и методы работы способствуют не только повышению качества знаний, но и повышению работоспособности, трудовой активности обучающихся, их социализации; ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную самостоятельность, что и делает продуктивным сам процесс обучения и воспитания.
Нет комментариев для данной презентации
Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.